Времена глаголов
- Прошедшее
- ÐаÑтоÑщее
- Будущее
Помимо Ñтого еÑÑ‚ÑŒ ещё одна форма глагола – Ð½ÐµÐ¾Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÐµÐ»Ñ‘Ð½Ð½Ð°Ñ Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð°. Её можно раÑÑматривать как отдельное времÑ.
Каждое Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¿Ñ€ÐµÑледует Ñвою ÑобÑтвенную цель. Каждое Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ ÑƒÐ½Ð¸ÐºÐ°Ð»ÑŒÐ½Ð¾, оно привноÑит в текÑÑ‚ Ñвой оттенок, Ñвои ощущениÑ.
Прошедшее времÑ
Прошедшее Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ – опиÑательное. Оно Ñоздаёт размеренный Ñтиль, Ñпокойный, уютный. Лучше вÑего Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ñ‰ÑŒÑŽ прошедшего времени опиÑывать результаты. Прошедшее Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ñамое раÑпроÑтранённое в руÑÑком Ñзыке.
Примеры:
«ÐŸÐ¾Ñле тренинга, Ñ Ð¿Ð¾Ð½Ñл, что Ñамым важным Ð´Ð»Ñ Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð±Ñ‹Ð»Ð¾…»
«Ð¯ запланировал Ñледующие шаги…»
ÐаÑтоÑщее времÑ
ÐаÑтоÑщее Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð´Ð¸Ð½Ð°Ð¼Ð¸Ñ‡Ð½Ð¾Ðµ. Оно Ñоздаёт очень живой Ñтиль, подвижный, чаще вÑего наÑтоÑщее Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¾Ð¿Ð¸Ñывает дейÑтвие. С помощью наÑтоÑщего времени удобно опиÑывать чей-то (возможно Ñвой) образ в будущем, планы контракта.
Примеры:
«Ð¯ говорю чиÑто, Ð¼Ð¾Ñ Ñ€ÐµÑ‡ÑŒ звучит образно и Ñрко».
«Ð—а меÑÑц Ñ Ð²Ñ‹Ð¿Ð¾Ð»Ð½ÑÑŽ Ñледующие упражнених»
Будущее времÑ
Будущее Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð»ÑƒÑ‡ÑˆÐµ вÑего Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾ÑÑ‚Ñ€Ð¾ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ð°. Оно опиÑательное, очень уютное и размеренное. С помощью будущего времени удобно показывать цикличноÑÑ‚ÑŒ, повторение, риÑовать типичные образы.
Примеры:
«Ð‘ывают такое наÑтроение, что выйдешь из дома и захочетÑÑ ÑƒÐ»Ñ‹Ð±Ð°Ñ‚ÑŒÑÑ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð¼Ñƒ вÑтречному».
«Ðекоторые люди только войдут в помещение, как у вÑех Ñразу подыметÑÑ Ð½Ð°Ñтроение».
«Ð¯ обÑзательно Ñтану лучше и добрее к людÑм».
ÐÐµÐ¾Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÐµÐ»Ñ‘Ð½Ð½Ð°Ñ Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð°
ÐÐµÐ¾Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÐµÐ»Ñ‘Ð½Ð½Ð°Ñ Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð° похожа на наÑтоÑщее времÑ. Она динамичнаÑ, опиÑывает дейÑтвие, Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ñ‰ÑŒÑŽ неё удобнее вÑего формулировать цели контракта. Ð’ то же времÑ, Ð½ÐµÐ¾Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÐµÐ»Ñ‘Ð½Ð½Ð°Ñ Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð° выглÑдит более безличноÑтной, в Ñтом ÑмыÑле она пÑихологичеÑки безопаÑнее, чем наÑтоÑщее времÑ, но и чаÑто отделÑет поÑтупки от Ñубъекта.
Примеры:
«ÐŸÐ»Ð°Ð½Ñ‹ на меÑÑц: выполнить не менее четырёх упражнений и оформить Ñледующий контракт».
«ÐžÑ‡ÐµÐ½ÑŒ важно помнить о Ñледующих пунктах…»
Ð”Ð»Ñ ÑравнениÑ
Ð”Ð»Ñ ÑравнениÑ, Ñформулирую одну и ту же фразу в разных временах. Заметьте, наÑколько Ñильно они отличаютÑÑ:
Прошедшее: «Ð¯ выбрал упражнение Ñолнышко» – конÑÑ‚Ð°Ñ‚Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ñ„Ð°ÐºÑ‚Ð°.
ÐаÑтоÑщее: «Ð¯ выбираю упражнение Ñолнышко» – решительноÑÑ‚ÑŒ, нацеленноÑÑ‚ÑŒ на результат.
Будущее: «Ð¯ выберу упражнение Ñолнышко» – планирование, размышление.
ÐÐµÐ¾Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÐµÐ»Ñ‘Ð½Ð½Ð°Ñ Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð°: «Ð’ыбрать упражнение Ñолнышко» – безличноÑтнаÑ, механиÑтичеÑÐºÐ°Ñ Ñ€ÐµÑˆÐ¸Ð¼Ð¾ÑÑ‚ÑŒ.
Я Ñпециально проанализировал работы нашего потока: большинÑтво Ñтатей «Ð абота практичеÑкого пÑихолога» были выполнены в прошедшем времени, «Ð‘азовый тренинг» – в прошедшем и наÑтоÑщем, а большинÑтво контрактов на диÑтанции – в наÑтоÑщем времени и неопределённой форме.
Ð’ завиÑимоÑти от цели работы даже не оÑознанно мы выбираем подходÑщее времÑ.
Ещё одной оÑобенноÑтью ÑвлÑетÑÑ Ñ‚Ð¾, что «Ð¿Ñ€Ð¸Ð·Ñ‹Ð² к дейÑтвию» еÑÑ‚ÑŒ у вÑех времён, кроме прошедшего.
ÐаÑтоÑщее: «Ð¾Ð±Ñзательно читай».
Будущее: «Ñ‚Ñ‹ прочитаешь».
ÐÐµÐ¾Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÐµÐ»Ñ‘Ð½Ð½Ð°Ñ Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð°: «Ñ€ÐµÐºÐ¾Ð¼ÐµÐ½Ð´ÑƒÑŽ читать».
ЕÑли вы хотите наполнить текÑÑ‚ призывом, лучше вÑего иÑпользовать наÑтоÑщее или неопределённую форму.
Вывод: времена глаголов Ñильно влиÑÑŽÑ‚ на текÑÑ‚, Ñледует иÑпользовать времена оÑознанно, каждое Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð´Ð»Ñ Ñвоей задачи. Ð’Ñегда анализируйте, почему вы иÑпользуете именно Ñто времÑ, а не какое-либо другое. Чтобы определить какое Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð¾Ð¹Ð´Ñ‘Ñ‚ лучше, Ñтоит попробовать Ñформулировать неÑколько предложений в каждом из времён и выбрать наиболее подходÑщее.