Я люблю свою семью

10 августа 2014 г. в 06:32

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Этот листок форматом A4, озаглавленный «Я люблю свою семью», может висеть и в комнате вашего ребенка, и на общей территории, например в вашей столовой: главное, чтобы он был виден и доступен для обсуждения. Это – воспитательная таблица, листок взросления вашего ребенка (а, возможно, и моменты вашей работы над собой), здесь происходит фиксация ваших успехов; здесь вы, уважаемые родители, в простой и понятной форме пишете то, что вы от ребенка хотите, тем самым ставя перед ним новые задачи. В этот лист вы пишете не разовые пожелания, типа «убери за собой» или «сходи в магазин за хлебом», вы пишете здесь те умения и навыки, которые должен освоить ваш ребенок.

Умение и навык писать ваш ребенок освоил в школе – отлично! А освоил ли он навык просыпаться вовремя, делать с утра зарядку, улыбаться близким, говорить им «Доброе утро!», «Спасибо!», «Пожалуйста!»?

​​​​​​​Не важно, как вы их назовете – полезными привычками, воспитанностью или чертами взросления, но все эти навыки ваш ребенок должен рано или поздно освоить, и эти навыки вы будете записывать в эту таблицу, когда решите, что время пришло. Если вы в листок это свое поручение ребенку записали, это становится его делом, которое он должен с вашей помощью осваивать.

Сам по себе список актуальных учебных поручений для ребенка – огромное дело: это гораздо понятнее и четче, чем постоянные родительские упреки «Ты снова проспал!», «Хоть бы зарядку сделал, что ли?», «Что ты такой хмурый» или «Когда ты научишься элементарной благодарности?». Вместо всех этих упреков вы ставите перед ребенком конкретную задачу: вы можете ее обсудить, подсказать, что конкретно вы ожидаете, договориться, какая помощь от вас ребенку нужна. А когда задача записана, она не забудется, и вы будете регулярно обсуждать с вашим ребенком его успехи в этом поручении.

Мы не обсуждаем здесь, как дети относятся к вашим поручениям, выполняют ли ваши дети то, что им говорят. Если у вас нормальные отношения с детьми, это проблемой не будет. Они ходят в школу (да?), так или иначе делают уроки, могут сбегать в магазин, когда вы их об этом попросите... К этому вы их приучили, значит, можно перед ними ставить и следующие задачи.

Однако воспитание – это не только привитие ребёнку жизненно важных навыков, это и выработка правильного к ним отношения. Одно дело, когда девочка приучена мыть посуду, но каждый раз делает это «из-под палки» и с понуканиями; другое дело, когда она помнит об этом сама и делает это легко, с удовольствием. Так вот, воспитательная таблица все эти градации учитывает, и когда у вашего ребенка отношение к делу меняется на более правильное, вы с удовольствием на листочке ставите соответствующий этому «плюс». Таким образом ведется учет, какие навыки осваивают дети и насколько они их освоили.

Кстати, посмотрите похожие методы освоения полезных навыков вашими детьми: Я могу это сделать и Школа хороших манер.

Если вы поняли идею таблицы, вы сделаете ее такой, чтобы она была понятной и удобной вам. Возможно, вам подойдет такой её вид:

Навыки могут самого разного плана: простые (помыть посуду) и достаточно сложные (красивое и техничное плавание), очень конкретные (научиться чистить картошку) и очень широкие (умею любить родителей). Список навыков вы можете регулярно пополнять тем, что стало актуально.

Внимание: нагрузки давайте посильные, своими заданиями детей не перегружайте. Дадите одну задачу – ребенок с нею справится, нагрузите его десятком задач – результат будет не просто нулевой, а отрицательный. Вариант разумной нагрузки может быть таким: к двум задачам ребенок присматривается, две задачи в активной работе, а два задания ваш ребенок держит в фоне для закрепления привычки.

Если вы написали ребенку задание, это еще не значит, что ребенок его взял. В такой таблице есть колонка «Беру?», где ребенок может написать как «Да», так и «Нет» или поставить знак вопроса, если пока задание ему не понятно или он в размышлениях. Значит, есть тема для разговора.

Как вы будете оценивать прохождение этапов освоения навыков, вы также можете решить сами. Самая понятная система - оценка от -1 до +3. Интуитивно понятно, что -1 = плохо. 0 = нет оценки. 1= кое-что. 2 = хорошо. 3 = отлично!

Для какого возраста подходит этот метод? С 10 лет и выше, тем более что задания здесь могут получать и родители. По крайней мере подростковый возраст – наиболее оптимален. Здесь критичнее не возраст, а отношения между родителями и детьми.

Пусть висит этот листок A4, чтобы вы вместе с детьми всегда могли легко увидеть, что уже освоено, что еще нет. Это будет удобно и вам, и детям: они наконец-то могут понять, что вы хотите от них, а вам проще доносить до детей, что вы от них добиваетесь. Вместо напряженных разговоров быстрее придет взаимопонимание!

Уважемые родители, дорогие коллеги! Просьба: кто сделает такую воспитательную таблицу и запустит этот эксперимент, поделитесь опытом. Что получилось у вас?

  • Автор Н.И. Козлов
  • Воспитание детей
  • Приучение ребенка к хорошим привычкам
  • Подростки

Комментарии (3):

Лаура, 12 августа 2014 г. в 09:46
Спасибо, начну сегодня, обязательно напишу результаты.
Мария М., 12 августа 2014 г. в 12:34
Мне понравилась эта идея! Не хотели бы вы доработать ее и для детей более младшего возраста, тех, кому 4 года (плюс минус) и кто еще не умеет читать, но уже получает от родителей упреки, типа, почему ты всегда хочешь забрать ту игрушку, которой в данный момент играет братик? Или, сняли одежду - повесили на стульчик и т.п. Не все мамы умеют рисовать, может создадите базу картинок?
Марина, 12 августа 2014 г. в 22:02
Я пользуюсь таким методом, причем для всей семьи. На ebay можно купить специально разработанный для этого плакат, который можно повесить на холодильник (он с магнитной лентой). Слева с помощью липучек наклеиваются карточки с изображением отрабатываемых навыков, в таблице 7 колонок по дням недели. Выполнил задание сегодня - мама выдает тебе звездочку на липучке, которую наклеиваешь на соответствующее место в таблице. Заранее оговаривается, сколько звезд нужно собрать для получения какого-то конкретного вознаграждения. Собрал - получил. Наперегонки соревнуется вся семья - у папы с мамой свои задания, у ребенка свои. И призы, соответственно, тоже. Дополнительные карточки с навыками можно делать самому. Фото таблички можно посмотреть здесь http://i.ebayimg.com/00/s/MTYwMFgxNTQ3/z/AcwAAOxyoahSVCfU/$T2eC16J,!zQFIcI,(dt,BSVCfTpfWw~~60_57.JPG

Материалы по теме:

Картинка к "Доска почета «Я могу это сделать!»"
12 авг. 2014 г.
Это игра, помогающая ребенку от 3 до 10 лет осваивать множество необходимых личных навыков, полезных умений и домашних дел. 
2Подробнее →
Картинка к "Правила для подростка"
01 окт. 2022 г.
У вас хорошая семья? Тогда ваша задача, чтобы ваши дети предельно четко знали, что в общении недопустимо категорически, где тот плинтус, ниже которого в вашей семье опускаться нельзя. Даже разозлившись, никогда нельзя использовать нецензурные выражения. Разговаривая с родителями, нельзя проявлять неуважение: сидеть подчеркнуто развалившись, не отвечать на вопросы и показывать, что эти вопросы тебе докучают. Не согласен - четко и собранно, с уважением к родителям скажи, с чем согласен, с чем нет - и что предлагаешь.
Картинка к "Правила для ребенка"
01 янв. 2001 г.
В хороших семьях правила строятся на основе уважения к детям и главенства родителей.
Картинка к "Семья - общая цель"
16 дек. 2015 г.
Пара, не первый год вместе, накопилось много недовольства, разногласий...
Картинка к "Школа хороших манер"
01 янв. 2009 г.
Детям утром объявляется: «У вас начинается Школа хороших манер. Ваша задача каждый день придумывать один простой пункт о своем поведении».