Ябеда и ябедничество. Что с этим делать?

Внимание: стоит учесть, что "ябеда" - понятие славянского менталитета и за рубежом подобного не существует. В России, если ты не помог приятелю, попавшему в беду (на экзамене) и не помог ему (не дал списать), ты предатель. Ты предатель вдвойне, если о списывании сообщил преподавателю. Ты ябеда, ты - предатель.

В Камеруне о факте списывания на ЕГЭ того или иного ученика сообщают по телевидению, позоря такого ученика и его родственников на всю страну.

За рубежом вгляд на это иной. За рубежом каждый взрослый, заметив нарушение со стороны не только прохожего, но и соседа, считает себя обязанным сообщить об этом в полицию. Дружба дружбой, а соблюдение законов и порядке важнее всего. Аналогично, в школах между детьми категорически не принято давать списывать и, напротив, считается нормой сообщить учителю о списывании. Списывание в цивилизованных странах приравнивается к воровству, отнимающему у способных и старательных шанс получить достойное образование. Там не ябед позорят, а тех, кто списывает. В США, Англии, Голландии и Израиле 99% студентов даже и помыслить не могут, чтобы украсть чужую цитату, подсмотреть результат на экзамене, а если увидят - доложат руководству вуза сразу. В этих странах за списывание мгновенно студентов исключают из вузов (и того, кто списал, и того, кто дал списать), а в Камеруне о факте списывания того или иного ученика сообщают по телевидению, позоря такого ученика и его родственников на всю страну.

Итого: в некоторых случаев надо не "ябед" стыдить, а защищать детей, которые за честность, от детей, для которых честность менее важна, чем отношения с друзьями. Тем не менее, противные ябеды действительно есть, неприглядный феномен ябедничества существует, и наши дети ябедами быть не должны. Только определим понятия:

Настоящие ябеды - это дети, получающие удовольствие от того, что их слова стали причиной для наказания другого ребенка. Мотив их действий - не забота о порядке, а недоброжелательность к другим или прямая месть.

И что с этим делать?

Внимание: всерьез о ябедничестве можно говорить только с возраста 5 лет.

  • Если ребенку нет еще 3 лет, то вы не должны быть озабочены проблемой ябедничества. Рано еще, до ябедничества в этом возрасте дети еще не доросли.

У трехлетнего ребенка сознание находится в стадии формирования. Оценить поступок малыш может, только глядя на реакцию взрослых. Когда он сообщает родителям или воспитателю: «Коля столкнул меня с качелей, а была моя очередь», то на самом деле пытается выразить две мысли - сообщить о несправедливости и узнать, действительно ли то, что сделал Коля, плохо. т. к. малыш пока не может предсказать последствия своих поступков. В этом возрасте, если вы заподозрили проявления ябедничества, просто переключите внимание ребенка: «Толя смотрит мультик? А ты что делаешь? В машинки играешь? Построй гараж, а потом мне покажешь!» А вот если вы тут же пойдете наказывать старшего, то тем самым заложите первый кирпичик истинного ябедничества. Или типичная ситуация, когда ребенок бежит к взрослому с сообщением, что кто-то отнял у него игрушку. Это тоже не ябедничество. Просто пока ребенок больше надеется на помощь взрослого, чем на собственные силы.

  • Если вашему малышу от 3 до 5 лет, то чаще всего он не ябедничает, а делится информацией и хочет, чтобы взрослый оценил ситуацию, потому что самому ему это пока трудно сделать. В этом возрасте ребенок может реалистично оценить только поведение других детей, но не самого себя, поэтому вы часто будете слышать о проказах других.

С 3 лет ребенок вступает в дошкольный возраст. На первый план выступает ее величество Игра, причем игра совместная, требующая умения общаться с другими детьми. Наступает «социальный» период развития. Время великих «почемучек» вступает в свои права, ребенок хочет, чтобы ему объяснили «как», «что» и «почему». Он видит разные образцы поведения от мамы, папы, бабушки, воспитательницы и пробует их применять. И ему так важно получить объяснения взрослого о том, «что такое хорошо и что такое плохо»!

Родителям, чьи дети находятся в возрасте 3-5 лет, нужно понимать, что ребенок, сообщая вам о чем-то или о ком-то, зачастую не преследует никаких «низких» целей. Он просто делится информацией! Ведь в семье вы тоже рассказываете своему мужу, что «натворил» ребенок или что сказала вам свекровь. Если кто-то скажет, что вы ябедничаете, то вы возмутитесь, мол, нет, я просто делюсь впечатлениями, эмоциями, фактами! Ребенок наблюдает это и не видит в жалобах ничего предосудительного. Ему тоже необходимо поделиться и впечатлениями, и эмоциями, и фактами. А ваша задача - обсудить с ним, правильно или нет вели себя другие дети, он сам и как лучше вести себя в следующий раз. Будет еще лучше, если вы инсценируете рассказываемые малышом ситуации с помощью игрушек.

Ребенок по дороге домой рассказывает, как воспитательница ругала мальчишек и даже поставила их в угол. Как мальчик куклу отнимал, как девочка назвала ее «черепахой»... Ябедничество ли это? Скорее всего - нет. Кажущийся парадокс в поведении ребенка, не достигшего 5 лет, заключается в том, что он может реалистично оценить только чужое поведение. Это тот самый период, когда «в чужом глазу соринку видишь, а в своем бревна не замечаешь», но именно так развивается психика. Это необходимый этап, чтобы затем научиться оценивать и свои поступки, но это происходит позже, в 5-7 лет. Именно поэтому дети рассказывают о чужих проступках. Им важно, что думает мама по этому поводу. Именно через мнение мамы они изучают социальные нормы общения и учатся оценивать также и свое поведение.

Что будет, если мама прервет ребенка категоричным «не жалуйся» и «не ябедничай»? Дитя, несколько раз получив такую реакцию, замкнется в себе и не станет рассказывать маме о жизни в саду. Ребенок не получит ответы на волнующие его вопросы, его «информационный голод» не будет удовлетворен. Хорошо, если рядом окажутся понимающая и готовая поговорить бабушка, тетя или воспитательница. А если нет? Да, сиюминутная проблема решена, ребенок перестанет «ябедничать», но отдаленная перспектива совсем не радужная - отсутствие доверительных отношений с мамой, проблемы в общении со сверстниками, о которых не с кем посоветоваться. С 3 до 5 лет продолжается период «проб и ошибок», и очень важно, чтобы рядом с ребенком были понимающие родители, готовые всегда прийти на помощь.

  • Если вашему ребенку от 5 до 7 лет, научитесь отделять настоящее ябедничество (из мести, зависти, обиды) от ненастоящего, когда ребенок просит помощи взрослого, сообщает об опасности, хочет избежать незаслуженного наказания или исполняет навязанную роль «ябеды».

Что работает плохо - прямой запрет ябедничать.

Сколько бы лет ни было ребенку, самым неэффективным способом борьбы с ябедничеством является прямое запрещение не ябедничать и не жаловаться, хотя именно на этот способ родители возлагают самые большие надежды. Прямое запрещение блокирует доверительное общение между ребенком и взрослым. Внешне проблема кажется решенной - вы перестаете слышать от ребенка жалобы. Но на самом деле ситуация усугубляется тем, что теперь ребенку еще и не с кем посоветоваться.

Всегда полезно - разобраться, что стоит за ябедой: что за ситуация и что за ребенок. Бывает, что за склонностью ябедничать стоит стоит какая-то другая проблема. Это не всегда, но бывает, и задуматься об этом стоит.

Зачастую дети, желающие заслужить уважение посредством ябедничества, - неудавшиеся лидеры. Им необходимо чувство собственной значимости в своих глазах и глазах других детей. Но как сделать это правильно, как завоевать истинный авторитет, они еще не знают. Им кажется, что таким образом они могут заставить других детей уважать себя и считаться с их мнением. Если это физически сильные дети, то их тихо ненавидят, предпочитая «не связываться». Если физически слабые, то их могут бить и обижать, вызывая новый поток ябедничества.

Если ваш ребенок стремится к лидерству, но выбрал неверный путь, помогите ему проявить себя. Покажите его сильные стороны, за которые он может уважать себя и получить уважение других (например, у него может быть богатая фантазия, и он способен придумать интересную игру). Такому ребенку надо сказать, что ябедничать плохо, что таким образом он потеряет всех друзей и уважение к себе.

Также дети могут ябедничать из чувства мести или обиды по отношению к другим. Например, если вовремя не погасить конфликт между детьми, он может перерасти в противостояние, где обиженная сторона постарается восстановить «статус-кво» через ябедничество, рассказывая, а иногда выдумывая про обидчика то, за что он будет наказан. Не надо путать эту ситуацию с просьбой о помощи к взрослому. Когда ребенок просит помощи, он не настаивает на наказании обидчика, а хочет понять, как ему действовать самому. В случае с ябедничеством из мести он направляет карающую руку взрослого на противника и с удовлетворением наблюдает за его наказанием. Иного пути, как помочь детям решить их конфликт, в этой ситуации не существует.

Ябедничество может спровоцировать и чувство зависти. Ребенок, не имеющий хороших игрушек, одежды, развлечений, внимания окружающих, может отчаянно завидовать тому, у которого это все есть, и через ябедничество пытаться восстановить некую понятную только ему «справедливость». Это может происходить в семьях, где одному ребенку уделяется гораздо больше внимания, чем другому. Своим ябедничеством ребенок как бы подчеркивает: «Посмотрите, он плохо себя ведет! Почему вы любите его больше меня?» В этом случае ябедничество - только симптом более глубокой проблемы - ревности.

Как отучить ребенка ябедничать?

Вопрос: Наша шестилетняя дочь постоянно ябедничает на своего младшего брата Борю, которому только четыре года. Похоже, что она только и ждет, когда Боря сделает что-то не так, чтобы сказать об этом мне. Я думала, что это пройдет, но вижу, что такое поведение превращается в хобби. Как мне остановить его?

Ответ: Установите правило: "Мы рассказываем о близких только хорошее или то, что может им помочь". Если же ребенок рассказывает ситуацию, которую можно понять и как ябеду, и как желание помочь - мы громко и уверенно понимаем сказанное ребенком как его желание помочь (прием позитивный переводчик).

Вот пример возможной беседы.

Дочь: Хочешь, расскажу, что делает Боря?

Мама: Вспомни, чему я тебя учила: мы рассказываем о близких только хорошее или то, что может им помочь. Ты хочешь рассказать о Боре что-то хорошее? Или он делает что-то опасное, и ему нужно помочь?

Дочь: Ну, Боря может ушибиться.

Мама: Насколько серьезная опасность? Ему действительно нужно помочь?

Дочь: Боря взбирается на шкаф, чтобы взять чашку. Он может упасть.

Мама: Действительно, это опасно. Ты подумала, что ты можешь сделать сама, чтобы он не упал?

Дочь: Я могу забраться на шкаф сам и достать ему чашку. Или можно дать ему другую чашку!

Мама: Отлично! Мне нравятся оба варианта. А какой вариант больше нравится тебе? Какой у тебя план?

Дочь: Я дам ему другую чашку.

Мама: Какая же ты внимательная и заботливая! Ты уже умеешь справляться с трудными ситуациями сама. Иди, сделай, что решила!

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Гость 21 ноября 2013 19:55:22

Я учитель начальных классов. Сейчас у меня первоклашки. Готовлюсь к семинару по духовно-нравственному воспитанию. Наткнулась на вашу статью. Она мне здорово помогла. Эта "больная" тема для нашего класса. Спасибо!

Петрович 19 февраля 2015 17:34:35

Диалог хороший, но слишком длинный. Боюсь, Боря уже в середине диалога упал и зашибся.

Развитие темы

Связанные статьи

Самые популярные материалы