Ябедничество — это только средство добиться того, что хочется
Автор: Б. Бах.
Книга «Ваш малыш — личность. Практические советы родителям»
ПринÑто Ñчитать, что Ñбедничать плохо. Почему у ребенка поÑвлÑетÑÑ Ð¶ÐµÐ»Ð°Ð½Ð¸Ðµ информировать взроÑлых о том, что делают ÑверÑтники? И каким еще образом малыш может узнать у родителей, плохой или хороший поÑтупок Ñовершает тот, про кого он раÑÑказывает? У трехлетнего ребенка Ñознание находитÑÑ Ð² Ñтадии формированиÑ. Оценить поÑтупок малыш может, только глÑÐ´Ñ Ð½Ð° реакцию взроÑлых. Когда он Ñообщает родителÑм или воÑпитателю: Â«ÐšÐ¾Ð»Ñ Ñтолкнул Ð¼ÐµÐ½Ñ Ñ ÐºÐ°Ñ‡ÐµÐ»ÐµÐ¹, а была Ð¼Ð¾Ñ Ð¾Ñ‡ÐµÑ€ÐµÐ´ÑŒÂ», то на Ñамом деле пытаетÑÑ Ð²Ñ‹Ñ€Ð°Ð·Ð¸Ñ‚ÑŒ две мыÑли - Ñообщить о неÑправедливоÑти и узнать, дейÑтвительно ли то, что Ñделал КолÑ, плохо. С другой Ñтороны, еÑли ребенок жалуетÑÑ Ñлишком чаÑто, Ñто может вывеÑти из ÑÐµÐ±Ñ ÐºÐ¾Ð³Ð¾ угодно. Ðо в любом Ñлучае отмахиватьÑÑ Ð¾Ñ‚ детей нельзÑ. Лучше попытатьÑÑ Ð¿Ð¾Ð½ÑÑ‚ÑŒ, что за Ñтим Ñтоит.
Пока ребенку не иÑполнилоÑÑŒ 3 лет, произноÑить Ñлово «Ñбеда» проÑто беÑÑмыÑленно. Ð”Ð»Ñ Ñ‚Ð¾Ð³Ð¾ чтобы Ñбедничать, нужно, как минимум, уметь хорошо разговаривать, а также предвидеть поÑледÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ Ñвоих поÑтупков. Рв возраÑте до 3 лет дети, во-первых, только набирают Ñловарный Ð·Ð°Ð¿Ð°Ñ Ð¸ учатÑÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ñ‚ÑŒ ÑмыÑл произноÑимых Ñлов, а, во-вторых, не могут прогнозировать, к чему приведет то или иное дейÑтвие или Ñлово. Хорошо или плохо они поÑтупили, малыши оценивают только по реакции взроÑлого. Так что малыш, Ñкорее вÑего, пришел поделитьÑÑ Ñ Ð¼Ð°Ð¼Ð¾Ð¹ тем, что он так хорошо может объÑÑнить Ñловами то, что видит.
Ð’ Ñтом возраÑте, еÑли вы заподозрили проÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑбедничеÑтва, проÑто переключите внимание ребенка: Â«Ð¢Ð¾Ð»Ñ Ñмотрит мультик? Ð Ñ‚Ñ‹ что делаешь? Ð’ машинки играешь? ПоÑтрой гараж, а потом мне покажешь!» Рвот еÑли вы тут же пойдете наказывать Ñтаршего, то тем Ñамым заложите первый кирпичик иÑтинного ÑбедничеÑтва. Или Ñ‚Ð¸Ð¿Ð¸Ñ‡Ð½Ð°Ñ ÑитуациÑ, когда ребенок бежит к взроÑлому Ñ Ñообщением, что кто-то отнÑл у него игрушку. Ðто тоже не ÑбедничеÑтво. ПроÑто пока ребенок больше надеетÑÑ Ð½Ð° помощь взроÑлого, чем на ÑобÑтвенные Ñилы.
С 3 лет ребенок вÑтупает в дошкольный возраÑÑ‚. Ðа первый план выÑтупает ее величеÑтво Игра, причем игра ÑовмеÑтнаÑ, Ñ‚Ñ€ÐµÐ±ÑƒÑŽÑ‰Ð°Ñ ÑƒÐ¼ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð±Ñ‰Ð°Ñ‚ÑŒÑÑ Ñ Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð¸Ð¼Ð¸ детьми. ÐаÑтупает «Ñоциальный» период развитиÑ. Ð’Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð²ÐµÐ»Ð¸ÐºÐ¸Ñ… «почемучек» вÑтупает в Ñвои права, ребенок хочет, чтобы ему объÑÑнили «как», «что» и «почему». Он видит разные образцы Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ñ‚ мамы, папы, бабушки, воÑпитательницы и пробует их применÑÑ‚ÑŒ. И ему так важно получить объÑÑÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð·Ñ€Ð¾Ñлого о том, «что такое хорошо и что такое плохо»!
РодителÑм, чьи дети находÑÑ‚ÑÑ Ð² возраÑте 3-5 лет, нужно понимать, что ребенок, ÑÐ¾Ð¾Ð±Ñ‰Ð°Ñ Ð²Ð°Ð¼ о чем-то или о ком-то, зачаÑтую не преÑледует никаких «низких» целей. Он проÑто делитÑÑ Ð¸Ð½Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð°Ñ†Ð¸ÐµÐ¹! Ведь в Ñемье вы тоже раÑÑказываете Ñвоему мужу, что «натворил» ребенок или что Ñказала вам Ñвекровь. ЕÑли кто-то Ñкажет, что вы Ñбедничаете, то вы возмутитеÑÑŒ, мол, нет, Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ñто делюÑÑŒ впечатлениÑми, ÑмоциÑми, фактами! Ребенок наблюдает Ñто и не видит в жалобах ничего предоÑудительного. Ему тоже необходимо поделитьÑÑ Ð¸ впечатлениÑми, и ÑмоциÑми, и фактами. Рваша задача - обÑудить Ñ Ð½Ð¸Ð¼, правильно или нет вели ÑÐµÐ±Ñ Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð¸Ðµ дети, он Ñам и как лучше веÑти ÑÐµÐ±Ñ Ð² Ñледующий раз. Будет еще лучше, еÑли вы инÑценируете раÑÑказываемые малышом Ñитуации Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ñ‰ÑŒÑŽ игрушек.
Ребенок по дороге домой раÑÑказывает, как воÑпитательница ругала мальчишек и даже поÑтавила их в угол. Как мальчик куклу отнимал, как девочка назвала ее «черепахой»... ЯбедничеÑтво ли Ñто? Скорее вÑего - нет. КажущийÑÑ Ð¿Ð°Ñ€Ð°Ð´Ð¾ÐºÑ Ð² поведении ребенка, не доÑтигшего 5 лет, заключаетÑÑ Ð² том, что он может реалиÑтично оценить только чужое поведение. Ðто тот Ñамый период, когда «в чужом глазу Ñоринку видишь, а в Ñвоем бревна не замечаешь», но именно так развиваетÑÑ Ð¿Ñихика. Ðто необходимый Ñтап, чтобы затем научитьÑÑ Ð¾Ñ†ÐµÐ½Ð¸Ð²Ð°Ñ‚ÑŒ и Ñвои поÑтупки, но Ñто проиÑходит позже, в 5-7 лет. Именно поÑтому дети раÑÑказывают о чужих проÑтупках. Им важно, что думает мама по Ñтому поводу. Именно через мнение мамы они изучают Ñоциальные нормы Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ учатÑÑ Ð¾Ñ†ÐµÐ½Ð¸Ð²Ð°Ñ‚ÑŒ также и Ñвое поведение.
Что будет, еÑли мама прервет ребенка категоричным «не жалуйÑÑ» и «не Ñбедничай»? ДитÑ, неÑколько раз получив такую реакцию, замкнетÑÑ Ð² Ñебе и не Ñтанет раÑÑказывать маме о жизни в Ñаду. Ребенок не получит ответы на волнующие его вопроÑÑ‹, его «информационный голод» не будет удовлетворен. Хорошо, еÑли Ñ€Ñдом окажутÑÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÑŽÑ‰Ð°Ñ Ð¸ Ð³Ð¾Ñ‚Ð¾Ð²Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ñ€Ð¸Ñ‚ÑŒ бабушка, Ñ‚ÐµÑ‚Ñ Ð¸Ð»Ð¸ воÑпитательница. РеÑли нет? Да, ÑÐ¸ÑŽÐ¼Ð¸Ð½ÑƒÑ‚Ð½Ð°Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ð° решена, ребенок переÑтанет «Ñбедничать», но Ð¾Ñ‚Ð´Ð°Ð»ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¿ÐµÑ€Ñпектива ÑовÑем не Ñ€Ð°Ð´ÑƒÐ¶Ð½Ð°Ñ - отÑутÑтвие доверительных отношений Ñ Ð¼Ð°Ð¼Ð¾Ð¹, проблемы в общении Ñо ÑверÑтниками, о которых не Ñ ÐºÐµÐ¼ поÑоветоватьÑÑ. С 3 до 5 лет продолжаетÑÑ Ð¿ÐµÑ€Ð¸Ð¾Ð´ «проб и ошибок», и очень важно, чтобы Ñ€Ñдом Ñ Ñ€ÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÐ¾Ð¼ были понимающие родители, готовые вÑегда прийти на помощь.
Ð’ Ñтаршем дошкольном возраÑте дети начинают оÑваивать ÑтичеÑкие нормы, ориентироватьÑÑ Ð½Ð° них в Ñвоем поведении. Ребенок ÑпоÑобен предÑтавить, какую реакцию вызовет тот или иной его поÑтупок (Ñто называетÑÑ Ñмоциональным предвоÑхищением). Пока ребенок думает, Ñтоит ли что-то делать, перед его внутренним взором возникает раÑÑерженное, груÑтное, радоÑтное или воÑхищенное лицо близкого человека. И, иÑÑ…Ð¾Ð´Ñ Ð¸Ð· той предÑтавленной Ñмоции, малыш уже дейÑтвует или не дейÑтвует. ПоÑтому еÑли мама неизменно запрещает «Ñбедничать» и «жаловатьÑÑ», не разбираÑÑÑŒ в Ñитуации, малыш будет избегать разговоров «по душам», боÑÑÑŒ Ñказать то, что вызовет мамино недовольÑтво.
Ðаверное, вÑе читатели ÑоглаÑÑÑ‚ÑÑ, что Ñудить о Ñитуации можно только в ней разобравшиÑÑŒ. Что двигало тем или иным человеком в тот или иной момент? Какой был мотив? Ð’ отношении ÑбедничеÑтва «мотив» - Ñто ключевое Ñлово.
ЯбедничеÑтво - Ñто только ÑредÑтво добитьÑÑ Ñ‚Ð¾Ð³Ð¾, что хочетÑÑ. Ðто Ñлемент тактики, Ñлужащий доÑтижению какой-то цели, удовлетворению потребноÑти. ОÑновные потребноÑти, о которых можно говорить в Ñитуации Ñ ÑбедничеÑтвом: потребноÑÑ‚ÑŒ в безопаÑноÑти, в Ñохранении Ñвоего «Ñ», в одобрении и уважении взроÑлого, желание избежать незаÑлуженного наказаниÑ. Ðти потребноÑти вполне обоÑнованы, вот только тактика (ÑбедничеÑтво) выбрана неверно!
ПоÑтому очень важно показать ребенку другой, лучший путь Ð´Ð»Ñ ÑƒÐ´Ð¾Ð²Ð»ÐµÑ‚Ð²Ð¾Ñ€ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ð¼ÐµÑŽÑ‰ÐµÐ¹ÑÑ Ð¿Ð¾Ñ‚Ñ€ÐµÐ±Ð½Ð¾Ñти. Также к ÑбедничеÑтву могут привеÑти жеÑткое требование Ñледовать Ñоциальным нормам (например, вÑегда говорить правду) и ÑˆÐ°Ð½Ñ‚Ð°Ð¶Ð½Ð°Ñ Ð¼Ð¾Ð´ÐµÐ»ÑŒ Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² Ñемье. Однако надо отличать иÑтинное ÑбедничеÑтво от того, что им вовÑе не ÑвлÑетÑÑ.
ЯбедничеÑтво: Ñитуации из жизни
ДевÑÑ‚ÑŒ Ñитуаций детÑкого ÑбедничеÑтва. См. →
Ð¡Ð¸Ñ‚ÑƒÐ°Ñ†Ð¸Ñ Ð¿ÐµÑ€Ð²Ð°Ñ. ЕÑли речь идет о чувÑтвительном, боÑзливом ребенке, нужно оÑобенно приÑлушатьÑÑ Ðº тому, что он говорит. Им движет не желание «нажаловатьÑÑ», а потребноÑÑ‚ÑŒ в Ñовете.
Ð¡Ð¸Ñ‚ÑƒÐ°Ñ†Ð¸Ñ Ð²Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°Ñ. Ð’Ñ‹ предÑтавлÑете Ñебе веÑÑŒ ÑƒÐ¶Ð°Ñ Ñ‚Ñ€ÐµÐ²Ð¾Ð¶Ð½Ð¾Ð³Ð¾ ребенка, когда на него надвигаетÑÑ Ð²Ð¾Ñпитательница и требует ответа: «Ðу Ñ‚Ñ‹ же видела, кто Ñто Ñделал... Ðадо говорить правду!»
Ð¡Ð¸Ñ‚ÑƒÐ°Ñ†Ð¸Ñ Ñ‚Ñ€ÐµÑ‚ÑŒÑ. Трехлетний Ðикита подходит к маме и доверительно Ñообщает: «РДаша взÑла конфеты Ñо Ñтола!» ЗдеÑÑŒ могут быть две причины. ÐŸÐµÑ€Ð²Ð°Ñ - мальчик Ñам очень хочет взÑÑ‚ÑŒ ÑладоÑÑ‚ÑŒ, но боитÑÑ Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ñ. ПоÑтому Ñообщает о дейÑтвиÑÑ… ÑеÑтры и Ñпокойно ждет реакции взроÑлого.
Ð¡Ð¸Ñ‚ÑƒÐ°Ñ†Ð¸Ñ Ñ‡ÐµÑ‚Ð²ÐµÑ€Ñ‚Ð°Ñ. «Ðакажу вÑех!» ВоÑпитательнице некогда разбиратьÑÑ Ñ ÑˆÐ°Ð»ÑƒÐ½Ð°Ð¼Ð¸, ведь у нее еще Ñтолько дел! Вот кто-то опÑÑ‚ÑŒ разбил чашку... «Кто Ñто Ñделал? Ðе Ñкажете, будет наказана вÑÑ Ð³Ñ€ÑƒÐ¿Ð¿Ð°!» - Ñтрого говорит она, Ð²Ð·Ð¸Ñ€Ð°Ñ Ð½Ð° притихших шалунов. См. →