Японская школа
Редактор: Н.И. Козлов
Период «вÑедозволенноÑти» у малыша продолжаетÑÑ Ð²Ñего до 5 лет. До Ñтого возраÑта Ñпонцы обращаютÑÑ Ñ Ñ€ÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÐ¾Ð¼, «как Ñ ÐºÐ¾Ñ€Ð¾Ð»ÐµÐ¼Â», Ñ 5 до 15 лет - «как Ñ Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ð¼Â», а поÑле 15 - «как Ñ Ñ€Ð°Ð²Ð½Ñ‹Ð¼Â». СчитаетÑÑ, что пÑтнадцатилетний подроÑток - Ñто уже взроÑлый человек, который четко знает Ñвои обÑзанноÑти и безукоризненно подчинÑетÑÑ Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð¸Ð»Ð°Ð¼. Как Ñто доÑтигаетÑÑ?
Ðто делаетÑÑ Ð² первую очередь Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ñ‰ÑŒÑŽ ÑпонÑкой школы. Став школьником, бывший малыш попадает в очень жеÑткую ÑиÑтему правил и ограничений, которые четко предпиÑывают, как надо поÑтупать в той или иной Ñитуации. Ðе подчинÑÑ‚ÑŒÑÑ Ð¸Ð¼ невозможно, поÑкольку так делают вÑе, и поÑтупить по-другому - означает «потерÑÑ‚ÑŒ лицо», оказатьÑÑ Ð²Ð½Ðµ группы. «ВÑему Ñвое меÑто» - один из оÑновных принципов ÑпонÑкого мировоззрениÑ. И дети уÑваивают его Ñ Ñамого раннего возраÑта.
Ðа начальную школу Японии возлагаетÑÑ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð°Ñ Ñ„ÑƒÐ½ÐºÑ†Ð¸Ñ: помочь ребенку, еще недавно ÑгоиÑтично живущему «как король», научитьÑÑ Ñоблюдать вÑе правила и жить ради группы. Вот почему Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐ°Ñ Ñ‡Ð°ÑÑ‚ÑŒ времени начального Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ÑвÑщена не Ñтолько овладению науками, Ñколько поÑвÑщению в Ñтикет. Малышей учат, как надо ÑÐµÐ±Ñ Ð²ÐµÑти в тех или иных ÑитуациÑÑ…, что можно и нужно говорить и делать, а что нельзÑ.
Коллективизм
Школа Ð´Ð»Ñ ÑпонÑкого ребенка – Ð²Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°Ñ ÑÐµÐ¼ÑŒÑ Ð² прÑмом ÑмыÑле Ñтого Ñлова, ибо каждого первоклашку учат, что вÑе его одноклаÑÑники – друзьÑ, поÑтому дратьÑÑ Ð¸ ругатьÑÑ Ð½ÐµÐ»ÑŒÐ·Ñ. «Ты что, ударишь друга?» Дабы повыÑить чувÑтво локтÑ, вÑе Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ð²Ð¾Ð´ÑÑ‚ÑÑ Ð±ÐµÑчиÑленные ÑоревнованиÑ, где побеждает команда. Каждый учитÑÑ Ð´ÐµÐ»Ð°Ñ‚ÑŒ вклад в Ñвою группу, жить не ради Ñвоих интереÑов, а ради интереÑов Ñтаи. Внутри Ñамой Ñтаи не должно быть конкуренции, иначе Ñто разрушит ее единÑтво и конкурентоÑпоÑобноÑÑ‚ÑŒ Ñреди подобных Ñтай.
Ð’Ñе клаÑÑÑ‹ делÑÑ‚ на группы, внутри которых еÑÑ‚ÑŒ и лидеры, и аутÑайдеры. При Ñтом лидер опекает Ñвоих товарищей и обÑзан отвечать за них и помогать им. Ð’ Ñвою очередь, оÑтальные члены группы вÑÑчеÑки приÑлуживают лидеру. К каждому первоклашке приÑтавлÑÑŽÑ‚ куратора – ученика шеÑтого клаÑÑа, тем Ñамым воÑÐ¿Ð¸Ñ‚Ñ‹Ð²Ð°Ñ Ð² младших уважение к Ñтаршим, а в Ñтарших ответÑтвенноÑÑ‚ÑŒ перед младшими.
Каждый год ученики вÑех клаÑÑов Ñ Ð¿Ð°Ñ€Ð°Ð»Ð»ÐµÐ»Ð¸ перетаÑовываютÑÑ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñƒ Ñобой. Обычно каждый ученик пишет на лиÑточках три имени тех, Ñ ÐºÐµÐ¼ бы он хотел оказатьÑÑ Ð² одном клаÑÑе, и три имени тех, Ñ ÐºÐµÐ¼ бы не хотел. Ðо админиÑÑ‚Ñ€Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ð½Ðµ обещает, что Ñможет выполнить вÑе требованиÑ. Ð’ итоге каждый год ученик как бы попадает в новый коллектив, где еÑÑ‚ÑŒ и Ñтарые знакомые, и новые. Так Ñпонцы воÑпитывают чувÑтво единÑтва Ñреди малышей: ребÑта учатÑÑ ÑƒÐ¶Ð¸Ð²Ð°Ñ‚ÑŒÑÑ Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ñ‹Ð¼.
Ð’ Японии не Ñравнивают детей между Ñобой. ВоÑпитатель никогда не будет отмечать лучших и ругать худших, не Ñкажет родителÑм, что их ребенок плохо риÑует или лучше вÑех бегает. ВыделÑÑ‚ÑŒ кого-то не принÑто. ÐšÐ¾Ð½ÐºÑƒÑ€ÐµÐ½Ñ†Ð¸Ñ Ð¾Ñ‚ÑутÑтвует даже в Ñпортивных мероприÑтиÑÑ… - побеждает дружба или, в крайнем Ñлучае, одна из команд. «Ðе выделÑйÑÑ» - один из принципов ÑпонÑкой жизни.
Ð’ отличие от менталитета Запада, где культивируетÑÑ Ð¸Ð½Ð´Ð¸Ð²Ð¸Ð´ÑƒÐ°Ð»Ð¸Ð·Ð¼ и ценноÑÑ‚ÑŒ каждой отдельно взÑтой личноÑти, менталитет Японии ÑдобрÑетÑÑ ÐºÐ¾Ð»Ð»ÐµÐºÑ‚Ð¸Ð²Ð¸Ð·Ð¼Ð¾Ð¼, когда вÑе, что Ñ‚Ñ‹ делаешь, важно, прежде вÑего, Ð´Ð»Ñ Ð²Ñех окружающих и когда «ÑтаÑ» вÑегда значимее отдельно взÑтого индивида. Так, еÑли клаÑÑ Ð½Ð° уроке шумит, ÑпонÑкий учитель уÑмирÑет шалунов фразой: «Вы мешаете учитьÑÑ ÑоÑеднему клаÑÑу». Ðтого бывает доÑтаточно. Такое Ñтранное поведение обуÑловлено иÑторичеÑким развитием Японии. Ð’Ñ‹Ð½ÑƒÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð³Ð¾Ðµ Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¶Ð¸Ñ‚ÑŒ в изолÑции, Ñтрана выработала менталитет, направленный внутрь. Т.е. еÑли на западе каждый человек друг другу конкурент, то здеÑÑŒ каждый человек как бы работает на «пещеру», Ñ‚.е. в его ÑамоÑознании ÑущеÑтвует Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð°Ñ Ð¼Ñ‹Ñль: «Мое процветание завиÑит от Ð¿Ñ€Ð¾Ñ†Ð²ÐµÑ‚Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¼Ð¾ÐµÐ¹ Ñтраны, поÑтому Ñ, прежде вÑего, должен работать на Ñтрану».
ОÑÐ½Ð¾Ð²Ð½Ð°Ñ Ð·Ð°Ð´Ð°Ñ‡Ð° ÑпонÑкой педагогики - воÑпитать человека, который умеет Ñлаженно работать в коллективе. ÐžÐ±Ð¾Ñ€Ð¾Ñ‚Ð½Ð°Ñ Ñторона Ñтого - «идзимÑ» (понÑтие, близкое нашей армейÑкой «дедовщине»). ЕÑли кто-то из школьников выÑказывает мнение, отличное от Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐ¸Ð½Ñтва, он ÑтановитÑÑ Ð¾Ð±ÑŠÐµÐºÑ‚Ð¾Ð¼ наÑмешек или даже ненавиÑти. ÐеÑтандартного ученика травÑÑ‚, чаÑто избивают.
СтандартизациÑ
Ð’ Стране ВоÑходÑщего Солнца пользуютÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐ¾Ð¹ популÑрноÑтью вÑевозможные инÑтрукции, которые можно вÑтретить везде: в метро, в магазинах, в меÑте утилизации отходов и в любых других меÑтах общеÑтвенного пользованиÑ. ÐšÐ°Ð¶Ð´Ð°Ñ ÑÐ¸Ñ‚ÑƒÐ°Ñ†Ð¸Ñ Ð² табличках пропиÑана вплоть до мелочей. Ðапример, в ÑпонÑких школах можно вÑтретить табличку Ñ Ð¸Ð½Ñтрукцией, как нужно веÑти ÑÐµÐ±Ñ Ð²Ñем, кто входит в учительÑкую:
Ð”Ð»Ñ ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ð¸ÐºÐ¾Ð², входÑщих в учительÑкую: ИнÑтрукциÑ
- Ðккуратно поÑтучать в дверь два или три раза.
- Получив разрешение учителÑ, войти, извинитьÑÑ.
- Коротко изложить Ñуть дела.
- Закончив разговор, извинитьÑÑ.
- Выйти, аккуратно прикрыв за Ñобой дверь.
Стандарт – очень Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð°Ñ Ñ‡Ð°ÑÑ‚ÑŒ обучениÑ. Ð’Ñе должны мыÑлить по единому Ñтандарту, одинаково. Ð’ Японии вÑе школы учатÑÑ Ð¿Ð¾ одной и той же программе, и даже начинают одни и те же темы в одно и то же времÑ. ЕÑли ученик переводитÑÑ Ð¸Ð· одного учебного Ð·Ð°Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² другое, он может не волноватьÑÑ, что попадет на другую программу или на незнакомую тему.
ИзобретательноÑÑ‚ÑŒ, неÑтандартное мышление вÑÑчеÑки критикуетÑÑ Ð¸ подавлÑетÑÑ. ЕÑли вы решили задачу каким-то новым ÑпоÑобом, то ничего хорошего не уÑлышите в Ñвой адреÑ. МакÑимум – Ñкупую похвалу и замечание, что так никто не делает. Ðадо решать так, как вÑе решают: точно Ñоблюдать вÑе правила, иначе быть беде. ТочноÑÑ‚ÑŒ и аккуратноÑÑ‚ÑŒ – то, что ценитÑÑ Ð²Ð°Ð¶Ð½ÐµÐµ изобретательноÑти и импровизации.
ЯпонÑÐºÐ°Ñ ÑˆÐºÐ¾Ð»Ð° – ÑÐ°Ð¼Ð°Ñ ÑƒÐ½Ð¸Ñ„Ð¸Ñ†Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð²Ð¾ вÑем мире. ЗдеÑÑŒ Ð½ÐµÐ»ÑŒÐ·Ñ Ð¾ÑтаватьÑÑ Ð½Ð° второй год или заканчивать обучение ÑкÑтернатом. Раз положено учитьÑÑ ÑˆÐµÑÑ‚ÑŒ лет в начальной школе – ученик должен учитьÑÑ Ñ€Ð¾Ð²Ð½Ð¾ Ñтолько же. Ð—Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ ÑпоÑобноÑти играют меньшую роль, нежели возраÑÑ‚.
ОÑознание группы как единого живого организма начинаетÑÑ Ñ ÑƒÑÑ‚Ð°Ð½Ð¾Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐµÐ´Ð¸Ð½Ð¾Ð³Ð¾ Ñтандарта внешнего вида Ð´Ð»Ñ Ð²Ñех учащихÑÑ. И еÑли в начальной школе не вÑегда еÑÑ‚ÑŒ обÑÐ·Ð°Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÐ½Ð°Ñ Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð°, то к Ñредней школе ученики выглÑдÑÑ‚ абÑолютно одинаково. Умение Ñоблюдать Ñтандарт прививают поÑтепенно: вÑе малыши начальной школы ноÑÑÑ‚ одинаковые желтые шапочки и ранцы Ñ Ð¶ÐµÐ»Ñ‚Ñ‹Ð¼Ð¸ наклейками, по которым первоклашку можно заприметить издалека.
Среди родителей обговариваютÑÑ Ð²Ñе Ñтандарты того, как должен выглÑдеть ученик. ЗапрещаетÑÑ ÐºÐ°Ðº-то выделÑÑ‚ÑŒÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ приноÑить в школу новомодные или дорогие вещи, которые могут не иметь другие ученики. Порой даже цвет нижнего Ð±ÐµÐ»ÑŒÑ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ‚ Ñтать предметом Ñкандала или наÑмешек.
У каждого учебного Ð·Ð°Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÐ²Ð¾Ñ Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð°, поÑтому еÑли ученик нарушает правила вне школы, об Ñтом Ñразу ÑтановитÑÑ Ð¸Ð·Ð²ÐµÑтно админиÑтрации. Ðо наказание неÑет не один конкретный ученик, а его группа или клаÑÑ. ОбъÑвлÑÑ Ð¾ наказании, никогда не упоминаетÑÑ Ð¸Ð¼Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ð²Ð¸Ð½Ð¸Ð²ÑˆÐµÐ³Ð¾ÑÑ, указываетÑÑ Ð»Ð¸ÑˆÑŒ группа, ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð½ÐµÑет ответÑтвенноÑÑ‚ÑŒ. «ВÑе, что Ñ Ð´ÐµÐ»Ð°ÑŽ, может повлиÑÑ‚ÑŒ на моих товарищей», - Ñ Ñтой мыÑлью живет каждый школьник.
Комментарии (6):
С точки зрения гуманизма и европейского человека - это странно и местами дико, но Японцы сидя на острове делают легендарные Тойоты и пожалуй лучшую технику Сони, а самая большая в мире страна - Жигули и в лучшем случае поганый пылесос.
Представьте себе, что на этой цепи островов, где все сидят друг у друга на голове, люди начнут "стремиться к успеху" и обнаружат, что на всех не хватит места, еды, воды, чистого воздуха. Да они же перережут друг друга! Вот и идет в ход все, чтобы задавить человеческое "я": коллектив все, ты ничто, культ почитаемых предков, которые, глядя на тебя, радуются или огорчаются, буддизм, с его отказом от достижений в этой жизни. Это просто социальная технология.