Затрещина для чемпиона

Итак. Частная, относительно молодая, довольно дорогая школа. Возможен полный пансион. Коллектив детей собрался пестрый, разновозрастный и непростой. Это понятно: кто может, отдает детей в муниципальные школы, традиционно считающиеся в городе хорошими. В российские частные школы, особенно молодые, особенно с пансионом, как правило, попадают дети, у которых где-то что-то с образованием уже не сложилось. Иногда — не по одному разу. Ну или у семьи какие-то особые соображения по поводу обучения чада, что на ребенке, конечно же, тоже отражается.

Помимо разных дополнительных образовательных услуг в школе есть занятия весьма специфическим спортом, которые организовал и ведет молодой воспитатель, увлеченный этим видом спорта и сам неплохой спортсмен (назовем его Владиславом). Педагогические достижения Владислава заключаются в том, что буквально за несколько месяцев он создал из числа детей школы команду и натренировал их так, что они уверенно победили в городских соревнованиях по этому виду спорта и весьма достойно выступили на соревнованиях международных. Директору школы это очень-очень понравилось, детям и родителям тоже: мы лучшие, ура-ура, у детей поднимается самооценка, они бросают курить, пить энергетики и играть целыми днями в компьютерные игры, занимаются спортом и улучшают свое здоровье, у школы — престиж, есть что предъявить в качестве рекламы. Дисциплина в школе в среднем стала лучше, директор чувствует «надежное плечо» нового сотрудника.

Некоторые педагоги замечают, что методы, которыми наш спортсмен тренирует своих подопечных, не очень демократические. «Демократии в природе не существует в принципе, — благодушно отшучивается фаворит директора. — А спорт — он все же, как ни крути, близок к природе».

Некоторые дети нового воспитателя тоже откровенно не любят. С ними ожесточенно спорят другие. «Подумаешь, не разрешает все время в интернете сидеть! — говорят сторонники Владислава. — А тем, кого поймал с сигаретами, выдает по нераспечатанной пачке, оставляет на веранде, а потом требует хабарики по счету предъявить… Так это даже полезно: и-нет всех дебилами делает, и сами считайте — уже трое у нас после таких упражнений вообще курить бросили…»

В общем, кто-то за, кто-то против. И вдруг разгорелся ужасный скандал.

Один из старших школьников обвинил Владислава в том, что во время тренировок он бьет юных спортсменов. И, весьма квалифицированно ссылаясь на права ребенка, неприкосновенность личности и прочие международные протоколы, потребовал расследования и публичных извинений. Пикантность ситуации заключалась в том, что лично обвинителя (назовем его Сашей) Владислав пальцем не тронул. Вступился же он за честь одноклассника — лидера тех самых соревнований, который сам никаких жалоб не предъявлял.

Вызванный на ковер к директору Владислав моментально во всем признался: да, действительно, пару затрещин отвесил, но оно было очень за дело, да вы сами у него спросите.

— Все нормально, — угрюмо пробормотал юный чемпион (пусть он будет Васей).

— Да скажи ты ему! Ты же человек! Нельзя же вот так позволять себя опускать! — завопил Саша.

— Да вы понимаете, чем эти ваши разборки могут кончиться для школы?! — воздел руки директор.

— Посмотрим, — философски пожал плечами Владислав. — А пока во избежание отстраняю обоих от тренировок.

— Но ведь соревнования на носу! — взвыл Вася (очень сложный на самом деле юноша, которого отдали в эту школу после подозрений в употреблении наркотиков. Все видели, что спортивные победы буквально преобразили его).

— Учись выбирать заступников, — жестко отреагировал Владислав.

— Я тебя не просил! — едва ли не с кулаками бросился на Сашу Вася.


С тех пор жизнь в школе бурлит, как котел с кашей. Дети и родители разделились на два лагеря. Одни вопрошают: вы знаете, какие тут дети? Они ангелы, что ли? Вас самих никогда не доводили? Воспитатель наши же ошибки исправляет, отвлекает от плохого, приучает к хорошему, и спасибо ему! Другие заявляют, что в цивилизованном обществе рукоприкладство (особенно взрослого к ребенку!) категорически недопустимо и воспитателя надо немедленно уволить. Если нет, мы уходим из этой школы. Зачинщик Саша, как ни странно, из школы уходить не хочет, но по-прежнему требует, чтобы Владислав публично извинился перед Васей. Вася, отлученный от любимого спорта, перестал разговаривать вообще и явно вот-вот пустится во все тяжкие. Владислав продолжает выполнять свои обязанности воспитателя плюс тренировать юных спортсменов, успешно готовя их к следующим международным соревнованиям. Готов вернуть Васю (но не Сашу) в секцию в случае благоприятного окончания всех разборок.

Директор школы (как вы, наверное, уже поняли, именно он ко мне и обратился) в полной панике и не видит никакого благополучного выхода из ситуации. Как говорится, «оба хуже». Никто из участников событий к психологу идти категорически не хочет, все требуют немедленных действий.

Директору нужен конкретный совет: что делать? — а у меня его нет, о чем я ему честно сказала. И вот, прошу «помощи зала». Вдруг в коллективном снобском разуме родится что-то дельное? Ведь на кону судьба если не школы в целом, то по крайней мере двух-трех молодых людей.

А что думаете вы?

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Гость 6 августа 2014 16:57:43

Добрый день! НЕ специалист, но сделал бы так: 1. В беседе "один на один" постарался бы "вытащить" у "Васи" и "Саши" причины нежелания идти к психологу. 2. В беседе "один на один" еще более подробно объяснил бы "Васе", что никакие "Саши" не имеют права "направлять его жизнь". И что "Вася", если хочет вернуться к тем же тренировкам (как я понял - они ему нравятся), ДОЛЖЕН ТАК объясниться с "Сашей", чтобы "Саша" ПОНЯЛ, что в данной ситуации вместо помощи он делает обратную услугу. Предполагаю, что в их возрасте без посторонней помощи это сделать не очень легко. НО! Можно "натренировать" "Васю" на беседу с "Сашей" (особенно если СНАЧАЛА "вытащить" из "Саши" истинные причины его "похода в битву за права Саши"). Может это и не совсем честно по отношению к "Саше", но "Саша", коль он действительно такой "боец", ОБЯЗАН был сначала спросить "Васю" о его желании (или не желании) такого заступничества. Мне вообще кажется, что это "заступничество" может иметь совсем иные, чем официально заявленные "Сашей", причины. Возможно беседа с одноклассниками даст какую-то информацию, благодаря которой прольется свет на истинные причины. 3. Коль в ситуацию вовлечена вся школа - можно поговорить с наиболее активными сторонниками обеих точек зрения ("бить можно", или "бить нельзя"). Сам по себе данный вопрос - сложный. Лично я - не сторонник физ.насилия. Но ПОНИМАЮ, что СИТУАЦИИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ. С тем же "Васей" имеет смысл (сначала "один на один", а потом "психолог+Вася+Владислав") обсудить СИТУАЦИИ, в которых произошли эти "затрещины". 4. В продолжение п.3 можно попробовать "разговор в классе". Как я понял, речь идет о среднем или старшем подростковом возрасте. Т.е. люди уже относительно разумны и могут разумно доносить свою точку зрения. Сила коллектива (особенно в России) достаточно велика. У этого метода есть минус - "Саша", если коллектив не примет его точку зрения, может остаться один и человеку будет плохо. Это, все же, подростки, а не взрослые. Они могут "восстановление мира" понять как "победу в войне" (со всеми вытекающими последствиями для "проигравшей стороны"). Тут надо ОЧЕНЬ хорошо подумать, прежде чем начинать эти "действия". Ну и, конечно, хочется понять КТО ТАКИЕ эти "все, требующие немедленных действий". А то "горлапанов" всегда много, а "Вася", пока остальные "горланят", может слететь "с катушек". И возвращаться обратно еще раз может сил и ВЕРЫ просто не хватить. И директору надо бы СВОЕ мнение ЧЕТКО высказать. Не только "мнение рук-ля школы", но и "мнение ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА". Нужно ЗАСТАВЛЯТЬ РАЗБИРАТЬ СИТУАЦИЮ. Как бы ни хотелось "спрыгнуть" - нужно заставлять и себя и других РАЗОБРАТЬ СИТУАЦИЮ ДО НУЛЯ. Приведу пример (из личной жизни). Мой сын позвонил мне и сказал, что не пойдет на продленку, т.к. он разбил губу однокласснику, тот пожалуется и моего сына накажут. Я попросил сына рассказать как это произошло. Выяснилось, что одноклассник сына, не смотря на неоднократно высказанную просьбу "отстать", просто не реагировал (одноклассник просто запрыгивал на моего сына как бы "покататься в шутку"). В рез-те сын его просто стряхнул с себя и одноклассник, падая, ударился губой о колено сына. Я сказал сыну идти на продленку. А если одноклассник пожалуется - рассказать как все было. Одноклассник пожаловался (опустив ту часть истории, в которой он пытался сделать из моего сына лошадь). И ТУТ надо отдать должное учителю (пожилая женщина, кстати!). Она САМА попросила моего сына рассказать как это вышло. Он рассказал. Ответ учителя однокласснику сына: "А чего ты жалуешься? Тебя просили не лезть? Просили. Получил? Ну и правильно получил." И ТАКАЯ позиция у этого учителя ВСЕГДА. Не "по настроению", а именно ВСЕГДА. РАЗБИРАТЬСЯ В КАЖДОЙ СИТУАЦИИ. ПРИУЧАТЬ КАЖДОГО ЧЛЕНА ОБЩЕСТВА (В ДАННОМ СЛУЧАЕ ШКОЛЬНОГО) К ТОМУ, ЧТО КАЖДАЯ СИТУАЦИЯ БУДЕТ РАЗОБРАНА. Когда дети (подростки) ЗНАЮТ, что СПРАВЕДЛИВОСТЬ БУДЕТ - они гораздо реже "устраивают свои дела неподобающим образом". Они НЕ ХОТЯТ стать объектом публичного порицания (это сначала). А потом начинают ПОНИМАТЬ те плюсы, которые дает соблюдение "правил общежития" (в том случае, если все "разбирательства" проходят БЕЗ унижения ДАЖЕ ВИНОВНОЙ СТОРОНЫ). Сорри, если "длинно". Может поможет:)

Развитие темы

Самые популярные материалы