Жан Пиаже


Жан Пиаже (1896 - 1980) - швейцарский психолог.

Выдвинул концепцию стадиального развития психики. В первых работах (“Речь и мышление ребенка”, 1923) детально проанализировал качественную специфику детского мышления. Используя метод клинической беседы, выдвинул, опираясь на суждения ребенка, положение о том, что главной отличительной характеристикой его познавательной деятельности является эгоцентризм, в силу которого он смешивает субъективное и объективное, переносит свои внутренние побуждения на реальные связи вещей. В мышлении ребенка обнаруживаются и такие особенности, как магия (словам и жестам придается сила воздействия на внешние предметы), анимизм (эти предметы наделяются сознанием и волей), артифициализм (явления окружающего мира считаются изготовленными людьми для своих целей). Эти свойства мышления отражаются в эгоцентрической речи ребенка, выражающей “логику чувств” и не выполняющей коммуникативной функции. Эгоцентризм преодолевается благодаря социализации. В дальнейшем Пиаже пересмотрел этот взгляд, разработав особую логическую систему, позволяющую описать развитие психики ребенка как трансформацию совершаемых им действий (операций). Из системы реальных внешних действий (сенсо-моторный интеллект), которые координируются в целостные системы и превращаются в действия внутренние (см. Интериоризация), возникает логико-математический строй человеческого познания. Для этого действия должны приобрести особые признаки и превратиться в операции. Сенсомоторная и дооперациональная стадии сменяются операциональной. Взаимозависимость операций, их обратимость (для каждой операции имеется противоположная либо обратная ей операция) создают устойчивые и вместе с тем подвижные целостные структуры. От стадии конкретных операций (которую Пиаже датировал младшим школьным возрастом) мышление переходит на стадию формально-логических операций, завершающуюся к 15 годам (“Психология интеллекта”, 1946). Принципы операциональной концепции интеллекта Пиаже считал ключевыми для понимания эволюции мышления в различные исторические эпохи и для различных областей знания, разработав, исходя из этого положения, особое направление исследований, названное им генетической эпистемологией.

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Гость 4 февраля 2014 18:56:49

Очень благодарен вам за вашу заботу.

ЮРА ВОЛГИН 26 февраля 2016 02:49:07

Швейцарский психолог Жан Вильям Фриц Пиаже́ (фр. Jean William Fritz Piaget) действительно весьма точно определил и весьма полно изложил сущности структуры и диапазон мышления ребёнка. Интересно бы познакомиться с его лабораторными исследования по избранной теме, чтобы определить, осознавал ли автор своё великое открытие!? И всё равно, Жан Пиаже является вторым, кто за историю человечества открыл тайну сущности мышления ребёнка, но первый изложил научное обоснование открытия. ЮРА ВОЛГИН 25.02.2016 год

Развитие темы

Самые популярные материалы

  • Как успокоиться перед экзаменом

    Как успокоиться перед экзаменом

    Как успокоиться перед экзаменами или другими важными событиями? Самый простой рецепт - он же самый д...

  • Невротик

    Невротик

    Невротик - если просто и коротко, это человек, которому самому от всего плохо. Этим невротик отличае...

  • Самодостаточность

    Самодостаточность

    Самодостаточность - это когда тебе достаточно самого себя и ты не боишься одиночества. Когда все важ...