Живая правильная речь

В статье использованы материалы сайта www.psylive.ru

Цель нашей речи - повлиять на слушателя: убедить, информировать, развлечь.

Повлиять не случайно, а так, как хотим мы. Понятно, что речь может быть более или менее влиятельной.

Франсуа де Ларошфуко говорил: «В звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в словах».

В искусстве красноречия есть свои правила. Если мы их соблюдаем - достигаем своих речевых целей, если игнорируем - просто сотрясаем воздух.

Объективно, в речи человека могут быть вредные привычки, которые мешают воспринимать, снижают привлекательность и, как следствие, уровень влияния на слушателей.

Живая речь, произнесенная по всем правилам, более привлекательна, чем та же речь, написанная на бумаге. На бумаге можно отразить только слова и невозможно передать всю радугу элементов живой речи.

Основные элементы речи

  • Содержание

Важный элемент речи, которому подчинены все остальные. Содержание речи: знания и словарный запас говорящего.

  • Естественность

Отсутствует скованность и наигранность. Естественность никогда не выйдет из моды. Составляющие естественности:

уверенность в себе (забудь о себе, займись делом), разговорный стиль произнесения (уместен и легко воспринимается слушателями, свободные движения (жесты, хождение, повороты головы).

  • Понятность

Один из приоритетных элементов, необходимый минимум в речи. Составлящие понятности речи: точное выражение мыслей, достаточная громкость и четкая дикция, темп 100 - 150 слов в минуту (средний - 125 слов), построение не очень длинных предложений, разъяснение специфических терминов, иностранных слов, аббревиатуры, повторение сложных для понимания идей другими словами.

  • Яркость

Заставляет слушателей раскрывать рты. Составляющие яркости речи: интонация, делает речь рельефной за счет контрастов между ударными словами и фоном, привлекает внимание слушателей и облегчает понимание речи; эмоциональная окраска в тоне голоса и выражении лица. Передают отношение говорящего к содержанию речи, передается слушателям.

  • Зрительный контакт

Показываем к кому обращаемся. Составляющие зрительного контакта: большую часть времени смотрим в глаза слушателей, фиксируем

взгляд примерно от 2 до 5 секунд,чтобы он не казался бегающим, равномерно распределяем взгляд по всей аудитории. Беседуем не с одним слушателем и не только с серединой зала, а со всей аудиторией, тогда у каждого слушателя появится ощущение, что мы с ним пообщались лично. Смотри Зрительный контакт

  • Жесты

Жестикуляция в меру: пропорционально энергичности речи, чем энергичнее речь, тем энергичней жестикуляция. При умеренном выступлении - умеренные жесты синхронно сопровождают содержание речи. Не должно быть лишних жестов - до, после или вместо произносимых слов. Жесты должны "подчеркивать" слова. Смотри Жесты

  • Композиция

Это целеустремленность (знать тему, основные мысли, цель речи и уложиться в планируемый регламент; на все отвлекающие вопросы отвечать кратко и самому не уходить в дебри) и последовательность (мысли освещать по порядку, без надобности не повторяться и не перескакивать на внеочередную мысль).

  • Правильность

Соблюдаем правила русского языка.

  • Краткость

Концентрация мыслей в словах, умение выразить многое в немногих словах.

  • Слова-паразиты

Не несут полезной информации, часто повторяются без надобности, поэтому засоряют речь: вот, ну, понимаешь, так сказать, как бы и др. Смотри Слова-паразиты

  • Назализация

Заполнение паузы звуком "э-э-э"; режет слух.

  • Техника речи

Голос ровный, достаточно громкий, с расчетом на последний ряд слушателей. Дикция: четкое произношение (плохая дикция - глушитель во рту).

Это не все элементы речи, основные. По этим критериям можно достаточно профессионально оценить речь каждого человека примерно на 80%.

Попробуйте сделать, прослушайте по TV речь какого-либо оратора, разложите его речь в спектр вышеуказанных элементов и вы увидите все его речевые достоинства и недостатками.

Элементы речи должны быть гармонично увязаны между собой и подчиняться психологии восприятия слушателя, поэтому первое правило психологии общения гласит:

Говорить надо не так, как нам удобно говорить, а так, как слушателю удобно воспринимать.

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Отличная речь 27 апреля 2015 00:01:08

Идеальная речь - это прежде всего огромный человеческий труд. Сейчас трудно найти человека с идеальной и правильной речью. Тренируйте свою речь и развивайте ее.

Развитие темы

Самые популярные материалы