Знать и понимать ребенка. Психологический практикум
Автор: Л.Ф. Островская
Ð¡Ð¸Ñ‚ÑƒÐ°Ñ†Ð¸Ñ 1
ПÑтилетний Виталик, поÑвлÑÑÑÑŒ утром в детÑком Ñаду, Ñразу же затевает беготню. Трудно переключить его на Ñпокойные занÑтиÑ. РеÑли, подчинÑÑÑÑŒ требованию воÑпитателÑ, он начинает Ñ Ð´ÐµÑ‚ÑŒÐ¼Ð¸ играть, то вÑпыхивает ÑÑора, ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°Ñ Ð½ÐµÑ€ÐµÐ´ÐºÐ¾ заканчиваетÑÑ Ñлезами. Так он Ñтал веÑти ÑÐµÐ±Ñ Ð½ÐµÐ´Ð°Ð²Ð½Ð¾. См.→
Ð¡Ð¸Ñ‚ÑƒÐ°Ñ†Ð¸Ñ 2
Сережины папа и мама работают и одновременно учатÑÑ Ð½Ð° вечернем отделении инÑтитута; мальчик находитÑÑ Ð½Ð° попечении бабушки. Она ÑтараетÑÑ, чтобы внук не Ñкучал, и разрешает ему Ñмотреть вÑе телевизионные передачи. («ÐŸÑƒÑÑ‚ÑŒ ребенок получит удовольÑтвие!»). См.→
Ð¡Ð¸Ñ‚ÑƒÐ°Ñ†Ð¸Ñ 3
...Трехлетний карапуз, отнÑв игрушку, радуетÑÑ, что завладел ею и ÑовÑем не обращает внимание на Ñлезы обиженного; приноÑит трофей маме, удовлетворенно говорит: «Ðто мое!» См.→
Ð¡Ð¸Ñ‚ÑƒÐ°Ñ†Ð¸Ñ 4
ВоÑпитатель заметил, что ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð“Ñ€Ð¸ÑˆÐ° (ему 4 года) пришел в детÑкий Ñад в возбужденном ÑоÑтоÑнии: громко разговаривает, Ñпорит, затевает ÑÑоры Ñ Ñ‚Ð¾Ð²Ð°Ñ€Ð¸Ñ‰Ð°Ð¼Ð¸ по игре, отнимает игрушки и даже Ñ Ñ‚Ñ€ÑƒÐ´Ð¾Ð¼ подчинÑетÑÑ ÐµÐµ указаниÑм. Ð’ чем причина? См.→
Ð¡Ð¸Ñ‚ÑƒÐ°Ñ†Ð¸Ñ 5
Гена очень не хочет ложитьÑÑ Ñпать раньше вÑех. С мамой и бабушкой об Ñтом говорить беÑполезно: они на Ñтраже режима.
Папа тоже за порÑдок, но в отдельных ÑлучаÑÑ… он допуÑкает отклонениÑ: оÑобенно в те дни, когда по телевизору показывают футбол. Папа - ÑтраÑтный болельщик, и Ñын знает, что он поÑочувÑтвует тому, кто хочет разделить Ñ Ð½Ð¸Ð¼ компанию. И хитрец пользуетÑÑ Ñтим. См.→
Ð¡Ð¸Ñ‚ÑƒÐ°Ñ†Ð¸Ñ 6
ТрехлетнÑÑ Ðаташа громкими воплÑми оглашает квартиру:
- Хочу на улицу! ГулÑÑ‚ÑŒ еще! Хочу прыгать через веревочку!..
Она цеплÑетÑÑ Ð·Ð° Ñвое пальто, пытаÑÑÑŒ не дать его ÑнÑÑ‚ÑŒ Ñ ÑебÑ. Она «Ð½Ðµ Ñлышит» уговоров мамы, что уже пора обедать и Ñпать, что вÑе дети тоже ушли домой. Девочка Ñ Ð²Ð¸Ð·Ð³Ð¾Ð¼ броÑаетÑÑ Ð½Ð° пол, Ñтучит ногами. См.→
Ð¡Ð¸Ñ‚ÑƒÐ°Ñ†Ð¸Ñ 7
КоÑÑ‚Ñ Ð½Ð¾ÐµÑ‚, Ð²Ñ‹Ð¿Ñ€Ð°ÑˆÐ¸Ð²Ð°Ñ Ñ€Ð°Ð·Ñ€ÐµÑˆÐµÐ½Ð¸Ðµ задержатьÑÑ «ÐµÑ‰Ðµ минуточку» у телевизора... Мама уговаривает его:
- Ðе надо плакать. Завтра, перед выходным, поÑмотришь подольше. Ртеперь не плачь... Ðу, уÑпокойÑÑ, не нервничай, перед Ñном Ñто вредно... См.→
Ð¡Ð¸Ñ‚ÑƒÐ°Ñ†Ð¸Ñ 8
Валина мама Ñпрашивает у матери Марины:
- Как Ñто у Ð²Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑƒÑ‡Ð°ÐµÑ‚ÑÑ, что дочь ÑлушаетÑÑ Ñ Ð¿ÐµÑ€Ð²Ð¾Ð³Ð¾ Ñлова и голоÑа вы не повышаете? Ð Ñ Ð²Ð¾Ñ‚ кричу, кричу, бывает и шлепну, а толку - чуть! См.→
Ð¡Ð¸Ñ‚ÑƒÐ°Ñ†Ð¸Ñ 9
Светлана (6 лет) разделила Ñвой праздничный подарок на четыре равные чаÑти: Ñтаршей ÑеÑтре - школьнице, маме, папе и Ñебе. Каждому доÑталоÑÑŒ очень мало. И вот девочка уже, кажетÑÑ, Ñожалеет о Ñвоем поÑтупке. Ðа лице раÑтерÑнноÑÑ‚ÑŒ. Она уже готова вÑе чаÑти Ñоединить вмеÑте, чтобы Ñнова завладеть тем, что так щедро только что разделила между близкими. См.→
Ð¡Ð¸Ñ‚ÑƒÐ°Ñ†Ð¸Ñ 10
Ð’ беÑеде Ñ Ð²Ð¾Ñпитателем мать Миши поделилаÑÑŒ Ñвоими мыÑлÑми о том, как она добиваетÑÑ Ð¿Ð¾ÑÐ»ÑƒÑˆÐ°Ð½Ð¸Ñ Ñына.
- Мише Ñедьмой год, Ñкоро пойдет в школу, и многое ему придетÑÑ Ð´ÐµÐ»Ð°Ñ‚ÑŒ и решать ÑамоÑтоÑтельно. Мы вÑегда Ñто имели в виду и потому Ñ Ñамого раннего детÑтва ÑтаралиÑÑŒ воÑпитывать в нем умение управлÑÑ‚ÑŒ Ñвоими желаниÑми, отказыватьÑÑ Ð¾Ñ‚ того, что не Ñовпадает Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑ‚Ñми Ñемьи, понимать, что можно и что нельзÑ. См.→
Ð¡Ð¸Ñ‚ÑƒÐ°Ñ†Ð¸Ñ 11
Мать делает замечание пÑтилетней дочери за то, что та отгонÑет младшего брата от Ñвоего рабочего Ñтола:
- Плохо ÑÐµÐ±Ñ Ð²ÐµÐ´ÐµÑˆÑŒ. Ведь он меньше тебÑ, ему надо уÑтупать. См.→
Ð¡Ð¸Ñ‚ÑƒÐ°Ñ†Ð¸Ñ 12
Кубики Ñтроительного материала изображают Ñ€Ñды выÑтроившихÑÑ Ñолдат. Они «Ð¿ÐµÑ€ÐµÑтраивалиÑÑŒ» и «Ð¼Ð°Ñ€ÑˆÐ¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð»Ð¸», «ÑтоÑли по Ñтойке Ñмирно и вольно»: Ñолдаты «Ð³Ð¾Ñ‚овилиÑÑŒ» к параду.
Саша 5 лет громко отдавал приказаниÑ, как и подобает наÑтоÑщему командиру в чине капитана.
- Сашенька, ну-ка, Ñкладывай Ñвои кубики и ÑобирайÑÑ Ð³ÑƒÐ»ÑÑ‚ÑŒ, - говорит бабушка Ñвоему внуку.
- Ðу, бабушка!.. Какие же Ñто кубики! Ðто Ñолдаты, а Ñ Ð¸Ñ… капитан. См.→
Ð¡Ð¸Ñ‚ÑƒÐ°Ñ†Ð¸Ñ 13
Первые морозы затÑнули ручеек хруÑтальной коркой. ШеÑтилетние Валерик и Ð–ÐµÐ½Ñ Ñ€ÐµÑˆÐ¸Ð»Ð¸ проверить прочноÑÑ‚ÑŒ льда. СпоÑоб Ñамый раÑпроÑтраненный: провалитÑÑ Ð»ÐµÐ´ или нет, еÑли по нему пройти? ОчутившиÑÑŒ по колено в ледÑной воде, им пришлоÑÑŒ выÑлушать от родителей нотацию: Ñтого делать нельзÑ, можно заболеть. Предупреждение, к Ñожалению, не подейÑтвовало: «ÑкÑперимент» повторилÑÑ Ð½Ð° Ñледующий же день. Родители Валерика и Жени каждый по-Ñвоему Ñтали наÑтавлÑÑ‚ÑŒ Ñвоих Ñыновей. См.→
Ð¡Ð¸Ñ‚ÑƒÐ°Ñ†Ð¸Ñ 14
Утром четырехлетнÑÑ ÐœÐ°Ñ€Ð¸Ð½ÐºÐ° ÑобираетÑÑ Ð² детÑкий Ñад. И вот бабушка видит, что она надевает мамину шлÑпу.
- КраÑиво? Мне идет? - Ñпрашивает она.
- Ðет, Ñто не краÑиво. Такие шлÑпы ноÑÑÑ‚ только взроÑлые, - говорит бабушка.
Рдевочка Ñвое:
- Ðет, краÑиво! Мне нравитÑÑ! Я в ней пойду. Мне она впору. См.→
Ð¡Ð¸Ñ‚ÑƒÐ°Ñ†Ð¸Ñ 15
- Папа, Ð¼ÐµÐ½Ñ ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ðина Петровна похвалила: Ñ Ð·Ð°Ð¿Ð¾Ð¼Ð½Ð¸Ð»Ð° Ñтихотворение быÑтрее вÑех! Хочешь, раÑÑкажу?
- Лучше раÑÑкажи мне о Ñвоем поведении, что Ñ‚Ñ‹ натворила вчера! - Ñтрого говорит отец. См.→
Ð¡Ð¸Ñ‚ÑƒÐ°Ñ†Ð¸Ñ 16
Мать в приÑутÑтвии пÑтилетнего ребенка раÑÑказывает о нем, каков аппетит, что еÑÑ‚ Ñ ÑƒÐ´Ð¾Ð²Ð¾Ð»ÑŒÑтвием, кого больше любит - папу, маму или бабушку, чем переболел, Ð½Ð°Ñ‡Ð¸Ð½Ð°Ñ Ñо Ð´Ð½Ñ Ñ€Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ. Конечно, не умалчивает и об игрушках - Ñколько их и какие они. Рпотом о главном: что Ñын умеет, какой он «Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ‹Ñ‡Ð½Ñ‹Ð¹ ребенок», Ñмышленый, цитирует его выÑÐºÐ°Ð·Ñ‹Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ в итоге говорит: См.→
Ð¡Ð¸Ñ‚ÑƒÐ°Ñ†Ð¸Ñ 17
- Кого Ñ‚Ñ‹ больше любишь - бабу Ðню или бабу Веру? - ревниво допрашивают четырехлетнего внука то одна бабушка, то другаÑ. Каждой хочетÑÑ Ð±Ñ‹Ñ‚ÑŒ желаннее Ð´Ð»Ñ Ñвоего единÑтвенного... Одна задаривает внука игрушками, Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð°Ñ - ÑладоÑÑ‚Ñми.
У малыша уже выработалаÑÑŒ привычка заглÑдывать пришедшим в Ñумку и задавать неизменный вопроÑ:
- Рчто Ñ‚Ñ‹ мне принеÑла? См.→
Ð¡Ð¸Ñ‚ÑƒÐ°Ñ†Ð¸Ñ 18
Мать Ñпрашивает у воÑпитателÑ:
- Почему ребенок Ñтал Ñвоенравным, непоÑлушным? Был маленьким - Ð³Ð¾Ñ€Ñ Ð½Ðµ знали Ñ Ð½Ð¸Ð¼. Ртеперь (Ñкоро в школу!) Ñтал другим: наши раÑпорÑÐ¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÑ€Ð¸Ñ‚Ð¸ÐºÑƒÐµÑ‚. Грубит, на вÑе Ñвое мнение... См.→
Ð¡Ð¸Ñ‚ÑƒÐ°Ñ†Ð¸Ñ 19
Вадик поÑле праздника раÑÑказывает воÑпитателю:
- Вчера Ñ Ð¿Ð°Ð¿Ð¾Ð¹ и мамой ездили в гоÑти, а вечером гулÑли в парке: Ð¼ÐµÐ½Ñ ÑƒÐ³Ð¾Ñ‰Ð°Ð»Ð¸ мороженым.
- Рбабушка Ñ Ð²Ð°Ð¼Ð¸ была? - Ñпрашивает мальчика воÑпитатель.
Тот Ñ Ð¿Ñ€ÐµÐ½ÐµÐ±Ñ€ÐµÐ¶ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ машет рукой:
- Она дом Ñтережет. Папа Ñказал: бабушка - хороший Ñторож. См.→