Знать и понимать ребенка. Ситуация 17

Ситуация 17

​- Кого ты больше любишь - бабу Аню или бабу Веру? - ревниво допрашивают четырехлетнего внука то одна бабушка, то другая. Каждой хочется быть желаннее для своего единственного... Одна задаривает внука игрушками, другая - сладостями.

У малыша уже выработалась привычка заглядывать пришедшим в сумку и задавать неизменный вопрос:

- А что ты мне принесла?

И не было случая, чтобы он не извлек из сумки какой-нибудь для себя сюрприз.

Чем больше становился мальчик, тем изощреннее делались любимому внуку подарки, но уважения к бабушкам все меньше и меньше! Он так дорог им, что даже дерзкие его выходки вызывают умиление.

- Уходи, бабка, обратно! Я с бабой Аней занят, - бубнит недовольно внук.

- Надо ж так сказать! Остроумный, откуда что берется! Необыкновенный ребенок! - рассказывает бабушка своим знакомым и цитирует его высказывания.

В семье все подчинено интересам ребенка. Он постоянно слышит: «Это Сереженьке», «Он это любит», «Пока мал, и побаловать не грех!», «Стоит ли ребенка огорчать?» Разумеется, слова подкрепляются делами.

- Купили маленькому, хотя и дорого. Но ведь не дороже детской радости!

- Мы больше не станем есть пирог, он так понравился нашему внуку, лучше ему оставить.

...«Маленький» подрос и пошел в детский сад.

- Пожалуйста, с ним поделикатнее: он нестандартный ребенок, - это говорит Сережина мама его будущему воспитателю.

- Что Сережа умеет делать самостоятельно? К чему он приучен? Во что играет? Убирает ли за собой игрушки? - спрашивает воспитатель.

- Мы старались не загружать его. Мал еще...

Сережины мама, папа и обе бабушки убеждены: детство должно быть безоблачным, а обязанности, даже совсем незначительные, омрачают его. Они всегда на страже детских прав, о чем не забывают напоминать воспитателю.

- Почему сын не выступал на празднике со стихами, он знает их так много! Почему в этот раз Сережу не похвалили?

- Сын огорчен: дети не хотят играть с ним. Это правда? Почему? Заставьте их...

Воспитатель всегда терпеливо отвечает на все вопросы родителей. Разъясняет. Советует. Иногда просит.

- Приведите, пожалуйста, Сережу завтра пораньше. Он у нас дежурный.

- Стоит ли? О каких трудовых навыках может идти речь? Ведь он совсем маленький, ему пятый год!

...«Маленький» растет, готовится к поступлению в школу. Наконец первое сентября! Ребенок идет первый раз в первый класс!

- Пожалуйста, с ним поделикатнее. Он не стандартный мальчик. Очень смышленый, развит не по годам, - говорит Сережина мама его будущей учительнице.

Знакомство состоялось...

Время идет. Сережа взрослеет. Он уже в пятом классе. Многое, что раньше казалось в его поведении забавным и необыкновенным, теперь выглядит отталкивающим, возмущает близких.

- Опять в грязных ботинках идешь прямо в комнату. Бессовестный! Ни капли уважения к труду старших! Большой уже, а за тобой все еще приходится убирать, как за маленьким!

- С меня хватит, что я для вас учусь хорошо!

- И в кого он такой? Всю душу в него вкладываем! А он?!

Комментарий психолога:

Дети чутко улавливают отношение взрослых к ним, и в зависимости от этого у них возникают соответствующие способы поведения. Там, где ребенка балуют, где его желание выполняется безотказно, там большой простор для расцвета в нем эгоцентризма. Избалованный, он привыкает к тому, что постоянно окружен чрезмерным вниманием близких, ни в чем не знает отказа, захвален, задарен игрушками и лакомствами и растет себялюбцем, баловнем, эгоистом, не умеющим считаться с удобствами и возможностями семьи.

​​​​​​​Некоторые родители не понимают, как можно избаловать ребенка. «Ничего лишнего не покупаем, игрушек - не больше чем у других, одеваем, как все. Разве этим балуем его?» - сетуют они. Но избаловать ребенка можно не только всевозможными излишествами, но и, главное, нетребовательным отношением к нему. Если ребенок привыкает смотреть на своих близких с позиции потребителя, то трудно сформировать в нем чувство долга перед ними. Он привык пользоваться предоставляемыми ему правами и не знает никаких обязанностей. Так вырастают люди деспотичные, заносчивые, эгоистичные, склонные к переоценке собственных возможностей.

Ситуация 18

Мать спрашивает у воспитателя:

- Почему ребенок стал своенравным, непослушным? Был маленьким - горя не знали с ним. А теперь (скоро в школу!) стал другим: наши распоряжения критикует. Грубит, на все свое мнение... См.→

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Развитие темы

Самые популярные материалы