Автор: Л.Ф. Островская


Знать и понимать ребенка. Ситуация 3

Ситуация 3

...Трехлетний карапуз, отняв игрушку, радуется, что завладел ею и совсем не обращает внимание на слезы обиженного; приносит трофей маме, удовлетворенно говорит: «Это мое!»

...Пятилетний мальчик говорит: «Я сильный! Меня все боятся!» И в подтверждение пытается толкнуть ногой подвернувшегося щенка.

...Гостеприимный шестилетний хозяин в отсутствие взрослых созвал со двора гостей - сверстников - и раздал им отцовскую коллекцию минеральных камней. «Меня попросили - я и отдал... Я же не жадный!» - объясняет он свой поступок родителям.

Комментарий психолога:

В представлении ребенка дошкольного возраста понятия о хорошем и плохом часто смещаются: он еще только постигает азы нравственности. С этих позиций проанализируем приведенные выше примеры. Отнял игрушку - значит хорошо. Ведь к его сокровищам прибавилось еще одно. Быть сильным - хорошо. Чтобы доказать свою силу, его устраивает любой способ, лишь бы выглядеть «героем»: обидеть щенка... Быть жадным - плохо. Чтобы доказать свою щедрость, можно пожертвовать и папиной коллекцией и даже смириться с тем, что ему предстоит неприятное объяснение с отцом. (О чем шестилетний ребенок, конечно, догадывается!)

Усвоение маленьким ребенком норм нравственности не так просто для него, как нам кажется. В силу отсутствия достаточного жизненного опыта он не всегда может отличить хорошее от дурного и с легкостью меняет местами эти понятия. Даже усвоив некоторые понятия нравственности, дети дошкольного возраста еще не всегда способны руководствоваться ими. Всему этому надо учить ребенка.

Ситуация 4

Воспитатель заметил, что сегодня Гриша (ему 4 года) пришел в детский сад в возбужденном состоянии: громко разговаривает, спорит, затевает ссоры с товарищами по игре, отнимает игрушки и даже с трудом подчиняется ее указаниям. В чем причина? См.→

Статьи по теме:
Нравственное воспитание ребенка в разном возрасте
Нравственное воспитание ребенка в разном возрасте

​Вопрос о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», какое поведение правильное, а какое недопусти...

0
Нравственность: система запретов или путеводная звезда?
Нравственность: система запретов или путеводная звезда?

Нравственность – внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения...

2
Нравственное воспитание: кто, как, зачем?
Нравственное воспитание: кто, как, зачем?

Нравственное воспитание - формирование понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек пов...

0
Развитие нравственных ориентиров
Развитие нравственных ориентиров

Это двухмерный мир: есть строго хорошие качества, люди, поступки, есть строго плохие. Честность, сме...

0
Знать и понимать ребенка. Психологический практикум
Знать и понимать ребенка. Психологический практикум

Советы детского психолога.

0
Категории: