Практические советы по развитию логики ребенка от 1,5 лет и старше

​​​​​​​На прошлой неделе в детском саду, куда ходит дочка (ей сейчас 3,5 года), у меня была встреча с воспитателем и директором, посвященная подведению итогов года. Некоторые вопросы воспитателей (а так же вопросы от других родителей одноклассников дочки, которые я регулярно слышу) заставили меня внимательнее посмотреть на процесс развития дочери и поделиться со всеми заинтересованными моими находками.

На протяжении всего учебного года, по словам педагогов, моя дочка демонстрирует способности к дедуктивному мышлению, и в большинстве случаев приятно удивляет этим и воспитателей, и родителей других детей. Несколько дней назад у меня поинтересовались, что же я делала и делаю до сих пор, чтобы развивать логику дочки.

Основные рекомендации по способам развития логики и дедуктивного мышления в большинстве статей по этой теме звучат так:

  1. Решать задачи (чем больше, тем лучше).
  2. Расширять кругозор.
  3. Проявлять дотошность.
  4. Развивать гибкость мышления.
  5. Быть наблюдательным.

МОИ ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ по развитию логики ребенка до 3-х лет.

1. Предлагать ребенку выполнить упражнения на поиск лишнего предмета в группе и задания на сопоставление.

Как делаю я: в работе «Проект Династия​​​​​​​» я рекомендовала серию книг «Развивайка», новой методики развития дошкольников Е. Земцовой. Я начала использование этой серии, когда дочке было около полутора лет, несмотря на то, что, по словам издательства, книги ориентированы на детей от 3-х лет.

Я не уделяла особое внимание каким-то конкретным заданиям из книг «Развивайка», но при этом я считаю, что большой интерес у дочки всегда вызывали упражнения на поиск лишнего предмета в группе и задания на сопоставление. На начальном этапе каждую связь между предметами или отсутствие такой связи я подробно объясняла дочке.

Задание на поиск лишнего предмета и сопоставление я с дочкой делала не только по упражнениям в книгах (дочка очень быстро запомнила все правильные ответы в книгах), но аналогичные задачки я задавала дочке, играя вместе с ней в куклы и лего. На начальном этапе это были самые простые и очевидные комбинации (например, 3 цветочка и 1 машинка, нужно назвать лишний предмет), постепенно задания усложнялись (лишний предмет по размеру, по цвету, форме, по назначению, способу использования и так далее).

2. Обращать внимание ребенка на мелкие детали (предметы/ события/людей) и объяснять, что у какого-либо события (результата события, например, разбитой плитки на полу на кухне) может быть несколько причин. И несколько способов его устранения или развития (если устранение или дальнейшее развитие необходимо).

Как делаю я: на улице, в любых очередях, в общественном транспорте для того, чтобы отвлечь дочку от чего-то (переключить со слез) и, чтобы занять ее чем-то интересным, я специально привлекала и привлекаю ее

внимание к различным мелочам (дорожным знакам, разбитым окнам, спущенным шинам машин, трещинам на асфальте).

Я убеждена, что любой предмет может стать темой для беседы.

Когда дочке было 1,5 года для привлечения ее внимания я использовала восклицания «Ничего себе!», «Ты только посмотри!», «Вот это да!», «Неожиданно!» и прочие. Сейчас мне достаточно сказать «Посмотри скорее!».

После того, как я направляю внимание дочки на нужный предмет, я задаю ей несколько вопросов,

А как ты думаешь / Что ты скажешь:

  • почему так? (причина события / результата события),
  • зачем так / для чего так (с какой целью это было сделано / случайно/ намеренно?)
  • а какие действия последуют (что нужно сделать)?
  • а как было бы лучше и почему?
  • А чего не следует делать и почему?

Аналогичным образом мы с дочкой играем с куклами и машинками: любое событие в кукольной «мире» я проговариваю вместе с дочкой.

Сейчас дочка способна перечислить до 7 различных причин события и предложить несколько вариантов реагирования.

3. Объяснять ребенку важность правильной последовательности действий и последствий того, что случиться, если последовательность будет нарушена. Рассказывать о том, по какой причине для определенного дела существует своя последовательность действий.

Как делаю я: я обращаю внимание дочки на то, что в любом деле (или в большинстве дел) важна точная последовательность действий. Например, при приготовлении супа из-за того, что время приготовления разных ингредиентов отличается, их кладут в кипящую воду в определенном порядке.

ПРИМЕР ИГРЫ:

В больницу на скорой доставлен больной человечек без сознания и сопровождающих. У него диагностируют определенные симптомы (разбита голова, кровь, сломана нога).

Как должен действовать доктор? Какие вопросы он задаст фельдшерам скорой? Какие анализы предложит сделать, чтобы найти причину состояния? Нужно ли сделать что-то экстренное (реанимация)?

На что обратить внимание ребенка: одни и те же симптомы свойственны многим болезням. Чтобы назначить правильное лечение, нужно найти точную причину болезни. Для этого надо найти тот исключительный симптом, который свойственен только этой болезни (эту идею я взяла из сериала «Доктор Хаус»).

Задача врача: составить полную картину события, узнать, как можно больше о состоянии больного. И выбрать правильную последовательность действий.

Статьи по теме:
Проект ДИНАСТИЯ
Проект ДИНАСТИЯ

Эти цели воодушевят всех родителей, которые хотят, чтобы их дети были лучше их, чтобы их дети могли...

0
Почему мой ребенок молчит
Почему мой ребенок молчит

Речь нужна нам не только для общения, но и для мышления, воображения, управления своим поведением. А...

0
Приучаем ребенка играть самостоятельно
Приучаем ребенка играть самостоятельно

Пожалуй, абсолютному большинству родителей с детьми 2-7 лет знакома ситуация: ребенок не хочет занят...

0
Развивающие занятия для малышей: успешный опыт
Развивающие занятия для малышей: успешный опыт

Здесь – развивающие занятия на каждый день, которые я составляла для своей дочки Кати, когда ей было...

2
Гениальные дети
Гениальные дети

Недавно я обратила внимание на одну небольшую, но очень существенную разницу в воспитании детей в ев...

16
Что делают родители для уничтожения потребности ребенка в познании
Что делают родители для уничтожения потребности ребенка в познании

В первые годы жизни ребенок нуждается в огромном количестве любви: чем больше, тем лучше. Его надо б...

0
Упражнение «Читаем книги»
Упражнение «Читаем книги»

ЗАДАЧА: заинтересовать ребенка книгой, положить начало традиции чтения в семье. Чтение должно стать...

2
Отец принял решение сделать своих детей гениями в шахматах прежде, чем они родились
Отец принял решение сделать своих детей гениями в шахматах прежде, чем они родились

Ласло Полгар, преподаватель психологии из Венгрии, полностью поддерживал идею того, что люди гениями...

9
Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет (В. Дмитриева)
Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет (В. Дмитриева)

Все без исключения родители мечтают о том, чтобы их малыш стал успешным и уверенным в себе человеком...

1
Раннее развитие детей
Раннее развитие детей

Раннее развитие детей - деятельность взрослых, направленная на приобретение ребенком знаний, которые...

0
К вопросу о раннем развитии (К. Карпенко)
К вопросу о раннем развитии (К. Карпенко)

Проект «Рождённые в СССР» был начат в 1989 году. Сергей Мирошниченко по инициативе британского продю...

2
Развитие мелкой моторики
Развитие мелкой моторики

При прочих равных люди с развитой мелкой моторикой имеют преимущество перед теми, у кого она не разв...

4
«Ступеньки» - система коучинга для родителей
«Ступеньки» - система коучинга для родителей

«СТУПЕНЬКИ» - это первый проект системного коучинга для родителей - будем учиться Родительству вмест...

0
Развитие ребенка
Развитие ребенка

Развитие ребенка - все позитивные изменения в ребенке, происходящие как вследствие серьезных, качест...

0
Чему учить ребенка
Чему учить ребенка

Большинство родителей в первую очередь интересует проблема интеллектуального развития ребенка. Приче...

0
Категории: