Как правильно ответить ребенку на вопрос «Откуда я взялся?»

31 августа 2019 г. в 04:35

Автор: Легасова Елена Валерьевна, педагог-психолог, консультант по детско-родительским отношениям, ведущая тренингов и семинаров

Советы для родителей, которые боятся общаться об «этом»

Все дети уверены, что их мама и папа все и обо всем знают. Сколько вопросов своим родителям каждый день задают маленькие почемучки. Почему трава зеленая, почему идет снег, а почему выпал зуб, а почему божья коровка с точечками... Однако, вопрос о том, откуда берутся дети на многих родителей наводит панику и приводит к растерянности. Самое главное, не пугайтесь большого количества вопросов, не убегайте от разговора, так как если ребенок не получит ответ от вас, то он узнает в другом месте. Главное – правильно подготовиться к ответу, уделить должное внимание этому интересному для ребенка вопросу, быть тактичными и деликатными. С детьми любого возраста родители должны быть честными ради доверительных отношений, так родители помогут детям понять то, что они могут им доверять, и в дальнейшем открыто разговаривать на любые темы (не надо рассказывать про капусту или аиста).

​​​​​​​Объяснения в этом вопросе давайте по возрастам, чтобы не разрушить своими чрезмерными откровениями детскую психику. Данный разговор должен проходить в форме беседы, где вы и ваш ребенок в разговоре участвуете на равных. Не переводите беседу в лекцию или нотации. Не обсуждайте с детьми, даже подросшими, свой собственный сексуальный опыт вдаваясь во все краски.

Разговор с ребёнком 3-5 лет

Это возраст, когда у детей появляется любопытство о половых отличиях, происходит самоидентификация. Чаще всего именно в этом возрасте ребенок задает вопрос:«Откуда я взялся?». Не пугайтесь, а расскажите вашу историю знакомства с папой, расскажите, что вы мечтали о ребенке и ждали его. ("Мы очень хотели, чтобы ты родился, и ты родился. Мы тебя очень любим"). Ребенка этого возраста не интересуют физиологические подробности, ему важен факт его появления на свет. Необходимо предоставлять ребенку только ту информацию, которую он сейчас может понять, не употребляйте анатомические термины. Поясните, что появился он из животика, где ему было уютно и тепло, где он рос. Затем подрос и перестал помещаться в животике, тогда вы поехали в больницу к специальному доктору, а он уже помог ему родиться. Вместе с рассказом покажите ребёнку фотографии в период ожидания малыша. Делайте акцент не на физиологии, а на чувствах. Превратите свою историю в интересную сказку.

Разговор с ребёнком 6-10 лет

Ребёнок взрослеет, приобретает определённый жизненный опыт, сейчас ему интересны физиологические вопросы. Мы не всегда можем оградить ребёнка от откровенных сцен в интернете или по телевизору, ребенок осваивает мир чувств и отношений. Сейчас выможете объяснить, как устроено тело мужчины и женщины. Смело произносите слова "пенис" и "половой член". Расскажите, как дети растут в утробе. Тему рождения со всеми подробностями не трогайте. Можно сказать, что ребенок появляется на свет в роддоме, а помогают ему врачи. Не можете сами подобрать слова, то в этом вам помогут различные пособия для детей: энциклопедии, детские книжки, обучающие мультфильмы, но посмотрите или прочитайте сначала сами.

Ребенку 8-9 лет уже можно рассказать о том, как сперматозоид попадает в женское влагалище, как встречается с яйцеклеткой, как происходит оплодотворение и дальнейшее развитие зародыша в матке, рождение младенца. Если будете говорить о том, что роды проходят болезненно, тут же добавьте, какое счастье испытывает мама, глядя на родившегося малыша. Как вы были счастливы и рады рождению ребенка. В этом возрасте ребенок понимает, что дети берутся в результате взаимоотношений мужчины иженщины. Сейчас важно объяснить, что секс возможен только между взрослыми людьми и после влюбленности, продолжительной дружбы и решения о том, что они хотят быть вместе и создать семью.

ВАЖНО: поговорите с ребенком о сексуальном насилии. Как можно трогать другого человека, а как нельзя

Разговор с ребёнком 11-16 лет

Если вы не говорили о физиологических изменениях подростков, то уже пора об этом. Подростку необходимо рассказывать заранее о том, что с ним будет происходить (о менструациях и поллюциях).

Кроме того, стоит затронуть тему первой влюбленности, чувств, секса. Когда затронуть тему контрацепции смотрите сами, так как все индивидуально и зависит от того, созрел ребенок для половой жизни или нет. Однако, кто предупрежден, тот вооружен. По статистике, современные дети начинают половую жизнь в возрасте 14-16 лет.

Интимные вопросы сложные, но об этом надо говорить с детьми.

Книга по данной теме "Энциклопедия сексуальной жизни. Физиология и психология. Книга для детей 7-9 лет"

  • Сексуальное воспитание
  • Психосексуальное развитие
  • Развитие ребенка
  • Половое воспитание

Комментарии (1):

Гость, 22 ноября 2019 г. в 17:49

Очень полезная статья. Спасибо большое!

Материалы по теме:

Картинка к "Как наладить контакт с ребенком"
01 окт. 2022 г.
Хотели бы Вы, что бы Ваш ребенок по поведению был похож на Вас? - тогда берите процесс воспитания в свои руки.
0Подробнее →
Картинка к "Пол (гендерная) принадлежность и сексуальность (ВВП)"
01 окт. 2022 г.
Так же как голод и жажда, сексуальное желание является очень мощным мотивом. Однако между сексуальным мотивом и мотивами, связанными с температурой тела, жаждой и голодом, существуют важные различия. Секс является социальным мотивом: он, как правило, предполагает участие другого человека, тогда как мотивы выживания касаются только биологической особи. Кроме того, такие мотивы, как голод и жажда, обусловлены нуждами органических тканей, тогда как секс не связан с нехваткой чего-либо внутри, что нуждалось бы в регулировании и возмещении для выживания организма. Значит, социальные мотивы не поддаются анализу с точки зрения процессов гомеостаза.
Картинка к "Половая (гендерная) идентичность и половое формирование (ВВП)"
01 окт. 2022 г.
За редким исключением, человеческие существа делятся на два пола, и большинство детей обретает твердое чувство принадлежности либо к мужским, либо к женским особям. При этом у них появляется то, что в психологии развития называется половой (гендерной) идентичностью. Но в большинстве культур биологическое различие мужчин и женщин широко обрастает системой убеждений и стереотипов поведения, пронизывающих буквально все сферы человеческой деятельности.
Картинка к "Психосексуальное развитие"
01 окт. 2022 г.
Психосексуальное развитие (англ. Psychosexual development) — теория, сформулированная Зигмундом Фрейдом, объяснявшая развитие личности на языке изменений в биологическом функционировании индивидума. Социальный опыт на каждой стадии предположительно оставляет свой отпечаток в виде установок, черт личности и ценностей, приобретенных на данной стадии.