Детские психотравмы в жизни взрослого человека

23 октября 2020 г. в 12:16

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

Для многих психотерапевтов характерно убеждение «Детство и травмы детства фатально определяют жизнь взрослого человека». Насколько это убеждение соответствует научным данным? Можно уверенно отвечать — никак не соответствует. Этот постулат несостоятелен, исследования и эксперименты такого факта не подтвердили.

Королевская психиатрическая коллегия (главная профессиональная ассоциация психиатров Великобритании) заявила в 2007 году:

Несмотря на почти вековые психоаналитические и психологические спекуляции, не существует никаких независимых свидетельств, подтверждающих предположения, что характер воспитания или ранний детский опыт играют какую-либо роль в формировании фундаментальной личностной гетеросексуальной или гомосексуальной ориентации.

Сексуальная ориентация не выбирается, она имеет в первую очередь биологическую природу. Ранний детский опыт здесь ни при чем. Исследования социальных психологов говорят то же самое — ранний детский опыт предопределяющим для жизни человека не является.

«Выясняется, например, что в большинстве случаев долговременные последствия пережитого в детстве физического или сексуального насилия относительно незначительны (Widom, 1989). То же касается и долговременных последствий подростковой беременности в жизни молодых женщин (Furstenberg, Brooks-Gunn, Morgan, 1987) и даже долговременного эффекта психологической обработки в лагерях для военнопленных (Schein, 1956)» (Росс Л., Нисбет Р. Человек и ситуация: уроки социальной психологии. М., 1999).

Маленький практикум: дайте прогноз психического статуса девочки Моти, которая родилась в 1885 году в бедной семье в селе под Тулой. В этой семье она была нежеланным ребенком, она была никому не нужна, родительской и материнской любви не знала, во время беременности мама хотела быстрее ее сплавить в приют. Родилась она слабой, уродливой, с очень короткими руками и ногами, и родилась слепой: без глаз. Для родителей она была обузой, все детство над нею смеялись и ее дразнили соседские дети, развлекаясь тем, что секли ее крапивой с разных сторон и требовали, чтобы она угадывала, кто это делает, потом сажали ее в яму и наблюдали, как она туда вслепую выбирается. А в 17 лет Мотя полностью обезножила: ноги отнялись, после чего ее братья, приняв Октябрьскую революцию и вступив в партию, прогнали из дома. Вопрос: как эти события детства и юности повлияли на характер и мировосприятие девочки Моти, которую позже называли святой Матроной Московской, и которая всю свою жизнь посвятила служению людям?

Или другой кейс, задокументированный куда как более надежно: судьба колонистов, воспитанников Антона Семеновича Макаренко. Это были дети и подростки, не знавшие материнской любви, в детстве сплошняком пережившие кто физическое, кто сексуальное насилие. Это были отбросы общества, дети, выброшенные на улицу. Кого родители выбросили, кто сам от них убежал. И какими же вышли в жизнь воспитанники Макаренко? Передовики производства, прекрасные семьи, чудесные люди. За несколько лет жизни в коммуне 98% воспитанников из воров, лгунов и проституток превращались в достойных и порядочных людей. Ни о каком фатальном влиянии детских травм, похоже, говорить нельзя.

Да, в неблагоприятных условиях у детей формируются дурные привычки. При правильном воспитании эту дурные привычки меняются на другие привычки, превращающие их в достойных людей. Все возможно, надо просто уметь воспитывать.

  • Психотравма
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (2):

Гость, 08 ноября 2020 г. в 20:32

Похоже если честно, что из крайности в крайность. То есть, если считать что Эйнштейн был троечником, и был гением - то все троечники гении. Или, если человек выжил после попадания молнии, молния не повлияет на другого человека. Есть яркие исключения. Но есть и много случаев, подтверждающих, что влияет. Человек, который в детстве терпел насилие (увы в мир не идеален), может: 1. умереть чисто физически до того, как вырастет; 2. стать инвалидом (и от этого жизнь не стала легче и счастливее, у нас не тот уровень здравоохранения; и люди не все добрые - а человек потерял часть своей способности к труду, возможность постоять за себя). Хорошо, если найдутся силы и вера в себя, дай Бог, чтобы нашлись, но жизнь стала тяжелее. 3. получить убеждения, что насилие норма и стать жертвой, или самому захотеть стать садистом. 4. не доверять людям.

1 ответ
Николай Иванович Козлов, 14 февраля 2023 г. в 13:43
Уважаемый гость (или гостья), призываю вас на будущее быть внимательнее. Статья сообщает научные данные о том, что насилие в большинстве случаев в долговременной перспективе к тяжелым последствиям не приводит. И это все. Статья призывов к насилию (вроде как) не содержит. А против какого тезиса возражаете вы? И каков тезис ваш? Пожалуйста, просто так - не ругайтесь. Думайте. Учитесь свои мысли излагать аккуратно.

Материалы по теме:

Картинка к "Физическое наказание и психические травмы"
01 окт. 2022 г.
Во время футбола дети в процессе игры наносят друг другу удары мячом куда как более весомые, чем во время физических наказаний. Принять мокрый мяч головой - это в разы тяжелее, чем любой от души подзатыльник. Сам по себе удар во время физических наказаний - не причина каких-либо психических травм.Физическое наказание может нанести психическую травму за счет моральных ударов, за счет ударов по больным точкам в душе ребенка.
0Подробнее →
Картинка к "Психическая травма"
01 окт. 2022 г.
Психическая травма — местное повреждения психики от ударов жизни. Проявления: мышление спутанное, в памяти пробелы, внимание плавает, речь со странностями, нарушается адекватность, ориентировка в ситуации и адаптация к происходящему...
Картинка к "Психологическая травма, психотравма"
26 авг. 2016 г.
Психологическая травма — теоретический конструкт и эмоционально нагруженное бытовое псевдопонятие.