Нейрокогнитивное переобучение: вот чем я занимаюсь на самом деле

27 февраля 2021 г. в 07:27

Автор: Павел Зыгмантович​, семейный психолог

 

Я давно вынашиваю одну мысль и сейчас захотел собрать подробности о ней в одном тексте.

 

Он предназначен больше для меня, но если вам будет интересно — я только за.

Итак, вот моя мысль — работа психолога с клиентом не является лечением. Мы не лечим, мы переобучаем. Это образовательная деятельность.

Теперь подробности.

Откуда берутся проблемы в голове?

Есть немало исследований, которые показывают, что проблемы психиатрического характера (аутизм, шизофрения, биполярное аффективное расстройство) связаны с нарушениями работы мозга. Как минимум часть этих расстройств обусловлена генами [1, 2].

Увы, исправить нарушения работы мозга (скажем, нейродегенерацию) с помощью разговоров в кабинете психолога, к сожалению, нельзя.

Конечно, лучше работа с психологом, чем совсем ничего. Например, в одном британском исследовании выявили, что работа с психологом помогает людям лучше справляться с последствиями шизофрении [3].

В общем, в случае с психиатрическими и неврологическими заболеваниями психологи бессильны. Ослабить течение болезни, как-то помочь приспособиться — да, это можно сделать, однако шансы не особо велики, увы [4].

С другой стороны, далеко не всегда у людей возникают психиатрические проблемы. Когда человеку страшно выйти на сцену, когда он постоянно ревнует или когда взрывается яростью от малейшей неудачи — это не заболевания.

Тогда что же?

Это — вот моя идея — просто неправильное обучение. Человек когда-то научился вести себя вот так и теперь использует усвоенный навык — другого-то нет.

Следовательно, нужно лишь освоить другой навык и дело пойдёт на лад.

Это вполне можно сделать самостоятельно, разумеется, однако тут есть подвох, даже два — во-первых, человек не всегда знает, куда именно и как именно нужно переучиваться.

Во-вторых, переучиться трудно — это ведь в два раза больше работы, чем при обучении. Нужно не только научиться одному навыку, но и «отучиться» от второго. Двойная работа. Любой спортивный тренер или преподаватель в музыкальной школе знает, как трудно «перемоторить» неправильный навык у ученика.

И вот здесь появляется психолог, который специально обучен убирать эти два подвоха.

Психолог — это инструктор

Я против использования термина «психотерапия». Во-первых, психотерапия — это лечение душой (как фитотерапия — лечение травами, а фототерапия — лечение светом). Душой в старину называли психику (отсюда и термин «душевнобольной», для описания человека с психиатрическим заболеванием). Как психикой можно что-то лечить — для меня загадка.

Даже если перевести неправильно и считать психотерапию лечением души, то есть психики, то всё равно — лечением занимаются врачи, а не психологи. Психологи, как показывают исследования, здесь почти бессильны (и уж точно бессильнее врачей).

Психолог занимается обучением. Это не мои выдумки. Вот два отрывка из учебников по когнитивно-поведенческой терапии (да, слово «терапия» тут не уместно, но в данном случае оно просто часть названия).

Первый отрывок: «Во многом именно к этому сводится терапия — множественные репетиции поведения, поддержка и стремление сформировать новые стандарты поведения» [5].

Второй отрывок: «Когнитивно-поведенческая терапия — это образовательная терапия; её цель — научить пациента быть терапевтом самому себе» [6].

Как видим, прямо постулируется, что психолог не лечит душой, а учит. Или, если смотреть внимательнее, то — переобучает. То есть психолог не врач, а инструктор.

«Какие ваши доказательства?»

Утверждая, что работа с психологом сводится к переобучению человека, к переходу с одного навыка на другой, неплохо бы предоставить доказательства, верно?

И их есть у меня.

Начну чуть-чуть издалека. Когда лондонские таксисты учат сетку городских улиц, у них меняется мозг — не фатально, но всё-таки заметно. У них увеличивается объём серого вещества в задних частях гиппокампа. А когда они выходили в отставку и переставали использовать эти навыки, мозг постепенно перестраивался обратно [7].

Это нормально для любого обучения — оно всегда вызывает изменения в мозгу.

Прошу обратить внимание — люди учатся, и поэтому их мозг меняется. То есть безо всяких хирургических операций или фармакологии можно изменить взаимодействие систем мозга.

Вот несколько исследований на эту тему.

Например, в исследовании 2006 года, автор взял уйму работ по этой теме, изучил их и сделал такой вывод: работа с психологом (я буду избегать термина «психотерапия») приводит к изменениям в мозгу.

Как пишет автор «изменение симптомов и неадаптивного поведения пациентов на уровне разума с помощью психологических методов сопровождается функциональными изменениями мозга в соответствующих контурах мозга» [8].

В более раннем исследовании другие авторы выявили, что в случае с депрессией, люди, занимавшиеся с психологом, получили изменения в мозге, которые отличались от изменений, вызванных приёмом антидепрессанта пароксетина. Цитирую: «увеличения в гиппокампе и дорсальной коре (зоне Brodmann [BA] 24) и уменшения в надфюзеляжной (BA 9/46), вентральной (BA 47/11), и медиальной (BA 9/10/11) прифронтовой коре» [9].

Мета-анализ 2018 года, основанный на работе с людьми, страдающими от депрессии, показал то же самое.

У людей, работавших с психологами, была ниже активность в некоторых участках префронтальной коры — это означает, что они перестали «накручивать» себя и представлять самые худшие ситуации из возможных.

При этом у них больше активировались зоны мозга, связанные с ростральной передней корой (pregenual anterior cingulate). Эта область участвует в обработке эмоций (в частности, приглушая их). Повышенная активность в этой зоне означает, что люди научились управляться с неприятными эмоциями, что очень важно для людей с депрессией [10].

Наконец, в статье от 2010 года приводятся данные о том, что работа с психологом снижает активность участков мозга, «вырабатывающих» отрицательные эмоции и усилению активности участков фронтальных областей, которые являются более «разумными» и контролируют эмоции [11]

Нейрокогнитивное переобучение

Итак, работа с психологом приводит к изменениям в работе мозга.

Исходя из этого, я считаю, что нужен другой термин, не «психотерапия» (она никак не отражает задач и процесса работы психолога).

Я предлагаю такой — нейрокогнитивное переобучение (neurocognitive reeducation).

Термин этот новый, образован по аналогии с нейромышечным переобучением (neuromuscular reeducation). Нейромышечное переобучение помогает человеку вместо неправильных движений совершать движения правильные.

Например, у человека болело колено, он его не лечил по каким-то причинам, из-за этого хромал. Потом сделал операцию, колено починили, можно не хромать, но человек не может вернуться к правильным движениям.

Вот здесь и появляется необходимость в нейромускульном переобучении. Причём переобучают даже в случае проблем с лицевыми мышцами [12].

Нейрокогнитивное переобучение примерно о том же. Вот есть человек. Его нейроны сложились в определённые ансамбли, которые участвуют в разных функциональных системах, которые в свою очередь приводят человека не к тем результатам, которых человек хочет — например, «делают» человеку настолько страшно, что он боится выступать на публике.

Человек приходит ко мне.

И мы с помощью когнитивных методов (то есть речи, мышления, воображения и пр.) нейронные ансамбли переобучаем. Или, если уж совсем точно, не столько переобучаем, сколько формируем новые, более эффективные. И не столько мы, сколько сам человек под моим, хм, руководством.

Например, с помощью воображения, можно помочь человеку стать бодрее и в целом проводить свой день веселее [13]

А если переучить человека с очень внимательного отношения к своим мыслям на очень поверхностное, то станет меньше неприятных переживаний [14 ].

Звучит всё достаточно тяжеловесно, но на деле это куда проще и понятнее, чем «лечение душой». Это своего рода инструктаж — делать вот это три раза в день, это через день, а вот это только по пятницам.

Дальше идут тонкие настройки — ведь каждый человек уникален, и не всегда одна инструкция годится для всех. Нужно подбирать инструкции под каждого конкретного человека, без этого никуда.

В итоге мы получаем главное — человек знает, как переобучаться, используя для этого когнитивные методы (ну и немножко телесных — зачем же отказываться от возможностей нейромускульного переобучения?).

Нейрокогнитивное переобучение (neurocognitive reeducation) — это чёткий, понятный, операционализируемый термин, в котором всё максимально прозрачно.

Поэтому я сейчас использую именно его.

Надеюсь, вам было интересно читать эту статью — по крайней мере, мне было интересно её писать. Не уверен, что изложил всё максимально внятно и прозрачно, так что смело задавайте вопросы.

А у меня всё, спасибо за внимание.

Кстати, о том, как самостоятельно заниматься нейрокогнитивным переобучением, я очень подробно рассказываю вот здесь.


  1. http://science.sciencemag.org/content/362/6420/eaat8464
  2. http://science.sciencemag.org/content/360/6395/eaap8757
  3. https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0140673613622461
  4. https://www.cambridge.org/core/journals/psychological-medicine/article/adapted-cognitivebehavioural-therapy-required-for-targeting-negative-symptoms-in-schizophrenia-metaanalysis-and-metaregression/5CAF1F3E1ACE4BB541DF768A0B40BCF0
  5. http://zygmantovich.com/?page_id=17572, стр. 170
  6. Джудит Бек «Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям», Питер, 2018, стр. 26
  7. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3268356/
  8. https://www.cambridge.org/core/journals/acta-neuropsychiatrica/article/do-psychotherapies-produce-neurobiological-effects/AF9CA3767296F3EB81043A944085BA83
  9. https://jamanetwork.com/journals/jamapsychiatry/fullarticle/481941
  10. https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0925492717303323
  11. https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1364661310001440
  12. https://www.metroatlantaotolaryngology.org/journal/oct08/Facial%20Rehab.pdf
  13. 14. https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2017.00031/full

Комментарии (7):

Татьяна Семенова, 04 ноября 2022 г. в 00:53
Благодарю за полезную статью. Прозрасность это ценно, для меня.
Людмила Ботнареску, 13 сентября 2023 г. в 15:18
Познавательная статья! Подробно поясняющая, что психолог не лечит, а переобучает.
наталья, 21 сентября 2023 г. в 03:29
Полезная и ценная статья
Лилия Четайкина, 21 сентября 2023 г. в 04:36
Очень интересная информация о нейрокогнитивном переобучении
Наира, 26 сентября 2023 г. в 22:51
Очень полезная статья .Мне как врача очень понравилась 😊
Макаревич Катя., 07 ноября 2023 г. в 03:04
Супер . Благодарю
Анастасия Грибко, 23 января 2024 г. в 08:07
Отличная статья, спасибо!

Материалы по теме:

Картинка к "Слово не лечит или Почему я против психотерапии"
27 февр. 2021 г.
То, чем занимаются психологи нельзя называть психотерапией, это даже психологической помощью назвать нельзя.
4Подробнее →
Картинка к "Держитесь подальше от негативистов и злопыхателей"
02 янв. 2010 г.
Есть люди, с которыми нельзя иметь дела. Ни по работе, ни тем более в отношениях (особенно в деле создания семьи). Если вы встретились с таким человеком — срочно отходите в строну и забудьте о нём навсегда. Я говорю о негативистах и злопыхателях. Это люди, которые злятся на всех и всегда. У которых плохие — все. Врачи, учителя, полицейские, водители, пешеходы, коллеги, мужчины, женщины. Все.
Картинка к "Когнитивная психология"
01 янв. 2003 г.
Когнитивная психология (англ. cognitive psychology) - современное направление в исследовании познавательных процессов. Возникло в 1960-х гг. как альтернатива бихевиоризму. Исследования когнитивных психологов охватывают как сознательные, так и бессознательные процессы психики, при этом и те и другие трактуются как различные способы переработки информации. Наиболее известные представители когнитивной психологии: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер.
Картинка к "Когнитивно-бихевиоральное направление"
31 дек. 2009 г.
Когнитивно-бихевиоральное направление изучает, как воспринимает ситуацию и мыслит человек, помогает выработать человеку более реалистичный взгляд на происходящее и отсюда более адекватное поведение. В экспериментальных работах в области когнитивной психологии, в частности исследованиях Пиаже, были сформулированы ясные научные принципы, которые можно было применить на практике.
Картинка к "Психологическое и личностное обучение"
31 дек. 2009 г.
Психологическое обучение - обучение в области практической психологии. В той мере, в какой это обучение происходит со взрослыми людьми (а по факту идет обучение именно взрослых людей) психологическое обучение - синоним андрагогики. Психологическое обучение - одна из областей практической психологии, наряду с психотерапией, психодиагностикой, психокоррекцией и социальной педагогикой.
Картинка к "Психотерапия как обучение, образование и переучивание"
01 янв. 2001 г.
Что является психотерапией? Психотерапия — просто вопрос переучивания. Переучивание подразумевает отказ от устаревших понятий и знакомство с новыми и осуществимыми. Пациенты, в некотором смысле, подобны студентам; они нуждаются в способности и готовности участвовать в процессе переучивания. Терапия… — форма образования. Поскольку так называемая психотерапия — форма образования, а не терапия, то Вам нужен не доктор или врач, а человек, квалифицированный для того, чтобы обучить Вас в той области, в которой у Вас возникла трудность.
Картинка к "Виды обучения внутри практической психологии"
01 янв. 2010 г.
Тренинги. Плюсы обучения на тренингах: Стабильный результат для целой группы, относительная дешевизна, достойный заработок, создание стандартизированной программы, возможность улучшения. Минусы обучения на тренингах: тренинг решает общие задачи группы, без учета индивидуальных потребностей. Сложность оценки эффективности, возможность остаться зрителем, будучи участником.