Как уберечь ребенка от опасности

30 августа 2021 г. в 10:09

Жан Ледлофф

Жан Ледлофф, врач и журналист, провела два с половиной года в глубине джунглей Латинской Америки вместе с индейцами племени екуана. Почему именно с этим племенем? Потому что они реально знают секрет человеческого счастья. Это настолько невероятно, что вначале в это не верится. Но племя екуана, тем не менее, прекрасно существует, индейцы живут счастливо, в радости и улыбках, и воспитывают таких же спокойных, веселых и самодостаточных, счастливых детей. Жан Ледлофф написала об этом книгу, ставшую бестселлером во многих странах мира. Это глава из книги Жан Ледлофф. Как вырастить ребенка счастливым.


Американских детей защищают всяческими предохраняющими приспособлениями, пожалуй, больше, чем каких бы то ни было детей за всю историю человечества, и, следовательно, меньше всего ожидают от них способности самим позаботиться о себе.

Очень кстати здесь привести услышанную мной историю одной семьи. Родители очень беспокоились, что бассейн во дворе дома представлял опасность для их маленького ребенка. Речь шла не о том, что вода в бассейне может внезапно подняться и увлечь за собой малыша, но, скорее, что ребенок может упасть или броситься в бассейн. Они соорудили ограду вокруг бассейна и всегда держали калитку на замке.

Вполне возможно, что с помощью объяснений родителей ребенок, вовсе об этом не задумываясь, очень хорошо усвоил значение забора и запертой калитки. Он настолько хорошо понимал, чего от него ожидают, что, однажды обнаружив калитку открытой, он вошел в нее, упал в бассейн и утонул.

Когда я услышала эту историю, которую мне рассказали с целью продемонстрировать необходимость постоянной защиты детей от свойственной им способности причинять себе вред, я не могла не вспомнить о той яме в деревне Вананья, рядом с которой дети играли целыми днями безо всякого присмотра и при этом оставались целы и невредимы. Эти два отдельно взятых случая, конечно же, много не значат, но хорошо отражают различия двух культур. Дети екуана оказываются в огромном количестве потенциально опасных ситуаций. Одна из наиболее впечатляющих опасностей — это повсеместное присутствие острейших мачете и ножей, на которые можно наступить, упасть, и с которыми можно свободно играть. Крохи, еще ничего не знающие о ручках, брали ножи за лезвия и у меня на глазах размахивали ими, сжав их в своих пухлых кулачках. Они не только не ранили свои собственные пальцы и не причиняли себе ни малейшего вреда, но если они были на руках у матери, то умудрялись не задевать и ее.

Точно так же дети, играющие с головешками, спотыкаясь и падая с ними, перелезая через порог хижины высотой тридцать сантиметров, никогда не касались горячим углем ни себя, ни свешивающихся сухих пальмовых листьев, покрывающих крышу, ни своих или чужих волос. Дети, как щенки, играли возле домашнего очага без вмешательства со стороны уважающих их взрослых.

Мальчики, начиная примерно с полутора лет, тренировались в стрельбе из лука острыми стрелами; при этом некоторые энтузиасты носили с собой лук почти всегда, когда были на ногах. Стрельба из лука не была ограничена какими-то отведенными местами; кроме того, не существовало никаких «правил техники безопасности». За два с половиной года, проведенных с екуана, я была свидетельницей только одного ранения стрелой, о котором упомянула выше.

Кроме того, ребенка поджидают опасности джунглей, в бескрайних нехоженых просторах которых легко заблудиться и где легко можно поранить при ходьбе босые ноги и голое тело. Я уже не говорю о более очевидных опасностях вроде змей, скорпионов и ягуаров.

​​​​​​​А в реках сильные течения еще более опасны, чем анаконды и крокодилы, и ребенок, заплывший дальше, чем позволяют ему силы и способности, с большой степенью вероятности может разбиться о скалы или многочисленные подводные коряги. Глубина и скорость течения знакомой части реки варьируются день ото дня в зависимости от количества дождя, выпавшего выше по течению, поэтому знание опасностей сегодня может не помочь завтра. Дети, ежедневно купающиеся и играющие в реке, должны точно оценивать свои силы при любых обстоятельствах.

Скорее всего уверенность ребенка в своих силах зависит от возложенной на него ответственности. Способность заботиться о себе у большинства западных детей используется только частично, а большая часть забот взята на себя родителями. С присущим ему неприятием излишеств континуум устраняет ровно столько механизмов самосохранения, сколько взяли на себя другие. В результате снижается эффективность, поскольку никто, кроме самого ребенка, не может постоянно и тщательно быть на страже всех окружающих его обстоятельств.

Чем меньше ответственности за безопасность ребенка будет брать на себя мать в нашем обществе, тем быстрее и полноценнее ребенок станет независимым. Он и сам поймет, когда ему нужна помощь или поддержка. Именно ребенок должен стать инициатором общения. Конечно, речь идет не о том, чтобы лишить малыша возможности прибегнуть к помощи матери, но она должна предложить минимум указаний и вмешательства.

Чересчур опекаемым, зависимым ребенок становится тогда, когда его инициативу постоянно перехватывает не в меру заботливая мать, а не когда малыша держали на руках в первые месяцы его жизни, что ему было особенно важно.


Од­на из мо­их де­ву­шек, за­ни­ма­ю­щих­ся по про­грам­ме са­мо­раз­ви­тия, ра­бо­та­ет гу­вер­нант­кой. Она от­ра­ба­ты­ва­ет очень ин­те­рес­ный ми­нит­ре­нинг, ре­ша­ю­щий ее за­да­чи и за­да­чи ее вос­пи­тан­ни­цы. Они разыг­ры­ва­ют си­ту­а­цию, что как бы ма­лыш­ка по­те­ря­лась (в ТЦ), ма­лыш­ка под­хо­дит к муж­чине и про­сит его по­зво­нить сво­ей няне и объ­яс­нить, где она на­хо­дит­ся и как ее най­ти. Ня­ня непо­да­ле­ку и все это на­блю­да­ет))) Муж­чи­на зво­нит и.... бы­ва­ет очень ве­се­ло. Вос­хи­ща­ет­ся и ма­лыш­кой, и ее ня­ней, тре­ни­ру­ю­щей и раз­ви­ва­ю­щей свою вос­пи­тан­ни­цу. (Вот та­кой ши­кар­ный са­мо­пи­ар, как от­лич­ной неве­ро­ят­ной ма­мы для сво­их де­тей, спо­соб­ной вы­рас­тить Лич­ность. Кто ж из муж­чин от­ка­жет­ся стать от­ца­ми Лич­но­стей?).

Ма­лыш­ка храб­ре­ет и про­яв­ля­ет чу­де­са кре­а­тив­но­сти с каж­дым днем все боль­ше и боль­ше. Юная ле­ди про­хо­дит свой пер­вый ак­тер­ский тре­нинг! Храб­ро­сти боль­ше на­би­ра­лась не юная ле­ди для дан­но­го экс­пе­ри­мен­та, а ле­ди, ко­то­рая чуть по­стар­ше)))

А вот юную ле­ди спо­дви­гать на кра­си­вые аван­тю­ры очень эф­фек­тив­но. Ре­бе­нок го­тов тре­ни­ро­вать­ся 24 ча­са в сут­ки))) А по­том на­столь­ко ра­дост­но на­блю­дать за ее на­вы­ка­ми! Ра­дост­но на­блю­дать за ее кра­си­вым (про­сто ве­ли­ко­свет­ским, от­ра­бо­тан­ным пе­ред зер­ка­лом) об­ще­ни­ем с те­ми, ко­го она на­зна­чи­ла сво­и­ми по­мощ­ни­ка­ми в раз­ре­ше­нии ее про­блем!

Вна­ча­ле гу­вер­нант­ка вы­би­ра­ла са­ма кан­ди­да­тов и пред­ла­га­ла сво­ей вос­пи­тан­ни­це к ним об­ра­щать­ся. Сей­час от­ра­ба­ты­ва­ют - как пра­виль­но вы­би­рать (ин­тел­ли­гент­но­го, от­зыв­чи­во­го, го­то­во­го по­мочь муж­чи­ну) кан­ди­да­та са­мой ма­лыш­ке. Ма­лыш­ка таааа­а­кие на­блю­да­тель­ные спо­соб­но­сти раз­ви­ва­ет))), пси­хо­ло­ги мо­гут от­ды­хать!

  • Автор Ж. Ледлофф
  • Воспитание ответственности
  • Самостоятельность
  • Безопасность

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Как воспитать несамостоятельного ребенка?"
01 окт. 2022 г.
Несамостоятельность - неспособность самостоятельно принимать решения, привычка оглядываться и ждать, кто бы за тебя все решил. Несамостоятельность - не вполне и не всегда черта характера, чаще это выученное, привычное поведение, либо шаблонно перенятое у таких же окружающих, либо используемое в связи с теми или иными условными выгодами.
0Подробнее →
Картинка к "Кто такая «шизофреногенная мать», или К чему ведет подавляющая гиперопека"
01 окт. 2022 г.
Такой тип матери определяется сильной тревожностью и властностью. Она осуществляет постоянный контроль за действиями ребенка. Своей задачей считает расписать каждый его шаг (в тяжелых случаях – до пенсии оного) и зорко следит за четким исполнением написанного плана. В трудную ситуацию детей ставит и амбивалентность таких матерей, из которой возникает двойная связь.
Картинка к "Культура, где от боли не плачут"
01 окт. 2022 г.
Индейцы екуана не издают жалеющих звуков, когда ребенок ушибется. Они ждут, чтобы он поднялся и догнал их, если это все, что требуется. В случае серьезной болезни или раны они делают все, что в их силах, чтобы помочь ему выздороветь: дают лекарства или прибегают к услугам шамана, иногда денно и нощно поют, обращаясь к злым духам, вошедшим в тело больного, но не выражают ему никакого сострадания. Больной же в меру своих сил старается пережить болезнь и никого не беспокоить без необходимости.
Картинка к "Мой ребенок должен быть самостоятельным. Как этого добиться?"
01 янв. 2010 г.
Чтобы ребенок привыкал действовать самостоятельно, нужно позаботиться о трех условиях: 1. Собственное желание ребенка. 2. Препятствие на пути к предмету желания, которое ребенок может преодолеть. 3. Длящееся вознаграждение! Эта идея гениальна, но как ее осуществить в жизни, не всегда понятно сразу.
Картинка к "Жизнь без жалости, сочувствия и сострадания"
01 окт. 2022 г.
Родители екуана не издают жалеющих звуков, когда ребенок ушибется. Они ждут, чтобы он поднялся и догнал их, если это все, что требуется.