Человечество тупеет

15 января 2022 г. в 12:21

Мартен Схеффер и его команда, проведя контент-анализ с помощью Google nGram Viewer англо- и испаноязычного корпуса из миллионов книг, опубликованных между 1850 и 2019 годами, на предмет частотности слов, указывающих на баланс двух процессов мышления: логического рассуждения (ведомого рациональностью) и интуитивного понимания (в основе которого превалируют эмоции).

- Использование слов, связанных с рациональностью мышления (аргументацией, основанной на фактах, типа «определить», «прийти к выводу» и т.п.) неуклонно росло в период между начальным годом исследования (1850) и 1980-ми годами.

- В 1980-х произошел слом этого тренда — «эпоха рациональности» закончилась. Частота слов, связанных с фактами, стала неуклонно снижаться, в то время как частота эмоционально окрашенных слов (типа, «чувствовать», «верить» и т.п.) — столь же неуклонно расти.

- Этот новый тренд «эпохи иррациональности» ещё более ускорился примерно с 2007 года, когда в языках проявилась параллельная сильная тенденция — смещение баланса слов, отражающих некие коллективно признанные истины, к словам, апеллирующим к личному опыту.

Эти результаты, полученные для английского и испанского языков, выглядели столь вопиющими, что авторы были вынуждены проверить их на других языках. Эта проверка подтвердила универсальность выводов для семи языков – в том числе и для русского языка.

Обобщить три вышеназванных вывода исследования можно так.

Новый доминирующий в современном социуме склад ума всё более утрачивает рациональность и опору на коллективно признанные истины, становясь все более эмоциональным и апеллирующим к личному опыту.

Следствиями этого мегатренда вполне логично было бы предположить следующий букет из трёх «гуманитарных» трендов.

- Постепенное превращение человечества в мир идиотов; нарастание интеллектуальной слепоты, всё более увеличивающей расхождение между реальностью и верой миллиардов людей.

- Торжество фейков и постправды: факты перестают работать в качестве действенного инструмента убеждений; границы истины размываются до полной неразличимости; ценностные оценки происходящего деформируются.

- Деградация доминировавшего раньше в мировоззренческих вопросах рефлексивного (аналитического) мышления с одновременным укреплением интуитивистского мышления с опорой на чувства и личный опыт.

Комментарии (1):

Гость, 21 января 2022 г. в 17:07

Бесспорные выводы. Только причина оставлена в тени.

Материалы по теме:

Картинка к "Что такое интуиция: жизненный опыт, мистика или дешевая придумка?"
01 янв. 2013 г.
Интуиция — способность понимать происходящее мгновенно и вне сознательного контроля.
5Подробнее →
Картинка к "Что такое интуиция (Даниэль Канеман)"
11 сент. 2016 г.
Интуиция экспертов кажется волшебством, но это не так. В действительности каждый из нас по много раз на дню демонстрирует мастерство интуиции. Мы определяем гнев по первому же слову в телефонном звонке; входя в комнату, понимаем, что речь шла о нас; стремительно реагируем на неуловимые признаки того, что водитель в соседней машине опасен.
Картинка к "Эмоциональность и мышление"
01 окт. 2022 г.
Мышление эмоционального человека скорее ассоциативное, нежели связное и обоснованное фактами, в речи больше того, что кажется и хочется, нежели то, что есть. Репортаж для эмоционального человека не свойственен, а спектакль - близок. Эмоциональный человек живет скорее в Сказке, нежели в Реальности. Для него характерна большая работа картинками-сценариями и впечатлениями, нежели логикой.
Картинка к "Иррациональная картина мира"
01 окт. 2022 г.
Иррациональная картина мира - это все волшебное, шаманское и колдовское, то, что во что склонны верить дети, женщины, мистики и эзотерики.
Картинка к "Иррациональное мышление"
31 дек. 2009 г.
А. Бек, основоположник когнитивной психологии, условно разделил весь процесс человеческого мышления на три уровня. Во-первых, он выделил произвольные мысли: наиболее поверхностные, легко осознаваемые и контролируемые. Во-вторых, автоматические мысли. Как правило, это стереотипы, навязанные нам в процессе взросления и воспитания. И, в-третьих, базовые схемы и когнитивные убеждения, то есть глубинный уровень мышления, возникающий в области бессознательного, который труднее всего поддается изменению. ;;
Картинка к "Общественное бессознательное"
01 окт. 2022 г.
Как только мы родились, мы уже оказались в той или иной культуре и поэтому – в окружении Общественного Бессознательного. Нас начал пропитывать язык, на котором говорили наши родители, вместе с языком мы бессознательно начали усваивать логику связей, принятых в нашей культуре. Взрослея, мы усваивали менталитет и принятые обществом и семьей культурные нормы – это все происходило бессознательно и с тех пор бессознательно в нас живет. Структуры общественного бессознательного — неосознаваемые языковые, культурные, идеологические и иные схематизмы, мифы и социальные нормы, определяющие мировосприятие людей, принадлежащих к данной культуре. Коллективное бессознательное по К. Юнгу - только одна из возможных разновидностей общественного бессознательного.
Картинка к "Рациональная картина мира"
01 окт. 2022 г.
Рациональная картина мира - то, как видит мир рационально настроенный человек.
Картинка к "Рационально"
01 окт. 2022 г.
Хорошо просчитанное, продуманное и взвешенное, имеющее внятную логику и ведущее к цели.
Картинка к "Рациональность и эмоциональность"
01 окт. 2022 г.
Рациональное - это разумное и логичное, которое отлично от телесного, эмоционального и чувственного. Это компетентность и знания, умения и навыки, а не чувства и предчувствия, желания и импульсы, впечатления и переживания.
Картинка к "Социум"
01 окт. 2022 г.
Социум - общество, когда его представляют безликой массой и противопоставляют конкретному человеку, индивиду и личности. Та часть общества, которая непосредственно влияет на личность. Отношение социума и личности - не простое. С одной стороны, не будь социума, не было бы и личности. Социум - почва, на которой вырастал каждый конкретный человек, источник его сил, ума, образования и культуры. Однако социум имеет свои законы и не всегда ориентирован на интересы конкретного человека. вследствие чего между социумом и личностью могут быть конфликты.