Альтернатива детских драк

26 июня 2014 г. в 11:29

Автор: Наталья Коваленко

Выпускница Университета практической психологии

Ребенок вернулся из детского сада, ноздри раздуты, бровки вниз, сердинки в глазах. Я говорю:

- Сынок, вижу есть что рассказать.
- Да, мам. Меня сегодня Егор ударил, толкнул, я упал, мне было больно.
- Да - говорю я - когда толкают и бьют, действительно неприятно и больно.
- Да, мам! А потом он ударил и толкнул моего друга Сашу.
- Да - говорю - это неприятно, когда бьют друга.
- Да! Тогда мы с Сашей его догнали и побили.
- Я поняла, сыночек.

Я задумалась. Да, конечно, ребенок, особенно мальчик, должен уметь за себя постоять и иногда даже при помощи кулаков. Только всегда ли нужно это делать кулаками, да и результат-то какой от этого будет? В дальнейшем эти стычки будут только усиливаться.

Мой сын и его друг Саша занимаются айкидо, и, в принципе, владеют телом и могут заступиться за себя. А тот мальчик (Егор) не занимается. И я подумала: а как без кулаков можно разрешить эту ситуацию? Я понимаю, что рассказывать ребенку, что не надо драться, а нужно вести себя как-то по-другому - бессмысленно. Ребенку нужно все это показать, он должен все это прочувствовать через себя. И решила провести один эксперимент.

- Сын, давай с тобой поиграем. Ты будешь "Егором", а я буду тобой. Давай разыграем с тобой, как все произошло.

Я иду мимо, мой ребенок меня толкает, я как бы падаю, разворачиваюсь и бью его в ответ. И тут же спрашиваю:

- Что хочется сделать?

Он на меня смотрит со злостью и говорит:

- Хочется ударить.
- Поняла.

Поняли, зафиксировали - хочется ударить. Я говорю:

- Давай попробуем другой вариант.

Я прохожу мимо, он меня толкает, я падаю, разворачиваюсь к нему и говорю:

- Егор, тебе приятно, когда тебя бьют и толкают?

Он на меня смотрит, глазами хлопает и говорит:

- Нет.
- И мне неприятно, когда меня бьют и толкают. Давай с тобой договоримся: друг друга не бить и не толкать. - Протягиваю ему руку и говорю:
- Мир?

 

 

Он протягивает мне руку и говорит:

- Мир!
- Договорились?
- Договорились!
- Что сейчас хочется делать?
- Ничего не хочется, мам. Не ударить, не отомстить.
- Замечательно! Такой вариант попробуешь в садике?

На следующий день забираю ребенка из садика, он мне рассказывает:

- Мама, я сегодня с Егором заключил "мир".
- Он тебя опять толкнул?
- Нет, он меня не толкал и не бил. Я сам к нему подошел и спросил:
- Егор, тебе нравится, когда тебя бьют и толкают?
- Нет - говорит он.
- И мне не нравится. Давай с тобой договоримся друг друга не бить и не толкать, а то будем так до старости делать, уже совсем дряхленькие...

Егор рассмеялася. Мой сын говорит: - Мир? - Егор отвечает: - Мир!

- Мама, мы пожали друг другу руки. Потом Егор еще раз подошел ко мне и сказал: - Мир? Я говорю: - Мир! - И мы опять пожали друг другу руки.

Все это произошло полгода назад. Ни разу за это время мой сын не участвовал ни в каких драках. Да, они играются и шуточно дерутся, отрабатывают приемы, которые изучают на айкидо, но это не драка. Это просто детская возня, двигательные упражнения, которые доставляют им радость. Егор продолжает кого-то бить, но уже многие заключили с ним контракт на "мир". Это в основном друзья моего сына. Они не дружат, не общаются, не играют вместе с Егором, они просто друг к другу нормально, уважительно относятся.

 

 

 

 

  • Автор Наталья Коваленко
  • Драки, дерутся дети

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Дерется ребенок, или Что делать с детскими драками?"
01 янв. 2006 г.
Самая обычная причина в том, что дети еще не умеют решать разногласия между собой мирными, цивилизованными средствами.
6Подробнее →
Картинка к "Дети не ладят между собой: дерутся, ссорятся"
27 июл. 2021 г.
Если в семье несколько детей, они часто между собой ссорятся. Кто-то кого-то дразнит, тот пристает, эта мешается. Обиделись, подрались, обзываются. Что делать? Вопрос с форума: "У меня двое замечательных детей - сыну 14 лет, дочке - 11. Одна проблема - никак не мирятся между собой. Постоянные споры, ссоры, конфликты. Никакие меры не помогают. Можно что-то сделать, или так пройдет?"
Картинка к "Драки и ссоры детей. Как действовать родителям"
01 янв. 2010 г.
1. Избегайте заступаться (вставать на сторону одного из детей). Не давайте им малейшего повода почувствовать вашу значимость в самой драке. Откажитесь от роли судьи, прокурора или адвоката. Перестаньте наказывать «виновного» и утешать «невинного». Если вы почувствуете, что кто-либо может серьезно пострадать, то повлияйте на ситуацию. Если, допустим, Джек возьмет палку, вы можете молча отобрать ее у него, не останавливая самой драки.
Картинка к "Игровая борьба и ее роль в развитии социального поведения ребенка"
01 окт. 2022 г.
Второй пример этологического анализа детского поведения - работа М. Боултона и П. Смита [Boulton, Smith, 1992]. Эти авторы анализируют природу игровой борьбы и игры-преследования (оба явления объединяют под названием «грубая игра»). Боултон и Смит считают, что гормональные механизмы оказывают существенное влияние на мотивацию к грубой игре.
Картинка к "Как мирить детей и подростков"
01 янв. 2010 г.
Я действовала в таких случаях своим методом. Приходит кто-то из пятиклашек "Меня обозвали/меня ударили/скинули мою сумку". Без зрителей и сочувствующих приглашаю двух противников. И прошу рассказать историю конфликта - только о том, что сделал сам человек, а не что сделали ему. Детвора начинает срываться в рассказе на обвинения, останавливаю и напоминаю, что нужно рассказать только о том, что сделал сам со слов "Я ...". И это делать намного сложнее, чем взахлеб рассказывать о том, что сделал другой.
Картинка к "Капризы и драки: проблемное поведение"
01 окт. 2022 г.
Проблемное поведение - ошибочное поведение, вызванное не обычными житейскими причинами, а психологическими проблемами человека. Это поведение неадекватное, не соответствующее ожиданиям людей, и ведущее в сторону от желаемых человеком целей - поэтому оно называется ошибочным. Но в отличие от ошибок, которые допускает когда-то любой человек (невнимательность, усталость, повелся на провокацию), эти ошибки специфические, вызванные психологическими проблемами человека: его внутренним состоянием, неадекватными убеждениями и проблемными привычками.