Беррес Скиннер как человек и исследователь
​«Образование - Ñто то, что оÑтаетÑÑ, когда вÑе выученное забыто».
Ð‘ÐµÑ€Ñ€ÐµÑ Ð¤Ñ€ÐµÐ´ÐµÑ€Ð¸Ðº Скиннер родилÑÑ Ð² городке СаÑкуÑханна, штат ПенÑильваниÑ, 20 марта 1904 г.
СемьÑ
Он воÑпитывалÑÑ Ð² теплой и добро желательной Ñемейной атмоÑфере, где, однако, уделÑлоÑÑŒ большое внимание Ñтрогому Ñоблюдению диÑциплины.
Общий позитивный наÑтрой доÑтигалÑÑ Ð·Ð° Ñчет того, что родители не злоупотреблÑли наказаниÑми, а напротив - поддерживали диÑциплину и порÑдок, вÑÑкий раз поощрÑÑ Ð¸ Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð°Ð³Ñ€Ð°Ð¶Ð´Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ñтупки, которые того заÑлуживали.
ДетÑтво и юноÑÑ‚ÑŒ
Ð’ детÑтве и юноÑти интереÑÑ‹ будущего пÑихолога были крайне разнообразны.
Он увлекалÑÑ ÑкÑпериментированием Ñ Ð¼ÐµÑ…Ð°Ð½Ð¸Ñ‡ÐµÑкими уÑтройÑтвами, пыталÑÑ ÑмаÑтерить Ñамодельное пневматичеÑкое ружье, а однажды даже ÑконÑтруировал изощренную многоблочную конÑтрукцию Ð´Ð»Ñ Ñ‚Ð¾Ð³Ð¾, чтобы аккуратно развешивать ÑобÑтвенную пижаму.
Во Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ ÑƒÑ‡ÐµÐ±Ñ‹ в школе Скиннер увлекалÑÑ Ð»Ð¸Ñ‚ÐµÑ€Ð°Ñ‚ÑƒÑ€Ð¾Ð¹. Когда ему было 14 лет, он на оÑнове Ñкрупулезного анализа шекÑпировÑких Ð¿ÑŒÐµÑ Ð²Ñ‹Ð´Ð²Ð¸Ð½ÑƒÐ» ÑобÑтвенную гипотезу об их авторÑтве, которое припиÑал ФренÑиÑу БÑкону.
Помимо Ñтого, Ð‘ÐµÑ€Ñ€ÐµÑ Ð±Ñ‹Ð» неплохим музыкантом: он играл на ÑакÑофоне в школьном оркеÑтре.
Образование
Ð’Ñ‹Ñшее образование Ð‘ÐµÑ€Ñ€ÐµÑ Ð¡ÐºÐ¸Ð½Ð½ÐµÑ€ получил в колледже Гамильтона, небольшом гуманитарном учебном заведении штата Ðью-Йорк.
Он ÑпециализировалÑÑ Ð½Ð° английÑком Ñзыке и литературе и намеревалÑÑ Ð² будущем поÑвÑтить ÑÐµÐ±Ñ Ð»Ð¸Ñ‚ÐµÑ€Ð°Ñ‚ÑƒÑ€Ð½Ð¾Ð¼Ñƒ творчеÑтву.
ÐžÑ‚Ð½Ð¾ÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ñ‚Ð¾Ð²Ð°Ñ€Ð¸Ñ‰Ð°Ð¼Ð¸ по учебе Скиннер нередко учаÑтвовал в ÑтуденчеÑких проказах, а поÑле неÑкольких риÑкованных розыгрышей, организованных по его инициативе, юношу едва не иÑключили из колледжа. Окончить колледж ему вÑе-таки удалоÑÑŒ, и в 1926 г. он получил Ñтепень бакалавра.
Ð˜Ð½Ñ‚ÐµÑ€ÐµÑ Ðº пÑихологии у Скиннера пробудилÑÑ ÑƒÐ¶Ðµ поÑле Ð¾ÐºÐ¾Ð½Ñ‡Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐºÐ¾Ð»Ð»ÐµÐ´Ð¶Ð°. Ð’ 1928 г. он поÑтупил в ГарвардÑкий универÑитет на пÑихологичеÑкое отделение.
Во Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ ÑƒÑ‡ÐµÐ±Ñ‹ он уÑтановил Ð´Ð»Ñ ÑÐµÐ±Ñ Ð¾Ñ‡ÐµÐ½ÑŒ Ñтрогий режим учебных занÑтий, так, на внеучебные занÑÑ‚Ð¸Ñ Ð¾Ð½ отводил 15 мин в Ñутки.
Ðаучное творчеÑтво
Уже поÑле трех лет такого напрÑженного труда Скиннер получил докторÑкую Ñтепень и в том же 1931 г. опубликовал Ñвое первое Ñерьезное научное иÑÑледование. Ðтой публикацией, принеÑшей ему извеÑтноÑÑ‚ÑŒ, была Ð½ÐµÐ±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐ°Ñ ÑÑ‚Ð°Ñ‚ÑŒÑ ÐŸÐ¾Ð½Ñтие рефлекÑа в опиÑаниÑÑ… поведениÑ, в которой Ð‘ÐµÑ€Ñ€ÐµÑ Ð¡ÐºÐ¸Ð½Ð½ÐµÑ€ выдвинул новую трактовку уÑловного рефлекÑа. Он понимал его не как реальный акт жизнедеÑтельноÑти, приÑущий ей Ñамой по Ñебе, а как производное от операций ÑкÑпериментатора.
СкиннеровÑкий Ñщик
С 1931 по 1936 г. Скиннер занималÑÑ Ð² Гарварде научной работой, ÑконцентрировавшиÑÑŒ на изучении Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¶Ð¸Ð²Ð¾Ñ‚Ð½Ñ‹Ñ…. Ð’ Ñто Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¾Ð½ изобрел ÑкÑпериментальный Ñщик, названный впоÑледÑтвии, вопреки протеÑтам Ñамого изобретателÑ, ÑкиннеровÑким. ÐаходÑÑÑŒ в Ñтом Ñщике, крыÑа или голубь, Ð½Ð°Ð¶Ð¸Ð¼Ð°Ñ Ð½Ð° рычажок или кнопку, получали подкрепление, под которым Скиннер подразумевал любые приÑтные поÑледÑтвиÑ. Рычаг ÑоединÑлÑÑ Ñ ÑамопиÑцем, региÑтрирующим движение. Ðажим на рычаг раÑÑматривалÑÑ Ð² качеÑтве образца и ÑамоÑтоÑтельной единицы оперантной реакции - очень удобной Ð´Ð»Ñ Ñ„Ð¸ÐºÑации, поÑкольку вÑегда можно однозначно определить, произошла она или нет. Дополнительные уÑтройÑтва позволÑли ÑоединÑÑ‚ÑŒ подкрепление Ñ Ñ€Ð°Ð·Ð»Ð¸Ñ‡Ð½Ñ‹Ð¼Ð¸ Ñигналами (звуковыми, Ñветовыми и Ñ‚.п.).
Ðе путайте разные уÑловные рефлекÑÑ‹!
Скиннер разграничил два типа уÑловных рефлекÑов - S и R. К типу S он отноÑил те рефлекÑÑ‹, при которых Ñ€ÐµÐ°ÐºÑ†Ð¸Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐµÑ‚ только в ответ на воздейÑтвие какого-либо Ñтимула, Ñ‚.е. раздражителÑ. Поведение, Ñоздаваемое таким образом, получило название реÑпондентного. РефлекÑÑ‹ же, зафикÑированные в ÑкиннеровÑком Ñщике, были отнеÑены к типу R. ЗдеÑÑŒ животное Ñперва производит реакцию, а затем Ñ€ÐµÐ°ÐºÑ†Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´ÐºÑ€ÐµÐ¿Ð»ÑетÑÑ. Такое поведение у Скиннера получило название оперантного. Ð’ ходе ÑкÑпериментов были уÑтановлены ÑущеÑтвенные Ñ€Ð°Ð·Ð»Ð¸Ñ‡Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñƒ динамикой реакции типа R и S.
Скиннер говорил об ограниченноÑти традиционной поведенчеÑкой формулы Ñтимул-реакциÑ, котораÑ, по его мнению, ÑоÑтоит в том, что она не учитывает влиÑÐ½Ð¸Ñ Ñ€ÐµÐ·ÑƒÐ»ÑŒÑ‚Ð°Ñ‚Ð¾Ð² реакции на поÑледующее поведение. Ð ÐµÐ°ÐºÑ†Ð¸Ñ Ñ€Ð°ÑÑматриваетÑÑ Ñ‚Ð¾Ð»ÑŒÐºÐ¾ как производное от Ñтимула, только как ÑледÑтвие, но не как Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð°Ñ Ð´ÐµÑ‚ÐµÑ€Ð¼Ð¸Ð½Ð°Ð½Ñ‚Ð°, Ð¿Ñ€ÐµÐ¾Ð±Ñ€Ð°Ð·ÑƒÑŽÑ‰Ð°Ñ Ð¾Ñ€Ð³Ð°Ð½Ð¸Ð·Ð¼. Ðти Ð²Ð·Ð°Ð¸Ð¼Ð¾Ð¾Ñ‚Ð½Ð¾ÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ ÑвлÑÑŽÑ‚ÑÑ Ð½ÐµÑравнимо более Ñложными, чем Ð¾Ñ‚Ð½Ð¾ÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñƒ Ñтимулом и реакцией.
Таким образом, ключевое отличие оперантного обуÑÐ»Ð¾Ð²Ð»Ð¸Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ñ‚ клаÑÑичеÑкого ÑоÑтоит в том, что в Ñлучае оперантного обуÑÐ»Ð¾Ð²Ð»Ð¸Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¶Ð¸Ð²Ð¾Ð¹ организм Ñвоим поведением активно воздейÑтвует на окружающую Ñреду и ÑталкиваетÑÑ Ñ Ñ‚ÐµÐ¼Ð¸ или иными поÑледÑтвиÑми. Ð’ Ñлучае Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑƒÑловного рефлекÑа такого воздейÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ Ð½Ðµ наблюдаетÑÑ. Ð’ Ñтом ÑмыÑле оперантное поведение активно и направлено на иÑÑледование окружающего мира, реÑпондентное поведение реактивно и лишь Ñледует тем или иным воздейÑтвиÑм, в процеÑÑе клаÑÑичеÑкого обуÑÐ»Ð¾Ð²Ð»Ð¸Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ñ€Ð¸Ð¾Ð±Ñ€ÐµÑ‚ÑˆÐ¸Ð¼ Ð´Ð»Ñ Ð¾Ñ€Ð³Ð°Ð½Ð¸Ð·Ð¼Ð° определенное Ñигнальное воздейÑтвие.
Оперантные реакции в ÑкиннеровÑком понимании Ñледует отличать от автоматичеÑких, чиÑто рефлекторных реакций, ÑвÑзанных Ñ Ð±ÐµÐ·ÑƒÑловными и уÑловными рефлекÑами. ÐžÐ¿ÐµÑ€Ð°Ð½Ñ‚Ð½Ð°Ñ Ñ€ÐµÐ°ÐºÑ†Ð¸Ñ â€” дейÑтвие произвольное и целенаправленное. Однако Скиннер определÑет целенаправленноÑÑ‚ÑŒ в терминах обратной ÑвÑзи (то еÑÑ‚ÑŒ воздейÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ Ð½Ð° поведение его поÑледÑтвий), а не в терминах целей, намерений или других внутренних ÑоÑтоÑний — пÑихичеÑких или физиологичеÑких. По его мнению, иÑпользование в пÑихологии Ñтих «внутренних переменных» предполагает введение Ñомнительных предположений, ничего не добавлÑющих к ÑмпиричеÑким законам, которые ÑвÑзывают наблюдаемое поведение Ñ Ð½Ð°Ð±Ð»ÑŽÐ´Ð°ÐµÐ¼Ñ‹Ð¼Ð¸ воздейÑтвиÑми Ñреды. Именно Ñти законы ÑвлÑÑŽÑ‚ÑÑ Ñ€ÐµÐ°Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ð¼ ÑредÑтвом предÑÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ ÐºÐ¾Ð½Ñ‚Ñ€Ð¾Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ‡ÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐºÐ° и животных. Скиннер подчеркивал, что «возражение против внутренних ÑоÑтоÑний заключаетÑÑ Ð½Ðµ в том, что они не ÑущеÑтвуют, а в том, что они не имеют Ð·Ð½Ð°Ñ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ñ„ÑƒÐ½ÐºÑ†Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð¾Ð³Ð¾ анализа». Ð’ Ñтом анализе вероÑтноÑÑ‚ÑŒ операторной реакции выÑтупает как Ñ„ÑƒÐ½ÐºÑ†Ð¸Ñ Ð²Ð½ÐµÑˆÐ½Ð¸Ñ… воздейÑтвий — как прошлых, так и наÑтоÑщих.
СоглаÑно Скиннеру, оперантное обуÑловливание может применÑÑ‚ÑŒÑÑ Ð½Ðµ только Ð´Ð»Ñ ÐºÐ¾Ð½Ñ‚Ñ€Ð¾Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð¸Ñ… людей, но и Ð´Ð»Ñ ÐºÐ¾Ð½Ñ‚Ñ€Ð¾Ð»Ñ ÑобÑтвенного поведениÑ. Ð¡Ð°Ð¼Ð¾ÐºÐ¾Ð½Ñ‚Ñ€Ð¾Ð»Ñ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ добитьÑÑ, Ñоздав уÑÐ»Ð¾Ð²Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ñ‚Ð¾Ð³Ð¾, чтобы желательное поведение получало подкрепление.
Применение оперантного обуÑÐ»Ð¾Ð²Ð»Ð¸Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ Ð´Ð°Ð»ÑŒÐ½ÐµÐ¹ÑˆÐ°Ñ ÐºÐ°Ñ€ÑŒÐµÑ€Ð°
Ð’ 1936 г. он занÑл должноÑÑ‚ÑŒ Ð¿Ñ€ÐµÐ¿Ð¾Ð´Ð°Ð²Ð°Ñ‚ÐµÐ»Ñ Ð² МиннеÑотÑком универÑитете и работал там до 1945 г. ЗдеÑÑŒ он подробно разработал технику оперантного обуÑловливаниÑ, получившую в Соединенных Штатах Ðмерики широкое применение на практике. Ее иÑпользовали при воÑпитании умÑтвенно отÑталых детей, лечении невротиков и пÑихичеÑки больных. Во вÑех ÑлучаÑÑ… Ð¼Ð¾Ð´Ð¸Ñ„Ð¸ÐºÐ°Ñ†Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð¾ÑтигалаÑÑŒ здеÑÑŒ за Ñчет поÑтепенного подкреплениÑ: например, больной вознаграждаетÑÑ Ð·Ð° каждое дейÑтвие, ведущее шаг за шагом к цели, предуÑмотренной Ñхемой лечениÑ.
ОÑенью 1945 г. он возглавил кафедру пÑихологии в универÑитете штата Индиана и занимал Ñтот поÑÑ‚ до 1947 г., поÑле чего вернулÑÑ Ð² Гарвард в качеÑтве лектора, где работал до ухода на пенÑию в 1974 г.
Ð’ 1948 г. была издана книга Скиннера Уолден 2, Ð²Ñ‹Ð·Ð²Ð°Ð²ÑˆÐ°Ñ Ð¾Ð³Ñ€Ð¾Ð¼Ð½Ð¾Ðµ количеÑтво Ñпоров. Ð’ Ñтой Ñоциальной утопии Скиннер изобразил в беллетриÑтичеÑкой форме перÑпективы ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ñ‰ÑŒÑŽ техники оперантного обуÑÐ»Ð¾Ð²Ð»Ð¸Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð¾Ð²Ð¾Ð³Ð¾ Ñправедливого Ñоциального уÑтройÑтва. Ð’ Ñтой книге ÑÑно проÑматривалаÑÑŒ Ð°Ð½Ð°Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ñ Ð”Ð¸Ð²Ð½Ñ‹Ð¼ новым миром ОлдоÑа ХакÑли. Ðа оÑновании Ñтого критика начала упрекать автора чуть ли не в фашизме.
Программированное обучение
11 ноÑÐ±Ñ€Ñ 1953 г. Скиннер поÑетил урок арифметики в школе, где училаÑÑŒ его дочь. Ðто впечатлило его наÑтолько, что он Ñтал пытатьÑÑ Ð¿Ñ€Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð¸Ñ‚ÑŒ Ñвою теорию Ð¿Ð¾Ð´ÐºÑ€ÐµÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº улучшению Ð¿Ñ€ÐµÐ¿Ð¾Ð´Ð°Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑˆÐºÐ¾Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ñ… предметов. Результатом Ñтой попытки Ñтало проектирование им Ñерии обучающих машин. Так возникло направление, названное программированным обучением. Ð’ оÑнову вводилÑÑ Ð¿Ñ€Ð¸Ð½Ñ†Ð¸Ð¿ Ñ€Ð°Ð·Ð´ÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð»ÑŽÐ±Ð¾Ð¹ учебной задачи на отдельные операции, ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð°Ñ Ð¸Ð· которых контролировалаÑÑŒ подкреплением, Ñлужащим Ñигналом обратной ÑвÑзи.
Ð’ Ñвоих ÑкÑпериментах Скиннер Ñвно отдавал предпочтение ÑкÑпериментированию над животными, преимущеÑтвенно голубÑми и крыÑами, ÑчитаÑ, что отличие человека от животных на Ñамом деле ÑовÑем не принципиально.
Скиннер отрицательно отноÑилÑÑ Ðº ÑтатиÑтичеÑким обобщениÑм, ÑчитаÑ, что лишь Ñ‚Ñ‰Ð°Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÐ½Ð°Ñ Ñ„Ð¸ÐºÑÐ°Ñ†Ð¸Ñ Ñ€ÐµÐ°ÐºÑ†Ð¸Ð¹ отдельного организма позволит решить главную задачу пÑихологии - предÑказывать и контролировать поведение конкретных индивидов. Самым лучшим ÑпоÑобом Ð·Ð°Ð¿ÐµÑ‡Ð°Ñ‚Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñтих реакций Ð´Ð»Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ ÑвлÑлиÑÑŒ кривые. Так, в работе Планы подкреплениÑ, выполненной Б. Скиннером ÑовмеÑтно Ñ Ð§. ФерÑтером, изданной в 1957 г., данные о 250 млн. реакций, непрерывно производимых подопытными голубÑми в течение 70 000 ч, были Ñобраны в 921 диаграмму.
Ð’ том же 1957 г. Ð‘ÐµÑ€Ñ€ÐµÑ Ð¡ÐºÐ¸Ð½Ð½ÐµÑ€ выпуÑтил еще одну книгу - Вербальное поведение. Ð’ ней он развивал идею о том, что овладение речью проиÑходит по общим законам Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ð¿ÐµÑ€Ð°Ð½Ñ‚Ð½Ñ‹Ñ… уÑловных рефлекÑов. Когда один организм производит речевые звуки, другой их подкреплÑет (положительно или отрицательно), ÐºÐ¾Ð½Ñ‚Ñ€Ð¾Ð»Ð¸Ñ€ÑƒÑ Ñ‚ÐµÐ¼ Ñамым процеÑÑ Ð¿Ñ€Ð¸Ð¾Ð±Ñ€ÐµÑ‚ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñтими звуками уÑтойчивых значений.
Скиннер ÑкончалÑÑ 18 авгуÑта 1990 г. от лейкемии.
Ð’ 1990 году за неÑколько недель до Ñмерти Скиннер дал радио интервью CBS. Когда репортер ÑпроÑил Скиннера, боитÑÑ Ð»Ð¸ он Ñмерти, Скиннер ответил: «I don’t believe in God, so I’m not afraid of dying» (Я не верю в Бога, поÑтому Ñ Ð½Ðµ боюÑÑŒ Ñмерти).
Итоги
ÐÐ°ÑƒÑ‡Ð½Ð°Ñ Ð±Ð¸Ð±Ð»Ð¸Ð¾Ð³Ñ€Ð°Ñ„Ð¸Ñ Ð¡ÐºÐ¸Ð½Ð½ÐµÑ€Ð° веÑьма обширна: за полвека им было напиÑано 19 крупных монографий и множеÑтво Ñтатей.
Его Ñ‚ÐµÐ¾Ñ€Ð¸Ñ Ð¸ практичеÑкие результаты иÑÑледований получили широкое применение в педагогике и медицине. Помимо Ñтого, они нашли также воплощение в мире бизнеÑа. Так, например, в организациÑÑ… иÑпользуетÑÑ Ð¿Ñ€Ð°ÐºÑ‚Ð¸ÐºÐ° ÑущеÑÑ‚Ð²Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñреды моментального Ð¿Ð¾Ð´ÐºÑ€ÐµÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ†ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ñ… Ð´Ð»Ñ Ð¾Ñ€Ð³Ð°Ð½Ð¸Ð·Ð°Ñ†Ð¸Ð¸ дейÑтвий. Кроме того, в рекламной практике широко иÑпользуют принцип небольших подарков и накопленных бонуÑов.
Ð’ 1972 ÐмериканÑÐºÐ°Ñ Ð¿ÑихологичеÑÐºÐ°Ñ Ð°ÑÑÐ¾Ñ†Ð¸Ð°Ñ†Ð¸Ñ (в которой уже в то Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð½Ð°ÑчитывалоÑÑŒ около Ñта Ñ‚Ñ‹ÑÑч членов) назвала Ñамых выдающихÑÑ Ð¿Ñихологов XX ÑтолетиÑ. По их почти единодушному мнению, Ñтот почетный ÑпиÑок возглавил в ту пору здравÑтвовавший Б. Ф. Скиннер, опередивший даже Фрейда (тот был назван вторым).
ИÑточники: 100 великих пÑихологов. - Ðœ.: Вече, 2004 - 432 Ñ.; Степанов С.С. - ПÑÐ¸Ñ…Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð² лицах. - Ðœ.: Изд-во ÐКСМО-ПреÑÑ, 2001. - 384 Ñ.