Фрау Заурих вначале играла, не думая, но получила мат и стала каждый ход обдумывать.
скачать видео
Этель не научили думать, теперь ей придется за это дорого заплатить.
скачать видео
Виен показалось, что на горящей барже ее дочь, Анук. Ею овладели чувства, она потеряла способность думать и начала вести себя неадекватно.
скачать видео
Как сформулировать, что же такое - думать? Я думал об этом, искал ответы и возвращался к формулировками более десятка лет. Как отвечу на этот вопрос сегодня? Наверное, так...
Думать - это останавливать себя в суете мельтешащих мыслей и задавать в первую очередь самому себе важные вопросы. Например, к самым вроде бы очевидным вещам задавать вопросы: "А почему это так?". По поводу того, во что все верят бездумно, задавать вопросы "Какие основания так думать?" Думать - это реагировать не вспыхнувшей эмоцией или спонтанной реакцией, а остановиться, найти несколько вариантов поведения, представить их последствия, сопоставить их со своими целями - и принять наилучшее решение... Это умение грамотно распорядиться своими ресурсами, организовать свое мышление, память и внимание. Думать - это жить не потоком желания и не гидравликой потребностей, не по принципу "потому что", а целями и ценностями, всегда задавая вопрос "Зачем? Для чего? Во имя чего?". Думать — это значит осознанно, то есть включив ум и внимание, активно и самостоятельно решать жизненные или ситуативные задачи.
На языке позиций восприятия, это выход в четвертую позицию, где все происходящее рассматривается системно.
Думать - это способность, которая у разных людей развита в разной степени. Кто-то умеет думать быстро и глубоко, кто-то медленно и близоруко... Впрочем, чтобы жить, в современном мире думать уже не обязательно. Можно делать как говорят, и будет неплохо. Можно жить чувствами, вообще без головы, и во многих ситуациях этого будет вполне достаточно...
Как много люди думают?
Думают люди не всегда, некоторые - не часто. Бернард Шоу писал: «Немногие думают чаще, чем два или три раза в год. Я добился мировой известности благодаря тому, что думаю раз или два в неделю...» Возможно, это преувеличение, но прежде чем посмеяться над этим и отложить в сторону, над этим стоит подумать... Специальные исследования, посвященные вопросу "как часто люди думают", нам неизвестны. Согласно экспертным оценкам в процессе естественного наблюдения, большинство людей действует чаще на основе автоматизмов и думает едва ли более 5% времени.
Как понять, думает человек или нет? В первую очередь - по выражению глаз. Когда люди включают голову, у них появляется особый, внимательный и осмысленный взгляд, его вполне можно заметить. Дополнительным признаком является качество коммуникации и деятельности. Бесцельная болтовня и безадресные, не служащие ничему переживания - признак бездумности. Точные и глубокие вопросы, качественный анализ происходящего, адекватные выводы - признак того, что человек думал и умеет думать.
Что мешает думать? На поверхности - эмоции и чувства. Как только человек впадает в чувства, голова обычно отключается, думать уже нечем. Если посмотреть поглубже, то мешает думать отсутствие привычки это делать. Если девочек с детства думать не приучали, им было достаточно привлекательно выглядеть и мило щебетать, то такие девочки, имея прекрасный интеллект, думать не приучены. На работе думают, потому что там с них это требуют, а только начинается личная жизнь - девушка живет уже без головы, живет чувствами...
Для тех, кому жить бездумно кажется неправильным, нужно развивать две вещи: 1) привычку включать голову и 2) учиться думать качественно. К сожалению, умение думать в малой степени развивается в школе и даже в вузах, соответственно многие люди думать толком не умеют. Более того, когда их голова работает сильно криво, достаточно удачным (иногда) решением оказывается отключить голову и пользоваться в большей степени автоматизмами и чувствами. Рекомендация "отключить голову" среди части психологов является очень распространенной, однако делать это жизненной стратегией и учить себя жить бездумно, без головы - неправильно. Правильнее все-таки - учиться думать!
Как воспитывать детей, чтобы они умели и любили думать?
Метода, как ни странно, простая (но только для умных родителей). Во-первых, подавать детям пример: думать самим, делать это почаще, вслух и с удовольствием. Во-вторых, с детьми разговаривать, с миром знакомить, задавать детям вопросы и учить детей самих задавать вопросы - и вопросами задаваться. Далее - приучить детей слушаться по принципу "Сказано - сделано": чтобы позже, когда они будут сами командовать себе, они выполняли уже свои собственные задания. Приучить к формату: телесной собранности и не делать из себя дурика (бессмысленный взгляд, когда отключаются мозги - это как раз про дурика). Сюда же - слышать, что тебе говорят, чтобы позже взрослый человек в разговоре отвечал собеседнику, а не тому, что ему вдруг пришло в голову, Ну, и приучить к внимательности, воспитать привычку делать и не отвлекаться, поскольку человек, который не может свою собственную мысль додумать до конца (отвлекается, да?) - в своих мыслях болтается, но не думает.
Реалистичная программа? Как это делать конкретно, посмотрите например в статье "И о чем мы будем сегодня разговаривать?".
А что продуктивнее для родителей, объяснять ситуацию ребёнку или учить его именно задавать вопросы ? Я помню в детстве ходил на плавание, лет 8-9 было, очень хорошо получалось, Быстро схватывал технику, на соревнованиях первые места занимал, но после того, как почувствовал, что тренер ко мне очень хорошо относится, я начал как дома своевольничать и перестал серьёзно относиться к занятиям, а как только тренер в педагогических целях ко мне изменила отношения и я перестал быть у неё в "любимчиках", то у меня тогда сразу возникло ощущение что я как не дома, и появился легких страх и нежелание ходить. При этом, как я понял, голову я не включал вообще, и родители не смогли просто ничего сделать, и переубедить, хоть и объясняли. Сейчас я свою глупость в этой ситуацию понимаю с точки зрения взрослого человека. Но вопрос, как в такой ситуации родитель может ребёнка заставить думать? Интересуюсь, так как когда будут дети, надо уметь их грамотно развивать.
Не переоценивайте разговоры. Вы можете ребенку объяснять все на свете, а он не будет вас слушать. Вы можете подталкивать его задавать вам вопросы, а он будет задавать вам вопросы, не думая и не включая голову. Действенно будет, только если вы жестко увлечете (вовлечете) или сильно заставите, так чтобы у ребенка не было вариантов. Подробнее - только на консультации.
Я своего сына никогда ни к чему не принуждал, а предлагал ему на выбор несколько вариантов. Естественно, из имеющихся в наличии, под моим чутким руководством и незаметным направлением, где это было необходимо. По-видимому, таким образом, у него воспиталась естественная норма, принимать решения, выбирая лучшее из того, что есть. Поскольку он по жизни поднялся до отличных показателей, я склонен утверждать, что такая форма воспитания является вполне достойной. Возможно, можно было бы воспитать генератор идей, предлагая ребенку самому искать решения своих желаний и возможности воплощения их в реальность. Похожее обучение, насколько помню, проводилось в ВУЗах США.
Полностью с вами согласна и благодарю за напоминание - вырастила детей, теперь на очереди внуки. Замечательная статья!
И все же, вопрос остался не раскрытым. Как же технически происходит процесс думания? Как же это ребенка научить этому действию? По моему - сказать "давай, учись думать", это все равно, что сказать ребенку - "будь внимательнее". А как это вдруг стать внимательным или думающим? Процесс думания происходит на ментальном плане, а на физическом отражаются проявления. Качественный анализ - это результат думания.
Правильно ли я понимаю: нужно начать думать прежде всего для себя, чтобы улучшить свою жизнь, а не для других?