Детские страхи. Выпуск 2011-01-19

01 октября 2022 г. в 21:26

Добрый день, дорогие коллеги!

Прошел Новый год, отпраздновали Рождество - состоялись все лучшие детские праздники. Значит, сегодня мы снова поговорим о детях, а точнее - о детских страхах.

Детские страхи

Все знают, что детские страхи - это эмоциональные реакции детей на ситуацию угрозы (реальную или воображаемую), или на опасный в представлении детей объект, переживаемые ими как дискомфорт, возбуждение, желание убежать или спрятаться.

Все прекрасно помнят, насколько детские страхи разнообразны: дети боятся остаться одни в темноте, дети боятся воды или тараканов - склонность бояться у разных детей развита в разной степени. И кто-то боится одного, кто-то другого, кто-то всего понемножку, кто-то почти ничего, кроме одного Самого Страшного Ужаса!

Вопрос - а откуда все эти страхи берутся? Не все знают, что детские страхи - почти исключительно продукт социального научения.

Детские cтрахи - продукт социального научения

Чувство страха - базовая, врожденная эмоция, при этом врожденнной является только способность бояться. Способность бояться - врожденная, а список чего боимся - врожденным не является.

В разных культурах формируются разные представления о том, что такое страшное и нет, чего надо и чего не надо бояться.

Действительно, нужно ли бояться большого бородатого дядьку с громким голосом в красном халате, который все время стучит палкой по полу? - Нет, он не страшный, а добрый, это Дедушка Мороз!

Также, играют роль и личностные особенности: при позитивном мировосприятии в неизвестном можно разглядеть интересное, перспективное, а при негативном - только страшное.

Научение страхам идет во многом за счет естественных внушений: не только словами, но самой ситуацией, в том числе естественной реакцией родителей.

Ребенок упал - это страшно? Ребенок еще этого не знает. Если родители внушают, что это страшно, ребенок это усвоит и начнет падений бояться. Теперь он знает: «Падать - это страшно!»

Чего бояться (тараканов или Бармалея) - определенным образом не задано, и список Страшного создается, как правило, в результате социального научения. Это значит, что родители и окружение детей учат бояться, плюс дети (в большей степени девочки) сами учатся бояться, потому что бояться интересно, принято и выгодно.

Конечно, страхам не только учатся, страхи иногда случаются сами. У детей бывают страхи по типу фобий, которые возникают внезапно и непроизвольно, однако таких страхов у детей едва ли более 5%. Большинство детских страхов - результат научения, когда дети по своей инициативе, с помощью родителей, друзей, фильмов и СМИ учатся боятся и скоро становятся умельцами бояться.

Когда бояться учат родители

Действительно, часто именно родители учат детей бояться, и иногда это оправдано. Головы у маленького ребенка еще нет, и если ребенок не будет бояться попасть под машину, переходя улицу, то слишком высока вероятность, что ДТП произойдет.

С другой стороны, чем более тревожны родители, тем менее обосновны их страхи, но тем чаще они видят Страшное и учат детей: «Это страшно!» Страшно оставаться одному, страшно вечером выходить на улицу, страшно доверять людям… См.

Дети учатся бояться сами

Нередко дети сами придумывают себе страхи и с удовольствием их боятся. Начинается это как игра, но дети легко заигрываются, особенно если игра в страхи оказывается для них выгодной. Когда родители подкрепляют страхи детей своим повышенным вниманием, когда ребенок оказывается в центре внимания каждый раз, как ему стало страшно, то скоро ребенок в отсутствии других развлечений свои страхи начинает коллекционировать, хранить и беречь, как свою дорогую собственность. Дети становятся - тревожными.

Резюме

Дети боятся тогда, когда их к этому приучили и им это разрешают. Дети в режиме свободного или попустительского воспитания сами выбирают, чего им боятся, и список их страхов может быть очень велик, произволен и удобен лично им. Хорошо воспитанные дети боятся только того, что сказали им боятся родители, а к остальным вещам относятся без страха, а как надо - с вниманием, осторожностью и интересом. Воспитанный ребенок не может быть трусом: он умный и разумно осторожный, при этом решительный и смелый. Вы согласны?

Всего вам доброго!

Еще раз - успехов всем!

С уважением, проф. Николай Иванович Козлов

Комментарии (0):