Дистанция для старшеклассников

14 февраля 2014 г. в 05:44

Автор: Марина Тарасова

Выпускница Университета практической психологии

 

Этапы работы на Дистанции
Этапы работы на Дистанции

 

Дистанция - это самая популярная в России система развития себя, разработанная проф. Н.И. Козловым. Это развитие навыков общения, лидерства, самоорганизации, налаживание отношений в семье, возможность поправить здоровье, приучить себя ложиться вовремя, отучить себя от жалоб, оправданий и самоедства, научить себя слышать, понимать и профессионально чувствовать людей.

Дистанция - это система простых шагов, каждый из которых сделать не сложно, а в результате человек получает впечатляющие результаты.

Сайт Дистанции

 


 

Дистанция в школе

Формат встреч

 

​​​​​​​​​​​​​​Группа встречается в свободное от уроков время.

 

Продолжительность занятия 2,5 – 3 часа.

План занятия:

Для работы на Дистанции старшеклассникам я предложила упражнения Базы:

1. Осмысленная речь
2. Бодрое утро
3. Плюс-помощь-плюс
4. Чистая речь
5. Повтор дословно
6. Хорошо
7. Спокойное присутствие
8. Копирование походки
9. Говорю тезисами
10. Бодрый отдых
11. Солнышко
12. Хронометраж

Также, для работы на будущее, полезно предъявить весь список упражнений Дистанции.

- Упражнение-разогрев для установления нужного микроклимата, настроя на работу (в это время закипает самовар, стол накрыт – печенье, сушки, фрукты) - 20 минут.

- «Похвальбушки» за чашкой чая о работе на Дистанции, рассказ о том, как выполняли упражнения, какие фишки нашли, какие успехи по жизни, какие планы на следующую неделю - 1 час.

- Часть тренинга с упражнением - 1 час.

Тренинговые упражнения

  1. Что ты видишь во мне хорошее?
  2. Спокойное присутствие
  3. Как научиться видеть свои достоинства?
  4. Продай свой недостаток
  5. Доброе утро (день)
  6. Воздушный шар
  7. Игра «вырвись из круга»
  8. Встреча уверенных людей
  9. Мои задачи на сегодня - от меня, который будет через 10 лет
  10. На самом деле - три-четыре!
  11. Кто и в чем сильнее?
  12. Другие упражнения Синтон-программы

Много разных упражнений и игр можно найти здесь:

Примерный план занятий на январь – март

При составлении плана занятий учитывала запросы участников группы, «закольцованность» занятия (упражнение разминки и основное упражнение связаны и работают на одну цель), формат занятия, состав участников.

Описание упражнений в приложении.

Январь

1 занятие

Разогрев. ​Упражнение «Радужный самолетик»

Основное упражнение. «Спокойное присутствие»

2 занятие

Разогрев. Упражнение «Кто выше?»

Основное упражнение. «Как научиться видеть свои достоинства?»

3 занятие

Разогрев. Упражнение «Твое лучшее качество»

Основное упражнение. «Продай свой недостаток»

Февраль

1 занятие

Разогрев. Упражнение «Доброе утро (день)»

Основное упражнение. «Встреча уверенных людей»

2 занятие

Разогрев. Упражнение «Выгодный обмен»

Основное упражнение. «Мои задачи на сегодня - от меня, который будет через 10 лет»

3 занятие

Разогрев. Упражнение «Повернись»

Основное упражнение. «Плот» (похоже на «Титаник», думаю, лучше подойдет для маленькой группы)

Март

1 занятие

Разогрев. Упражнение «Построение бытовой машины»

Основное упражнение. «Воздушный шар»

2 занятие

Разогрев. Упражнение «Спутники»

Основное упражнение. «Вырвись из круга»

3 занятие

Разогрев. Упражнение «Мы похожи?»

Основное упражнение. «Кто и в чем сильнее?»

 


 

Как было в реальной группе

Группа собралась немногочисленная – 7 человек 11-тиклассников (первоначально было 10, но время занятий устроило только семерых). Состав группы: 2 юноши и 5 девушек. Дети разные по уровню коммуникаций, успеваемости, все из одного класса (но класс этот собрался только в прошлом году). Собрались мы в конце октября. Реально для работы у группы 6-7 месяцев.

Моей главной задачей было - помогать и направлять детей в работе по Дистанции.

На первое занятие я приготовила для каждого распечатку с упражнениями Базы, описанием упражнений первого уровня, листочки для контрактов.

План первого занятия:

  • Организационный момент
  • Задать формат встреч
  • Рассказ о Дистанции
  • Представление упражнений первого уровня
  • О контрактах
  • Заключительная часть

В ходе занятия стала понимать, что: да, дети заинтересованы в личностном росте, многие даже по-своему этим занимаются. И Дистанция для этого подходит как нельзя лучше. Но больше им необходимо не столько саморазвитие, сколько удовлетворение потребности быть выслушанными и услышанными, ощущение собственной значимости и нужности, теплое общение с теми, кто хотя бы сделает попытку понять их. А если к этому еще добавятся какие-то полезные в жизни навыки, то «перед выходом во взрослую жизнь» очень даже замечательно иметь такой вот «жизненный рюкзачок».

После первого занятия приняла решение, что буду добавлять небольшие упражнения для создания теплой, рабочей обстановки, располагающей к доверительной беседе (Подсмотрела на Дистанции у Марины Смирновой). Кроме того решила время от времени показывать ролики, стимулирующие заниматься самовоспитанием, саморазвитием («Что ты даешь жизни? Н.И. Козлов», «Самомотивация – делай это!», «Цените жизнь!» и др.).

Для начала я приготовила упражнение «Что ты видишь во мне хорошее?» Эффект от него превзошел все мои ожидания, а ребята так и вообще были приятно поражены и удивлены тем, что они друг другу сказали. Все высказывания были по существу, в точку, и с некоторой долей здоровой критики. Это упражнение, я думаю, останется в их памяти надолго.

Где-то к четвертой встрече стало очевидно, что нужно включать в работу или какую-то психологическую игру или какое-то упражнение. Здесь передо мной встала творческая задача – найти такие упражнения, чтобы их реально и эффективно можно было провести в нашей малой группе.

В первый раз задача неожиданно решилась – Даша приготовила всем «сюрприз»: «игру» «Покажи эмоцию, которую тебе загадали другие». В игру включились все. Было здорово. 1) «Тихая» в классе девочка первая сама решила проявить себя (мне это было важно поддержать). 2) Игра была похожа на известный всем «Крокодил». Сначала надо было «каждому участнику для каждого написать по 5 эмоций, которые было бы полезно уметь проявлять». Потом все участники по очереди вытягивают листочки с эмоциями и показывают при закрытом лице (как «Всадник без головы» у Владимира Виноградова).

Дальше инициативу проявил Артем. Он приготовил свое упражнение.

Но поскольку я знаю, что на этих встречах мне не хотелось бы околопсихологических развлечений, то реально встала задача с подбором серьезных упражнений для наших занятий.

На сегодняшний день проведено 8 занятий, есть своеобразный опыт. Есть время переосмыслить его и сделать дальнейшие занятия более содержательными и эффективными.

Самой большой популярностью стало пользоваться у ребят упражнение «Здоровый сон». Оля сказала, что уже давно ложится спать до 23.00, и это здорово. Остальные попробовали и, им тоже понравилось, причем они к этому быстро привыкли.

Упражнение «Убираю НЕТки» пошло сложнее, но после рассказа Даши о том, как она справилась с этим упражнением, у ребят появился дух соревнования по выполнению этого упражнения.

Особо эмоционально группа принялась за упражнение «Дневник эмоций», ребята рисовали графики и сами удивлялись своим результатам.

Упражнение «Ошибочка» я, вероятно, не «продала» так ярко как другие, поэтому к нему ребята отнеслись спокойно. «Моя ошибочка! Я хорошая! Есть над чем работать! Вперед!»


Приложение

Описание упражнений для разогрева.

Упражнение «Мы похожи?»

Цель упражнения: повышение доверия друг к другу.

Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по 2 фразы, начинающиеся со слов:

– Ты похож на меня тем, что...

– Я отличаюсь от тебя тем, что...

По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что было трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими.

Упражнение разминки «Спутники»

Цель упражнения: физическая разминка, раскрепощение участников.

Предварительно, по числу участников, ведущий заготавливает карточки для жеребьёвки. Для этого подойдут, например, обычные игральные карты, разрезанные пополам. Количество половинок должно совпадать с количеством участников. Если последних нечётное число, тогда ведущий добавляет себя в этот список. На одной половинке от каждой карты надо написать маркером букву "П" (Планета), на другой - "С" (Спутник).

Жеребьёвка происходит так. Каждому выдаётся по половинке игральной карты. Участнику необходимо найти вторую половинку (то есть второго участника). Когда все разобьются по парам, ведущий даёт следующую инструкцию:

– Те из вас, у кого на карточке написано "П", будут "планетами". Те, у кого написано "С", - "спутниками". Задача у "спутников" одна - вращаться вокруг "планет", не отставая от них. У "планет" несколько задач. Первая - определиться со своим названием. Желательно взять что-то из названий планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля...). Название "планеты" должно быть уникальным, не повторяться. Затем надо выбрать себе цвет. Цвет тоже не должен повторяться. Третья задача - передать какой-нибудь планете через другую планету свой комплимент. Примеры: "Юпитер, передай синей планете, что она сегодня хорошо выглядит", "Серая планета, передай Меркурию, что у него очень весёлый спутник". Упражнение закончится, когда все задачи будут выполнены.

Упражнение разминки «Радужный самолётик»

Цель упражнения: создание в группе доброй, благожелательной атмосферы.

В процессе подготовки к тренингу ведущий изготавливает "радужный самолётик". Для этого он берёт лист бумаги, покрывает его с двух сторон всеми цветами радуги: красным, оранжевым, желтым, зелёным, голубым, синим и фиолетовым. Для этого лучше использовать цветные карандаши. Когда лист разукрашен, из него делается бумажный самолётик. Желательно сразу проверить его лётные качества. Может быть, потребуется что-то изменить или сделать заново.

Условия упражнения. Надо бросать друг другу этот "радужный самолётик". Тот, кто пустил самолётик, тому, кто поймал, даёт пожелание. Необходимо, чтобы пожелание содержало ровно семь слов (предлоги, союзы, частицы учитываются), а также, чтобы не было повторений с предыдущими пожеланиями. Примеры: "Я тебе желаю, Миша, быть веселым, активным!", "Маша! Желаю того, что сама себе желаешь!".

Может случиться так, что отправитель и получатель - одно и то же лицо (самолётик так полетел). В этом случае участник говорит пожелание сам себе и повторяет бросок. Ведущий даже может подначить участников: "А может кто-нибудь сам себе отправить самолётик?"

Упражнение разминки «Выгодный обмен»

Цель упражнения: "обмен" личными качествами между участниками группы.

Ведущий начинает упражнение с рассуждения о том, что люди часто не ценят собственные качества, собственные достоинства. Некоторые люди склонны преувеличивать свои недостатки и принижать свои достоинства. Некоторые люди стесняются признать свои достоинства не только перед другими людьми, но даже и перед собой. Ведущий предлагает поэкспериментировать, посмотреть кто и как оценивает собственные достоинства.

Участникам раздается по 7 карточек из плотной бумаги или картона (размером примерно с игральную карту). На этих карточках участники должны написать семь разных своих качеств, которыми они гордятся, которые считают своим достоинством. Если группа еще сильно зажата, участники скованны, ведущий тоже берет себе карточки и пишет на них свои личные достоинства - потом он будет "заводить" группу.

Объявляется торг: кто угодно может с кем угодно обменяться своими карточками. Можно поменять одну свою карточку на карточку другого человека, если кажется, что сделка выгодна. Например, кто-то захочет поменять свою карточку "Честность" на чужую карточку "Коммуникабельность", соответственно тот человек согласен на обмен, потому что считает "Честность" качеством лучше, чем "Коммуникабельность". Можно поменять одну свою карточку на несколько чужих, и - соответственно - несколько своих на одну чужую.

Чтобы было удобно, все держат свои карточки открытыми. Если позволяет обстановка, можно расположиться на полу, на ковре, расположив свои карточки перед собой.

Можно "прикупить" себе еще одно такое же качество. Тогда как бы считается, что участник удвоил свое достоинство (был просто честным, а стал вдвойне честным).

Ведущий не ограничивает активность участников: можно говорить всем вместе, перебивать друг друга, повышать голос. "Обстановка базара" будет только на руку.

В конце, когда торги уже закончились, проходит обсуждение:

– Кто полностью "поменял" свою личность? Кто совсем не поменял?

– Кто больше всех выиграл, как думаете?

– Кто проиграл? Почему?

– Показалось ли кому-нибудь, что какое-то чужое достоинство лично ему и даром не нужно? Как такое может быть? Что за этим кроется?

Упражнение «Твое лучшее качество»

- Приветствие на этот раз мы проводим в виде светского приема. Все члены группы, свободно передвигаясь по комнате, должны подходить друг к другу и обмениваться комплиментами, т.е. подчеркивать лучшие качества партнера, которые вы видите в нем и цените больше всего.

Упражнение «Построение бытовой машины»

Ведущий дает группе задание в течение пяти минут изобразить пылесос, стиральную машину, кухонный комбайн или настольную лампу. Машина должна действовать: двигаться, производить звуки, включаться и выключаться. Причем, все участники обязательно должны принимать участие в ее создании и демонстрировании.

Упражнение «Повернись»

Цель упражнения: сплочение команды, снятие напряженности.

Участники группы становятся в круг в одну шеренгу, повернувшись лицом в одну сторону. Ведущий дает команду: «На каждый счет вы должны поворачиваться на девяносто градусов». Цель игры - все участники должны повернуться в одну сторону, при этом общение должно быть только невербальное. Ведущий начинает считать с интервалом в три-четыре секунды.

Упражнение «Кто выше?»

Участники закрывают глаза. Не открывая глаз, они должны выстроиться в одну шеренгу по росту. Это упражнение можно сделать еще раз, при этом участники не должны буду разговаривать.

Сайт Дистанции

  • Автор Марина Тарасова
  • Дистанция
  • Дистанция - для кого?

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Дистанция — система пошагового развития личности"
01 янв. 2016 г.
Почему «Дистанция»? Вы когда-нибудь пробегали на стадионе дистанцию? «На старт… Внимание… Марш!» — и вы полетели вперед.
12Подробнее →
Картинка к "Детская Дистанция – воспитай свободную целеустремленную личность"
26 февр. 2018 г.
Известно, что детям быстро надоедает заниматься одними и теми же делами, даже если они нужны, и полезны. В процессе воспитания, мы взрослые ищем рычаги влияния на своего ребенка. Как показывает практика, стили и методы воспитания обычно передаются по наследству, но они не всегда эффективны. Меняются времена, меняемся и мы вместе с ними.
Картинка к "Дистанция для родителей"
01 окт. 2022 г.
Вырабатывай у себя внутреннее состояние «Нет проблем!». Наша жизнь состоит из череды задач, решение которых нам по силам. Мысли в формате «Задача – Решение»: цель, план действий и выводы на будущее. В вопросах воспитания детей, формат «Задача – Решение» поможет позитивно и конструктивно строить весь процесс взаимодействия, так как само понятие проблемы отсутствует. Ребёнка целесообразно сразу учить решать жизненные задачи, а не избавляться от проблем потом.
Картинка к "Дистанция для сотрудников. Эффективное взаимодействие"
01 окт. 2022 г.
Спешу поделиться радостью и успехом: сегодня провела первые встречи по Дистанции с сотрудниками нашего офиса. Поставлена задача руководства повысить эффективность работы сотрудников. В частности: сократить время на передачу информации и ускорить взаимодействие.
Картинка к "Тренинг: подростки, продолжение, встреча после лета"
01 окт. 2022 г.
С детьми я не виделась два месяца после выездного лагеря. Учебный год еще не начался, но три группы ребятишек, узнавшие о моем приезде, пришли на занятия.