Духовность на пути добра

23 февраля 2015 г. в 04:52

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

В гостях у Алексея Лушникова

Духовность — это непонятно что. Действительно, что такое духовность, обычному человеку мало понятно: это ощущается как что-то далекое, непонятное и относящееся то ли к философии, то ли к религии, но уж не к нормальной жизни. Люди, ищущие духовность, или излишне требовательны к окружающим, или просто странные, и в компаниях рядом с ними не очень уютно.

Духовность не всегда способствует удобству жизни. Наиболее упирают на духовность католизицизм и православие, проповедующие внутреннюю работу и тщету социального успеха — в отличие от протестантизма, где чаще говорится о рациональном использовании времени, производительном труде и хороших заработках. Вот и получается, что население с духовными устремлениями живут в грязных лачугах, а у социально ориентированных протестантов улицы помыты мылом, светлые и удобные дома, а в аэропортах обязательно чистые туалеты...

Тема духовности — малопопулярная и опасная. Если обходить ее совсем далекой стороной, вас обвинят в бездуховности, а если тронуть ее неаккуратно, легко налететь на оскорбление чьих-то чувств и другие неприятности, поэтому о духовности обычно говорят редко и с осторожностью: так же, как с осторожностью берут в руки острый нож. И, тем не менее, духовность — это хорошая и очень важная тема. Я хотел бы, чтобы это слово стало вам ближе. Давайте разбираться, но аккуратно.

Духовность часто путают с душевностью, но это не так. Душевность — теплая, духовность — строгая. Душевность — линия материнская, духовность — линия отцовская. Духовность — жизненная вертикаль, душевность — жизненная горизонталь.

Духовность не следует путать с религиозностью. Религиозный человек обязательно следует религиозным предписаниям, духовный человек внутренне свободен и живет своим внутренним опытом.

Духовность и нравственность — также не одно и то же: не каждый нравственный человек — человек духовный. Что касается людей по-настоящему духовных, то, как правило, это люди высокой нравственности, хотя конкретное поведение духовного человека может казаться окружающим не вполне нравственным. Будда бросил своего старого отца и свою молодую жену с ребенком, чтобы найти путь спасения человечества. Снова: духовность — про жизненную вертикаль, нравственность — про жизненную горизонталь.

Фильм «Святоша»

Люди с научным мировоззрением относятся к духовности с уважением, но к употреблению слова духовность — с настороженностью, поскольку это слово интенсивно эксплуатируется безответственными людьми, людьми с неуравновешенной психикой и мошенниками. Духовность — это раскрученный брэнд, и под этим брендом очень многие «учителя» продают свой товар, как духовные практики, хотя в реальности там может быть и дешевая эзотерика, и разумные психотерапевтические процедуры. Что касается так называемых духовных практик, с ними много недоразумений и путаницы. Обычно к духовным практикам относят медитативные техники, позволяющие остановить болтовню внутреннего диалога и научить концентрации.

Посидеть в спокойном состоянии перед пламенем свечи, нормализовав свое дыхание, убрав негативные мысли и сконцентрировавшись на красивом звучании мантр — процедура, полезная всем, хотя непосредственное отношение имеет не к духовности, а к технике десенсибилизации и управлению вниманием.

Рассказывает Н.И. Козлов

Популярная литература, касающаяся духовности, обычно содержит много красивых слов, мутных разговоров о возвышенном, Шамбале и Учителях Человечества, немного парапсихологии и Блаватской, предложение чаще внушать себе что-то позитивное, думать о людях и покупать: свечи, масла, иконы и книжки раскрученных авторов.

Бизнес на духовности пытаются делать многие, но попытки «приправить духовностью» что-то содержательное и деловое обычно успеха не имеет. Дело в том, что литературу о развитии личности, духовности и просветлении читают несколько категорий людей. Во-первых, это юноши 16-24 лет с горящими глазами, но их немного, и читают они немного, потому что денег у них мало. Самая многочисленная когорта — это женщины 30-40 лет, когда у них пропадают мужики и портится здоровье. Тогда они читают Синельникова и других авторов по чудесам оздоровления и вообще о карме. Деньги у них водятся, но дамы непостоянны и сами не знают, куда потратятся: на журнал о духовности или с подругой кофточку купить. К этой категории близко примыкают и сетевики, тем более там 70% женщины. Проблема в том, что сетевиков окучивают свои, издают для них специализированные журналы и ведут специализированные тренинги… Гораздо реже литературой духовного содержания интересуются бизнесмены с привычкой интуичить. Деньги у них есть, но обычные книжечки и альманахи они покупают неохотно, поскольку привыкли к печатным изданиями бизнес-формата, с меньшим объемом информации и с большим глянцем. Самая и разумная и самая немногочисленная категория читателей — это разумные люди, для которых естественно развиваться и иметь в виду смыслы жизни. Но этих людей мало, и эти люди предпочитают не путать тему духовности с эзотерикой и прочей мистикой.

Духовность — это внутренне мотивированная забота развитого человека о том, чтобы после себя оставить людям полезное, оставить своими делами в жизни добрый и нужный след. Духовность — высший уровень личностного развития человека, приводящий к ориентации на высокие жизненные ценности: истину, добро, красоту.

В синтон-подходе духовность — это предельно практичные и очень реалистичные вещи. У Синтона есть лозунг: «Что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться», при этом добро понимается вполне реалистично: вот стоит стул — это добро, а стул поломался — это не добро, количество добра уменьшилось. Однако любые вещи делают люди, и если у человека есть созидательная культура, которая производит стулья, аппаратуру, зубные щетки и соки, то это человек — культурный: тот, кто созидает добро. Характеристики этого человека: позитив, конструктив, ответственность, энергия — то, что Синтон воспитывает на всех своих тренингах. Этот человек живет в позиции Ангела с философией Творца.

Если вы — такой человек, то вы живете не ради того, чтобы обеспечивать свою тушку, свое счастье и другие мелкие потребности. Это не является смыслом вашей жизни не потому что вам этого не надо, а потому что это делается элементарно, максимум за полчаса в день. Встали, умылись, улыбнулись — счастливы. Позавтракали — к работе готовы. Вперед, у вас уже есть всё необходимое для жизни! Работать! Дальше, чем бы вы ни занимались, ваша главная забота: «количество добра в мире». Вы заботитесь о том, чтобы в душе людей вырастала культура, чтобы они производили те блага, после которых женщины могут не заботиться о том, будет ли у них горячая вода, хлеб и масло на столе. Мужчины в таком мире должны работать и заботиться о женщинах. Женщины рядом с такими мужчинами рожают и воспитывают детей: мальчиков, которые будут брать пример с отца и станут настоящими мужчинами, и девочек, которые хотят стать будущими матерями и учатся уважать мужчин, чтобы детей воспитывать правильно, а не так, как женщины хотят. И если это все происходит, то количество добра в мире увеличивается, а те, кто всё это делает — люди, живущие духовной жизнью. Важно — это люди, которые делают это не потому, что им сказали, а потому что для них это внутренне необходимо, и делают они это не бездумно, не на уровне привычек, а действуют продуманно и осознано. Это трудная внутренняя работа, тем более, что соблазны не дремлют.

Нужно вставать, а хочется поваляться. Нужно заняться делом, а тут по телевизору такой фильм! Ты любишь пиво, но это не твой напиток, духовный ты наш...

Есть и более серьезные вопросы, вопросы о главном направлении твоей работы. Надо каждый раз думать, а что это за культура, о которой ты заботишься? Пришел ты в нацистскую Германию — там тоже будешь культуру увеличивать? Культуру какого военного производства или какой боевой организации?

Духовный человек обязан думать постоянно, решая о ком позаботиться, в кого вложиться, в каких людей? В своих детей? А может быть в других детей, которые к вам приходят уже взрослые? Работа и забота духовного человека — делать каждодневные выборы: выборы чем и как заниматься, во что вкладываться. Духовный человек может ошибаться в деталях, но он всегда знает главное направление и развивает себя каждый день. У него светлый разум, сильная воля, он выше пустых развлечений и не отвлекается от дела добра. Да, это непростой выбор, но именно это — духовность!

  • Автор Н.И. Козлов
  • Духовность
  • Личность, общество

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Духовные практики и тренинги духовного развития"
01 окт. 2022 г.
Духовные практики и тренинги духовного развития - разнообразные мероприятия иногда с элементами тренинга, имеющие целью продвинуть некоторое новое мировоззрение, новую систему ценностей.
0Подробнее →
Картинка к "Императив духовности"
01 окт. 2022 г.
Нет ничего более ценного в мире, чем человек. Но что нужно для того, чтобы каждый человек мог проявить себя как духовная личность? Как формируется духовно богатая, душевно щедрая, творческая, обладающая активной жизненной позицией личность, способная принимать самостоятельные нравственные решения в сложных жизненных ситуациях и нести ответственность за совершенные поступки?
Картинка к "Отклики с Летнего Базового, или духовность по-синтоновски"
01 янв. 2005 г.
То, что я раньше называла работой над собой, было лишь раздумьем над проблемами, оценкой собственного поведения, чтением философской и духовной литературы и отсутствием конкретных дел. С одной стороны, я приехала на тренинг подготовленной к изменениям, созревшей до них, жаждущей их, а, с другой стороны, конкретных дел для изменения я еще не сделала. 
Картинка к "Просветление"
01 окт. 2022 г.
Просветление - состояние обретения гармонии и совершенства, пришедшее в результате пробуждения от иллюзии несовершенства нас и мира. Просветление - теоретическая конструкция, пришедшая от буддизма - точнее, для нас это нечто, что надумали европейцы по поводу малоизвестного им представления из Востока. То, как представляют просветление в буддизме и что пишут о просветлении в популярных европейских книжках - две большие разницы.
Картинка к "Жить по правде — это как?"
01 янв. 2003 г.
Правда — это нравственный ориентир. Жить по правде — значит жить по закону, совести и справедливости.