Эффект аудитории

01 октября 2022 г. в 21:26

​​​​​​​Эффект аудитории (эффект Зайонца, эффект фасилитации) — влияние постороннего присутствия на поведение человека. Этот эффект необходимо учитывать при проведении, к примеру, психологических исследований: эффект аудитории можно рассматривать как один из факторов, угрожающих внутренней валидности.

Примеры этого эффекта:

  • Мужчина пытается показать себя в лучшем свете перед женщиной (и наоборот);
  • В присутствии посторонних человек может переживать сильные эмоции, волноваться, смущаться и т. д.;
  • Поведение и мысли человека наедине с собой и в компании зачастую разительно отличаются и т. д.

Другие факторы, угрожающие внутренней валидности:

  • Валидность
  • Поведение
  • Экспериментальная психология

Комментарии (1):

Гость, 03 марта 2014 г. в 19:57
Насколько я знаю, этот эффект ещё можно назвать эффектом присутствия, любой человек зная что за ним следят, будет стараться изменять своё поведение в ту или иную степени. Интересно, а можно ли как-нибудь устранить этот эффект?

Материалы по теме:

Картинка к "Внутренняя валидность психологического исследования"
01 окт. 2022 г.
Внутренняя валидность – вид валидности, степень влияния независимой переменной на зависимую переменную.
0Подробнее →