Эффект Зейгарник

01 октября 2022 г. в 21:26

Б. В. Зейгарник

Б. В. Зейгарник

​​​​​​​В исследованиях Блюмы Вульфовны Зейгарник было установлено, что испытуемые, в широком возрастном диапазоне, склонны запоминать прерванные задания лучше (и чаще), чем они запоминали завершенные задания.

Половину видов деятельности, выполняемой испытуемыми в эксперименте, разрешалось продолжать до завершения (или выполнения задания), а оставшаяся половина прерывалась экспериментатором на том или ином ее этапе. Результаты этого исследования подтвердили первоначальную гипотезу Зейгарник. Количество вспомненных незаконченных или незавершенных заданий (обозначаемых буквой «Н») оказалось значительно выше количества завершенных заданий (обозначаемых буквой «З»). В общем, испытуемые, принимавшие участие в исследованиях Зейгарник, вспоминали в два раза больше незавершенных заданий, чем завершенных.

Было предложено несколько возможных альтернативных объяснений эффекта Зейгарник, которые не делают упор на переменной завершенность-незавершенность per se. Одно из таких объяснений состоит в том, что именно шоковый эффект, вызванный внезапным прерыванием или прекращением работы над заданием, усиливает выделенность незавершенного задания в сознании испытуемых. Результаты показывают, что шоковый эффект от внезапного прерывания задачи в очень малой степени связан, если вообще связан, с разницей в частоте воспроизведения. Вторая возможная интерпретация оригинальных находок Зейгарник состояла в том, что испытуемые, возможно, предполагали, что прерванные задания предстоит завершить позднее (что они представляют собой незаконченные дела). В другой, более тонкой версии своего первоначального исследования, Зейгарник успешно воспроизвела свои ранние результаты с коэффициентом Н/З = 1,80, по существу тем же самым, что и раньше.

В серии исследований Зейгарник коэффициент вспоминания для заданий, прерванных в середине или ближе к концу (почти завершенных заданий), оказался выше, чем для заданий, прерванных в самом начале или вскоре после начала их выполнения. Амбициозные испытуемые забывали завершенные задания быстрее, чем это делали люди со средними амбициями. Можно заключить, что цель этих испытуемых состояла не просто в выполнении задания, но и в достижении некоторого успеха, повышая, тем самым, коэффициент Н/З. Если бы прерывание задания интерпретировалось испытуемыми как означающее их провал, порождая угрожающую эго ситуацию, то коэффициент Н/З увеличивался бы еще больше, за счет испытуемых с тенденцией запоминать незавершенные задания более часто, чем раньше.

Другие возможные объяснения эффекта Зейгарник сводятся к следующему:

  1. прерывание заданий может активно вводить новый мотив, связанный с возмущением самим фактом прерывания или обидой на прерывателя, отсюда и лучшее запоминание причины этого возмущения;
  2. прерывание может выполнять функцию подчеркивания прерванного задания;
  3. с точки зрения гештальта, испытуемый может стремиться к завершению;
  4. настойчивость испытуемых в обдумывании нерешенной задачи могла часто вознаграждаться в прошлом, и потому способствует повышению уровня вспоминания незавершенных заданий.

Исследователи обнаружили, что эффект Зейгарник может быть чувствителен к ряду факторов, которые трудно, если вообще возможно, контролировать в условиях лабораторного исследования:

  1. вероятность проявления эффекта Зейгарник меньше, если испытуемый, до некоторой степени, лично заинтересован в выполнении определенного задания;
  2. эффект проявляется с большей вероятностью, если прерывание задания не выглядит частью плана экспериментальной игры;
  3. проявление эффекта наиболее вероятно в случае, если испытуемый всерьез настроился на выполнение незавершенного задания.



  • Восприятие
  • Управление сознанием
  • Психологические теории

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Амбиции, амбициозность"
01 окт. 2022 г.
«Меня легко удовлетворить самым лучшим» - говорил Уинстон Черчилль, и это точная фраза для человека с амбициями. На сколько ты замахиваешься? Если тебе много не нужно, тебя устроит мало — у тебя амбиции маленькие. Если ты замахиваешься на многое, если у тебя самые высокие претензии, если тебя не устроит ничего, кроме лучшего — ты амбициозный человек.
4Подробнее →
Картинка к "Что такое жизненная успешность?"
08 янв. 2012 г.
Успех, успешность - это удачное достижение поставленной цели, получение того, что хотели. Успех иногда путают с удачей, но это неверно. Удача - результат везения, благополучного стечения обстоятельств. Удача — не ваша заслуга, как не ваша заслуга выигрыш в лотерее. Успех приходит к тем, кто его заработал.
Картинка к "Мотив"
01 янв. 2006 г.
Мотив — внутреннее побуждение к действию на основе личного интереса.
Картинка к "Мотивация"
01 янв. 2006 г.
Мотивация — направленное воздействие на внутренние чувства человека, приводящее к формированию намерения.
Картинка к "Запоминание"
01 окт. 2022 г.
Запоминание - это сохранение в памяти новой информации. Запоминание - обязательная часть любой учебы, обучения и научения.