Автор: Н.И. Козлов

Эффективные интонации: ваши требования будут выполнены!

Фильм "Университет практической психологии"

Послушайте разные интонации одного и то же текста!
скачать видео

Недавно сделал красивое открытие: удалось четко описать, на какие интонации родителей дети отзываются и слушаются, а на какие - не реагируют, пропускают мимо ушей. Точнее, первая часть открытия в том, что дело оказалось именно в интонации родительского обращения, а ни в чем-то другом. А вторая часть открытия в том, что эти эффективные интонации можно достаточно четко описать и на основе этого описания - освоить, выучить.

То есть, если сказать правильные слова с правильной интонацией (которую я расскажу), дети сделают что их просят. А если те же самые правильные слова при тех же отношениях вы скажете с другой интонацией, более привычной среди мам - дети скривят мордочки и ничего делать не будут. Оказалось все достаточно просто, и если вы до сих пор этого не умели, за несколько дней эти эффективные интонации вы сможете освоить. И дети вас начнут слушаться.

Ура! Вау! Праздник!

Понятно, что тут мы не говорим о критических ситуациях, когда отношения детей и родителей полностью разрушены и дети в осознанном протесте. Речь идет о нормальных ситуациях в нормальных семьях, когда дети, если к ним обратиться эффективно - сделают что их попросили, а если попросите невнимательно или неправильно - не сделают. Так бывает часто: пап обычно дети слушаются, а маму любят, но - не слушаются.

Я проводил вебинар со своими студентами в Университете практической психологии, от одной студентки, мамы одиннадцатилетнего сына, прозвучал запрос: что делать с сыном, если у него часто при выполнении домашних заданий "опускаются руки", он теряет веру в себя и говорит, что с этими задачами не справится. При этом он парень толковый, учится в физмат школе и учится хорошо, но перед трудными задачками вот так нередко пасует. Что делать? Я, как один из вариантов, предложил проследить за его форматом: обратить внимание на форму его поведения. Мой опыт подсказывает, если ребенок поправит несчастное лицо на лицо нормальное, расправит опущенные плечи и текст несчастной жертвы заменит на "Я справлюсь! Я умный, у меня получится! Со мною мои родители, мы вместе справимся с любыми трудностями!", то ситуация может решиться. Я показал, как бы это сказал сыну я, после этого моя студентка, Надежда, повторила мои слова практически дословно. Она сказала всё разумно и всё хорошо, но я, как только ее услышал, понял сразу - на ее слова, на так произнесенные ею слова дети не отреагируют, слушаться не будут. После вебинара пару раз прослушал запись и разницу понял.

Даю послушать эту запись вам (в начале статьи справа - видео фрагмент из этого вебинара).

Разницу услышали? Да, и насколько согласитесь, что интонации Надежды звучат менее требовательно? А если так, то в чем же эта разница? В чем же секрет эффективных интонаций?

Самый простой ответ: эффективные фразы имеют интонационное завершение ВНИЗ. Такие интонации воспринимаются как ТВЕРДЫЕ и чаще считаются мужским стилем.

А фразы, которые имеют завершение ВВЕРХ - звучат мягко, по-женски. Они создают ощущение уюта, они дают собеседнику ощущение понимания и соучастия, они помогают поддерживать разговор - но с точки зрения дисциплины они не эффективны. Когда нужно именно организовать ребенка, ими лучше не пользоваться. Их можно включать в разговор, если нужно привлечь внимание (да? вот тут как раз восходящая интонация), но если нужно добиться, чтобы ваше распоряжение было выполнено, нужно пользоваться нисходящей интонацией.

Другая моя студентка, Елена Носкова, к этому главному секрету добавила еще важные дополнительные детали. А именно:

  • это фразы короткие, "рубленные"
  • между каждой смысловой фразой - пауза
  • ударение в каждой смысловой фразе идет на "ключевое" слово
  • акцент на звонких согласных (б, р, ж, в, з, г, д, м, н, в)
  • слова проговариваются четко и твердо, убираем "растягивание" гласных. "Певучесть" гласных звуков - характерная черта для мягких интонаций...

Итак, когда мы хотим кого-то приветить и согреть, мы будем говорить более певуче и использовать интонационное завершение вверх, да? А когда нужно навести порядок, теперь мы знаем, как мы будем действовать по-другому. Будем!


Видео от Яны Счастье: интервью с профессором психологии Н.И. Козловым

Темы беседы: Какой женщиной нужно быть, что успешно выйти замуж? Сколько раз женятся мужчины? Почему нормальных мужчин мало? Чайлдфри. Воспитание детей. Что такое Любовь? Сказка, которой бы лучше не было. Плата за возможность быть рядом с красивой женщиной.








Статьи по теме:
Как воспитывать школьников
Как воспитывать школьников

Интервью Н.И. Козлова журналистке Ирине Толстиковой​​​​​​​: — Вы психолог с огромным опытом. К вам н...

0
Должен ли ребенок быть послушным? Умное послушание
Должен ли ребенок быть послушным? Умное послушание

Вы еще не забыли, что такое послушный ребенок? Это очень простые вещи: сказал ребенку помыть руки -...

3
Как через инициативу воспитывать разумное послушание
Как через инициативу воспитывать разумное послушание

Как вы, наверное, уже догадались, в этой статье речь пойдет о различиях между такими понятиями о вос...

1
Интонации
Интонации

Интонации - звуковое, мелодическое и энергетическое обрамление текста речи. Интонации - это тоже общ...

0
Правильная интонация спасает жизнь
Правильная интонация спасает жизнь

​​​​​​​Я детский врач и иногда мне приходится делать прививки. Вы можете прививки не любить, но я зн...

0
Категории: