Этический кодекс педагога-психолога
ÐтичеÑкий ÐºÐ¾Ð´ÐµÐºÑ Ð¿ÐµÐ´Ð°Ð³Ð¾Ð³Ð°-пÑихолога, Ñлужбы практичеÑкой пÑихологии Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð Ð¾ÑÑии
Общие положениÑ
Данный ÐтичеÑкий ÐºÐ¾Ð´ÐµÐºÑ Ñ€Ð°ÑпроÑтранÑетÑÑ Ð½Ð° вÑе профеÑÑиональные виды деÑтельноÑти педагога-пÑихолога ÑиÑтемы Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð Ð¾ÑÑии (далее – пÑихолог).
Главной целью ÐтичеÑкого кодекÑа ÑвлÑетÑÑ ÑƒÑтановление оÑновополагающих прав и обÑзанноÑтей, вытекающих из оÑобенноÑтей профеÑÑиональной деÑтельноÑти пÑихолога. ÐšÐ¾Ð´ÐµÐºÑ Ð´Ð¾Ð»Ð¶ÐµÐ½ Ñлужить пÑихологу ориентиром при планировании и поÑтроении работы Ñ ÐºÐ»Ð¸ÐµÐ½Ñ‚Ð¾Ð¼, в том чиÑле при разрешении проблемных и конфликтных Ñитуаций, возникающих в процеÑÑе профеÑÑиональной деÑтельноÑти пÑихолога. ÐšÐ¾Ð´ÐµÐºÑ Ð¿Ñ€Ð¸Ð·Ð²Ð°Ð½ оградить клиентов и общеÑтво в целом от нежелательных поÑледÑтвий беÑконтрольного и неквалифицированного иÑÐ¿Ð¾Ð»ÑŒÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÑихологичеÑких знаний и в то же Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð·Ð°Ñ‰Ð¸Ñ‚Ð¸Ñ‚ÑŒ пÑихологов и практичеÑкую пÑихологию от диÑкредитации. ÐšÐ¾Ð´ÐµÐºÑ ÑоÑтавлен в ÑоответÑтвии Ñ Ð–ÐµÐ½ÐµÐ²Ñкой конвекцией «О правах ребенка» и дейÑтвующим РоÑÑийÑким законодательÑтвом.
Изучение ÐтичеÑкого кодекÑа входит в базовую профеÑÑиональную подготовку практичеÑкого пÑихолога образованиÑ.
Ð”Ð»Ñ Ñ€ÐµÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ°ÑŽÑ‰Ð¸Ñ… ÑтичеÑких проблем ÑоздаетÑÑ ÐšÐ¾Ð¼Ð¸ÑÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾ Ñтике в ÑоÑтаве регионального научно-методичеÑкого Ñовета Ñлужбы практичеÑкой пÑихологии образованиÑ.
ОÑновные ÑтичеÑкие принципы деÑтельноÑти пÑихолога
ÐтичеÑкие принципы призваны обеÑпечить:
- решение профеÑÑиональных задач в ÑоответÑтвии Ñ ÑтичеÑкими нормами;
- защиту законных прав людей, Ñ ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ñ‹Ð¼Ð¸ пÑихологи вÑтупают в профеÑÑиональное взаимодейÑтвие: обучающихÑÑ, воÑпитанников, Ñтудентов, педагогов, Ñупервизоров, учаÑтников иÑÑледований и др. лиц, Ñ ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ñ‹Ð¼Ð¸ работает пÑихолог;
- Ñохранение Ð´Ð¾Ð²ÐµÑ€Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñƒ пÑихологом и клиентом;
- укрепление авторитета пÑихологичеÑкой Ñлужбы Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñреди обучающихÑÑ, воÑпитанников, родителей и педагогичеÑкой общеÑтвенноÑти.
ОÑновными ÑтичеÑкими принципами ÑвлÑÑŽÑ‚ÑÑ:
1. Принцип конфиденциальноÑти.
2. Принцип компетентноÑти.
3. Принцип ответÑтвенноÑти.
4. Принцип ÑтичеÑкой и юридичеÑкой правомочноÑти.
5. Принцип квалификационной пропаганды пÑихологии.
6. Принцип Ð±Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð¿Ð¾Ð»ÑƒÑ‡Ð¸Ñ ÐºÐ»Ð¸ÐµÐ½Ñ‚Ð°.
7. Принцип профеÑÑиональной кооперации.
8. Принцип Ð¸Ð½Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐºÐ»Ð¸ÐµÐ½Ñ‚Ð° о целÑÑ… и результатах обÑледованиÑ.
Данные принципы ÑоглаÑуютÑÑ Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ñ„ÐµÑÑиональными Ñтандартами, принÑтыми в работе пÑихологов в международном ÑообщеÑтве.
1. Принцип конфиденциальноÑти
1. ИнформациÑ, Ð¿Ð¾Ð»ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¿Ñихологом в процеÑÑе Ð¿Ñ€Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚Ñ‹, не подлежит Ñознательному или Ñлучайному разглашению, а в Ñитуации необходимоÑти передачи ее третьим лицам должна быть предÑтавлена в форме, иÑключающей ее иÑпользование против интереÑов клиента.
2. Лица, учаÑтвующие в пÑихологичеÑких иÑÑледованиÑÑ…, тренингах и других мероприÑтиÑÑ…, должны быть оÑведомлены об объеме и характере информации, ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ‚ быть Ñообщена другим заинтереÑованным лицам и (или) учреждениÑм.
3. УчаÑтие обучающихÑÑ, воÑпитанников, родителей, педагогов в пÑихологичеÑких процедурах (диагноÑтика, конÑультирование, ÐºÐ¾Ñ€Ñ€ÐµÐºÑ†Ð¸Ñ Ð¸ др.) должно быть Ñознательным и добровольным.
4. ЕÑли информациÑ, Ð¿Ð¾Ð»ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¾Ñ‚ клиента, запрашиваетÑÑ ÑкÑпертами (Ð´Ð»Ñ Ñ€ÐµÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñа о компетентноÑти пÑихолога во Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ ÐµÐ³Ð¾ аттеÑтации), она должна быть предоÑтавлена в форме, иÑключающей идентификацию личноÑти клиента ÑкÑпертами. Ð”Ð»Ñ Ñтого вÑÑ Ð¸Ð½Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ð¾ клиенте региÑтрируетÑÑ Ð¸ хранитÑÑ Ñ ÑƒÑ‡ÐµÑ‚Ð¾Ð¼ Ñтрогой конфиденциальноÑти.
5. Отчеты о профеÑÑиональной деÑтельноÑти, результаты иÑÑледований и публикации должны быть ÑоÑтавлены в форме, иÑключающей идентификацию личноÑти клиента окружающими людьми, не включенными в круг ÑпециалиÑтов, работающих Ñ Ð´Ð°Ð½Ð½Ñ‹Ð¼ клиентом.
6. Ðа приÑутÑтвие третьих лиц во Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð´Ð¸Ð°Ð³Ð½Ð¾Ñтики или конÑÑƒÐ»ÑŒÑ‚Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ…Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ предварительное ÑоглаÑие клиента и лиц, неÑущих за него ответÑтвенноÑÑ‚ÑŒ (в Ñлучае, еÑли клиент не доÑтиг 16-летнего возраÑта; в ÑлучаÑÑ…, еÑли ребенок не доÑтиг 16-летнего возраÑта, ÑоглаÑие на его учаÑтие в пÑихологичеÑких процедурах должны дать родители или лица, их заменÑющие.).
7. ÐдминиÑÑ‚Ñ€Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ð¾Ñ€Ð³Ð°Ð½Ð° ÑƒÐ¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸ÐµÐ¼ или образовательного учреждениÑ, по заданию которого проводитÑÑ Ð¿ÑихологичеÑкое обÑледование, должна быть предупреждена о том, что на нее раÑпроÑтранÑетÑÑ Ð¾Ð±ÑзательÑтво ÑÐ¾Ñ…Ñ€Ð°Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ñ„ÐµÑÑиональной тайны. Ð¡Ð¾Ð¾Ð±Ñ‰Ð°Ñ Ð°Ð´Ð¼Ð¸Ð½Ð¸Ñтрации результаты обÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ Ñвоего заключениÑ, пÑихолог должен воздерживатьÑÑ Ð¾Ñ‚ ÑÐ¾Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñведений, наноÑÑщих вред клиенту и не имеющих Ð¾Ñ‚Ð½Ð¾ÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº образовательной Ñитуации.
2. Принцип компетентноÑти
1. ПÑихолог четко определÑет и учитывает границы ÑобÑтвенной компетентноÑти.
2. ПÑихолог неÑет ответÑтвенноÑÑ‚ÑŒ за выбор процедуры и методов работы Ñ ÐºÐ»Ð¸ÐµÐ½Ñ‚Ð¾Ð¼.
3. Принцип ответÑтвенноÑти
1. ПÑихолог оÑознает Ñвою профеÑÑиональную и личную ответÑтвенноÑÑ‚ÑŒ перед клиентом и общеÑтвом за Ñвою профеÑÑиональную деÑтельноÑÑ‚ÑŒ.
2. ÐŸÑ€Ð¾Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð¸ÑÑледованиÑ, пÑихолог заботитÑÑ Ð¿Ñ€ÐµÐ¶Ð´Ðµ вÑего о благополучии людей и не иÑпользует результаты работы им во вред.
3. ПÑихолог неÑет ответÑтвенноÑÑ‚ÑŒ за Ñоблюдение данного ÐтичеÑкого кодекÑа незавиÑимо от того, проводит он пÑихологичеÑкую работу Ñам или она идет под его руководÑтвом.
4. ПÑихолог неÑет профеÑÑиональную ответÑтвенноÑÑ‚ÑŒ за ÑобÑтвенные выÑÐºÐ°Ð·Ñ‹Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð° пÑихологичеÑкие темы, Ñделанные в ÑредÑтвах маÑÑовой информации и в публичных выÑтуплениÑÑ….
5. ПÑихолог в публичных выÑтуплениÑÑ… не имеет права пользоватьÑÑ Ð½ÐµÐ¿Ñ€Ð¾Ð²ÐµÑ€ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¹ информацией, вводить людей в заблуждение отноÑительно Ñвоего Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ компетентноÑти.
6. ПÑихолог может не информировать клиента об иÑтинных целÑÑ… пÑихологичеÑких процедур только в тех ÑлучаÑÑ…, когда альтернативные пути доÑÑ‚Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñтих целей невозможны.
7. При принÑтии Ñ€ÐµÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð± оказании пÑихологичеÑкой помощи недееÑпоÑобным лицам (неÑовершеннолетним; лицам, находÑщимÑÑ Ð² оÑтром ÑтреÑÑовом ÑоÑтоÑнии; больным, имеющим на момент Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ñ‰ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð¸Ð°Ð³Ð½Ð¾Ð· пÑихичеÑкого раÑÑтройÑтва, который извеÑтен пÑихологу, и Ñ‚.п.) пÑихолог неÑет ответÑтвенноÑÑ‚ÑŒ за поÑледÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ Ð²Ñ‹Ð±Ñ€Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð³Ð¾ и иÑпользованного им вмешательÑтва.
4. Принцип ÑтичеÑкой и юридичеÑкой правомочноÑти
1. ПÑихолог планирует и проводит иÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² ÑоответÑтвии Ñ Ð´ÐµÐ¹Ñтвующим законодательÑтвом и профеÑÑиональными требованиÑми к проведению пÑихологичеÑкой деÑтельноÑти.
2. Ð’ Ñлучае раÑÑ…Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñƒ нормами данного КодекÑа и обÑзанноÑÑ‚Ñми, вменÑемыми ему админиÑтрацией образовательного учреждениÑ, пÑихолог руководÑтвуетÑÑ Ð½Ð¾Ñ€Ð¼Ð°Ð¼Ð¸ данного КодекÑа. Подобные Ñлучаи доводÑÑ‚ÑÑ Ð´Ð¾ ÑÐ²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð°Ð´Ð¼Ð¸Ð½Ð¸Ñтрации учреждениÑ, где работает пÑихолог, и профеÑÑиональной пÑихологичеÑкой общеÑтвенноÑти (методичеÑкого объединениÑ) или облаÑтного научно-методичеÑкого Ñовета Ñлужбы практичеÑкой пÑихологии.
3. Ðормы данного КодекÑа раÑпроÑтранÑÑŽÑ‚ÑÑ Ñ‚Ð¾Ð»ÑŒÐºÐ¾ на профеÑÑиональные Ð¾Ñ‚Ð½Ð¾ÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ñихолога Ñ ÐºÐ»Ð¸ÐµÐ½Ñ‚Ð¾Ð¼ и другими Ñубъектами образовательного процеÑÑа.
4. ПÑихолог может выполнÑÑ‚ÑŒ Ñвои обÑзанноÑти официального ÑкÑперта в ÑоответÑтвии Ñ Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ð¾Ð¼. При Ñтом на него полноÑтью раÑпроÑтранÑÑŽÑ‚ÑÑ Ð½Ð¾Ñ€Ð¼Ñ‹ данного КодекÑа.
5. Принцип квалифицированной пропаганды пÑихологии
1. Ð’ любых ÑообщениÑÑ…, предназначенных Ð´Ð»Ñ Ð»ÑŽÐ´ÐµÐ¹, не имеющих пÑихологичеÑкого образованиÑ, Ñледует избегать избыточной информации, раÑкрывающей Ñуть профеÑÑиональных методов его работы. ÐŸÐ¾Ð´Ð¾Ð±Ð½Ð°Ñ Ð¸Ð½Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð° только в ÑообщениÑÑ… Ð´Ð»Ñ ÑпециалиÑтов.
2. Во вÑех ÑообщениÑÑ… пÑихолог должен отражать возможноÑти методов практичеÑкой пÑихологии в ÑоответÑтвии Ñ Ñ€ÐµÐ°Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ð¼ положением дел. Следует воздерживатьÑÑ Ð¾Ñ‚ любых выÑказываний, которые могут повлечь за Ñобой неоправданные Ð¾Ð¶Ð¸Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ñ‚ пÑихолога.
3. ПÑихолог обÑзан пропагандировать доÑÑ‚Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ñихологии профеÑÑионально и точно в ÑоответÑтвии Ñ Ð´ÐµÐ¹Ñтвительным ÑоÑтоÑнием науки на данный момент.
6. Принцип Ð±Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð¿Ð¾Ð»ÑƒÑ‡Ð¸Ñ ÐºÐ»Ð¸ÐµÐ½Ñ‚Ð°
1. Ð’ Ñвоих профеÑÑиональных дейÑтвиÑÑ… пÑихолог ориентируетÑÑ Ð½Ð° благополучие и учитывает права вÑех Ñубъектов образовательного процеÑÑа. Ð’ ÑлучаÑÑ…, когда обÑзанноÑти пÑихолога вÑтупают в противоречие Ñ ÑтичеÑкими нормами, пÑихолог разрешает Ñти конфликты, руководÑтвуÑÑÑŒ принципом «не навреди».
2. ПÑихолог в ходе профеÑÑиональной деÑтельноÑти не должен допуÑкать диÑкриминации (Ð¾Ð³Ñ€Ð°Ð½Ð¸Ñ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ¾Ð½Ñтитуционных прав и Ñвобод личноÑти) по Ñоциальному ÑтатуÑу, возраÑту, полу, национальноÑти, вероиÑповеданию, интеллекту и любым другим отличиÑм.
3. Ð’ профеÑÑиональной деÑтельноÑти пÑихолога Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ñ€Ð¸Ð¾Ñ€Ð¸Ñ‚ÐµÑ‚Ð½Ñ‹Ð¼Ð¸ объÑвлÑÑŽÑ‚ÑÑ Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð° и интереÑÑ‹ ребенка как оÑновного Ñубъекта образовательного процеÑÑа.
4. ПÑихолог придерживаетÑÑ Ð´Ð¾Ð±Ñ€Ð¾Ð¶ÐµÐ»Ð°Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÐ½Ð¾Ð³Ð¾ и безоценочного Ð¾Ñ‚Ð½Ð¾ÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº клиенту.
7. Принцип профеÑÑиональной кооперации
1. Работа пÑихолога оÑновываетÑÑ Ð½Ð° праве и обÑзанноÑти проÑвлÑÑ‚ÑŒ уважение к другим ÑпециалиÑтам и методам их работы незавиÑимо от ÑобÑтвенных теоретичеÑких и методичеÑких предпочтений.
2. ПÑихолог воздерживаетÑÑ Ð¾Ñ‚ публичных оценок и замечаний о ÑредÑтвах и методах работы коллег в приÑутÑтвии клиентов и обÑледуемых лиц.
3. ЕÑли ÑтичеÑкое нарушение не может быть уÑтранено неформальным путем, пÑихолог может вынеÑти проблему на обÑуждение методичеÑкого Ð¾Ð±ÑŠÐµÐ´Ð¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ (МО), в конфликтных ÑитуациÑÑ… – на ÑтичеÑкую комиÑÑию регионального научно-методичеÑкого Ñовета Ñлужбы практичеÑкой пÑихологии образованиÑ.
8. Принцип Ð¸Ð½Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐºÐ»Ð¸ÐµÐ½Ñ‚Ð° о целÑÑ… и результатах обÑледованиÑ
1. ПÑихолог информирует клиента о целÑÑ… и Ñодержании пÑихологичеÑкой работы, проводимой Ñ Ð½Ð¸Ð¼, применÑемых методах и ÑпоÑобах информации, чтобы клиент мог принÑÑ‚ÑŒ решение об учаÑтии в Ñтой работе. Ð’ ÑлучаÑÑ…, когда пÑихологичеÑÐºÐ°Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ñ†ÐµÐ´ÑƒÑ€Ð° оÑущеÑтвлÑетÑÑ Ñ Ð´ÐµÑ‚ÑŒÐ¼Ð¸ до 16 лет, ÑоглаÑие на учаÑтие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменÑющие.
2. Ð’ процеÑÑе профеÑÑиональной деÑтельноÑти пÑихолог выÑказывает ÑобÑтвенные ÑÑƒÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ оценивает различные аÑпекты Ñитуации в форме, иÑключающей ограничение Ñвободы клиента в принÑтии им ÑамоÑтоÑтельного решениÑ. Ð’ ходе работы по оказанию пÑихологичеÑкой помощи должен Ñтрого ÑоблюдатьÑÑ Ð¿Ñ€Ð¸Ð½Ñ†Ð¸Ð¿ добровольноÑти Ñо Ñтороны клиента.
3. ПÑихолог должен информировать учаÑтников пÑихологичеÑкой работы о тех аÑпектах деÑтельноÑти, которые могут повлиÑÑ‚ÑŒ на их решение учаÑтвовать (или не учаÑтвовать) в предÑтоÑщей работе: физичеÑкий риÑк, диÑкомфорт, неприÑтный Ñмоциональный опыт и др.
4. Ð”Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑоглаÑÐ¸Ñ ÐºÐ»Ð¸ÐµÐ½Ñ‚Ð° на пÑихологичеÑкую работу Ñ Ð½Ð¸Ð¼ пÑихолог должен иÑпользовать понÑтную терминологию и доÑтупный Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐºÐ»Ð¸ÐµÐ½Ñ‚Ð° Ñзык.
5. Заключение по результатам обÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ðµ должно ноÑить категоричеÑкий характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и не Ñодержать заведомо невыполнимых уÑловий.
6. Ð’ ходе обÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ñихолог должен выÑвлÑÑ‚ÑŒ и подчеркивать ÑпоÑобноÑти и возможноÑти клиента.