Этология детства

01 октября 2022 г. в 21:27

Автор статьи Марина Львовна Бутовская, адрес статьи Этология.ру

​​​​​​​В 60-е были проведены первые этологические исследования поведения детей. Несколько крупных работ в этой области были выполнены практически одновременно Н. Блэртоном Джонсом, П. Смитом и К. Конноли, У. МакГрю. Первый описал ряд мимических выражений, агрессивные и защитные позы у детей и выделил грубую игру как самостоятельную форму поведения [Blurton Jones, 1972]. Вторые провели детальные наблюдения за поведением детей в возрасте от двух лет девяти месяцев до четырех лет девяти месяцев дома и в детском саду (в обществе родителей и без них) и показали наличие гендерных различий в социальном поведении. Они же предположили, что индивидуальные личностные различия можно описывать на основании данных о внешних поведенческих проявлениях [Smith, Connolly, 1972]. У. МакГрю в книге «Этологическое изучение поведения детей» привел детальную этограмму детского поведения и доказал применимость этологических концепции и понятий, таких как доминирование, территориальность, влияние плотности группы на социальное поведение, структура внимания [McGrew, 1972]. До этого указанные концепции считались применимыми к животным и широко использовались в первую очередь приматологами. Этологический анализ конкуренции и доминирования у дошкольников позволил заключить, что иерархия доминирования в таких группах подчиняется правилам линейной транзитивности, она быстро устанавливается в момент формирования социального коллектива и остается стабильной во времени. Разумеется, проблема далека от полного разрешения, ибо данные разных авторов указывают на различные аспекты этого феномена. По одним представлениям, доминирование прямо связано с преимущественным доступом к ограниченным ресурсам [Strayer, Strayer, 1976; Charlesworth, Lafreniere, 1983]. По другим - с умением ладить со сверстниками и организовывать социальныe контакты, обращать на себя внимание (наши данные по русским и калмыцким детям).

Существенное место в работах по детской этологии заняли исследования невербальной коммуникации. Использование системы кодирования мимических движений, разработанной П. Экманом и В. Фризеном, позволило Г. Остеру установить, что младенцы могут производить все мимические мускульные движения, типичные для взрослых [Oster, 1978]. Наблюдения за мимикой зрячих и слепых детей в естественном контексте дневной активности [Еibl-Eibesfeldt, 1973] и за реакциями детей в экспериментальных ситуациях [Charlesworth, 1970] позволили заключить, что лишенные возможности зрительного научения слепые дети демонстрируют в идентичных ситуациях сходную мимику. Наблюдения за детьми в возрасте от двух до пяти лет позволили говорить о расширении общего репертуара отчетливых мимических выражений [Abramovitch, Marvin, 1975]. По мере роста социальной компетентности ребенка, в возрасте от 2,5 до 4,5 лет, происходит также повышение частоты использования социaльной улыбки [Cheyne, 1976]. Использование этологических подходов в анализе процессов развития подтвердило наличие врожденной базы для развития человеческой мимики [Hiatt et аl, 1979]. Ч.Тинберген применил этологические методы в детской психиатрии для анализа явлений аутизма у детей, обратив внимание на тот факт, что избегание взгляда, типичное для аутичных детей, вызвано страхом перед социальным контактом.

  • Этология
  • Автор М.Л. Бутовская
  • Поведение
  • Кросс-культурные исследования

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Агрессия и урегулирование социальных отношений в коллективе"
01 окт. 2022 г.
Проблемы агрессии и ее урегулирования в обществе постоянно занимают специалистов в области наук о поведении. Этологи - не исключение из этого правила. Именно они в последние годы наиболее активно занимаются поиском общих механизмов поддержания социального равновесия в группе. Важнейшим вопросом является анализ поведенческих взаимодействий, происходящих сразу после конфликтов. В частности, этологи, применяя эволюционный подход, пытаются ответить на вопрос, почему люди примиряются. Существуют две основные гипотезы, объясняющие функциональные аспекты пост-конфликтого аффилиативного поведения.
0Подробнее →
Картинка к "Этология человека: кросс-культурные исследования"
01 окт. 2022 г.
Поведение человека может являть собой ритуализованные действия. Часть из них имеет филогенетическую природу, другая является следствием культурной традиции. Большая часть ритуалов возникла как способ предотвращения агрессии, умиротворения и примирения и многие ведут свое происхождение от прямого выражения угрозы. Цель ритуалов в этом случае - направить агрессию в безопасное русло.
Картинка к "Этология человека: предмет и задачи исследования"
01 окт. 2022 г.
Что такое этология человека? И. Айбл-Айбесфельдт исходно определяет этологию человека как биологию человеческого поведения, так как она изучает основы формирования поведения человека в онто- и филогенезе, функции определенных форм поведения, физиологические механизмы поведения, пытается восстановить селективные процессы , приведшие к формированию конкретной поведенческой стратегии.
Картинка к "Игровая борьба и ее роль в развитии социального поведения ребенка"
01 окт. 2022 г.
Второй пример этологического анализа детского поведения - работа М. Боултона и П. Смита [Boulton, Smith, 1992]. Эти авторы анализируют природу игровой борьбы и игры-преследования (оба явления объединяют под названием «грубая игра»). Боултон и Смит считают, что гормональные механизмы оказывают существенное влияние на мотивацию к грубой игре.
Картинка к "Поведение как система"
01 окт. 2022 г.
Центральным свойством системы поведения является упорядоченное взаимодействие ее компонентов для достижения конечной цели. Взаимосвязь обеспечивается с помощью цепей переходов между элементами и может рассматриваться в качестве специфического этологического механизма функционирования этой системы.