Формат с детьми: мы общаемся без плача и криков

01 октября 2022 г. в 21:28

Приучайте детей к формату нормального поведения. Не угадывайте, что дети хотят от вас своим плачем. Пусть они усвоят: пока они плачут - вы их не понимаете. Вы можете понять, что они хотят, только когда они ясно скажут, что они хотят.

Обычно, чтобы что-то сказать, ребенку нужно уже немного успокоиться. И это уже хорошо. Хотя продвинутые дети могут четко орать свои пожелания-требования сквозь самый отчаянный плач, вас это устроить не должно: говорите жестче, что, пока ты плачешь, мы с тобой ни о чем не договариваемся. Тебе нужно успокоиться и начать говорить нормально.


Рассказ мудрой мамы, студентки Университета практической психологии​​​​​​​.

Моя цель: Научить дочку (4 года) добиваться своего без плача, без стонов и капризов. Что делаю: Рассказываю, как правильно это делать на примерах.

Аня: грустным тоном, постанывая "Маа-аамочкааа,а у меня нет носочков, я не могу их найти".

Я: "Анечка, я понимаю, что ты что-то хочешь, но когда ты говоришь таким голосом я не понимаю, что конкретно ты хочешь. Давай ты поправишь личико, и скажешь что тебе нужно".

Аня: Распрямляет плечики, улыбается, но брови сведены, продолжает стонущим голосом : "Нееет носочков".

Я: "Аня, бровки тоже расправь, и скажи, что тебе нужно. Ты хочешь меня о чем-то попросить? Если да, то так и скажи".

Аня: Вдруг, как-будто скидывает маску и обычным тоном с бодростью говорит: "Мамочка, я хочу тебя попросить: дай мне носочки!"

Я: "Аня, какая ты у меня молодец, умеешь четко сказать! Я теперь тебя понимаю, пойдем дам носочки".

Наблюдения, находки:

В процессе наблюдения оказалось, что Аня практически всегда просит меня со стонами в голосе. Также у нее есть страхи (типа: я лежала, не вставала, хотя давно проснулась, но боялась к тебе подойти, думала, что будешь ругать меня).

Поняла для себя, что Ребенку нужно повторять шаблон поведения постоянно. Не лениться. Как только это войдет у него в привычку, когда он поймет правило, он сделает как нужно. Я еще наблюдаю и учу. Наблюдаю с удовольствием, потому что есть результат. Спасибо Николай Иванович, за Теорию анализа эмоций​​​​​​​, это - чудо!


Рассказ продвинутого папы. Дочка Соня, 10 лет, начинает топать ножками и кричать:

- Отстань от меня! Надоел!

Я говорю:

- Сонечка, я не могу этого сделать. Для того, чтобы я от тебя отстал, мне нужно уйти из семьи, бросить маму и тебя. Тогда вы мне станете совершенно безразличны, и я не буду заниматься твоим воспитанием. Этот вариант тебя устраивает?

- Не устраивает…

- Тогда я вынужден к тебе приставать, потому что я хочу, чтобы ты у меня была (перечисляю). Поэтому давай с тобой договоримся: тебе не нравится, что я к тебе пристаю? Наверно я неправильно выбрал язык, наверно ты хочешь исправляться-воспитываться, но только так, чтобы тебе было приятно.

- Да, хочу.

- А как тебе нужно «приятно»?

- Не знаю.

- Давай тогда с тобой изобретем следующее: если, например, у тебя руки ведут себя по-разному - голова не управляет руками - то я тебе говорю одну фразу «верхняя попа» (в оригинальном изложении было сформулировано немного просторечнее). Если ты, например, не следишь за походкой, тело ведет себя отдельно, я говорю «нижняя попа». А если у тебя и руки, и ноги, и голова, я говорю - «Соня, полная попа!»

Она прибежала домой и гворит:

- Мама, теперь если у меня много вещей, и я не могу освободить-разобрать свои руки, то мы с папой говорим вот такую фразу. Но, мама, это только папа может говорить!

  • Поддержание формата
  • Детский плач
  • Приучение

Комментарии (1):

Бельчикова Ирина, 24 октября 2014 г. в 14:13
Хотелось бы уточнить. Можно ли поподробнее, что дают ребенку, фразы от папы типа "верхняя\нижняя\полная попа" - напоминание о том, что пора руки\ноги\голову в порядок привести? И тогда папа больше не пристает к ребенку, если ребенок начинает себя хорошо вести?

Материалы по теме:

Картинка к "Браво, моя дорогая"
15 мар. 2019 г.
«Дети любят «делать капризы», и задача взрослого – ни в коем случае не идти на поводу у них и не уступать в этот момент ребенку», — учила меня когда-то директор школы моей дочери. В результате французские дети вежливы и неприхотливы. Но при этом, как ни парадоксально, они довольно открыты и уверены в себе. Закомплексованными их назвать сложно: они спокойно и рассудительно делятся своим мнением со старшими, не стесняясь, выходят на сцену и т. д. Может быть, потому что, несмотря на свою требовательность к поведению ребенка, французы, наоборот, достаточно лояльно относятся к его успехам в школе и в кружках. Родители от души радуются любым достижениям своих детей и, совершенно не стесняясь, могут заявить, что их ребенок – самый лучший.
6Подробнее →
Картинка к "Наша Таня громко плачет. Как отучить ребёнка плакать без причины"
29 мая 2019 г.
Я работаю в школе с детьми младшего школьного возраста уже более 20 лет. У меня накопилось много разных школьных историй о трудностях в воспитании детей и способах преодоления этих трудностей...
Картинка к "Как научить детей вежливой просьбе вместо раздражающего ора"
31 мая 2019 г.
Как родителям вернуть власть в свои руки? Как приучить детей к вежливому и спокойному формату изложения своих желаний?
Картинка к "Правила не для Маугли"
26 июл. 2021 г.
Первые дни моего знакомства с детским садом в возрасте шести лет: я, спокойный и послушный ребенок, встретилась лицом к лицу с правилами и распорядком дня, которые доселе мне были незнакомы.
Картинка к "Главный секрет всех детей"
27 нояб. 2014 г.
Не важно, на каком языке вы говорите: язык эмоций понятен каждому. Но откуда берутся эмоции?
Картинка к "Хочу, Надо - и велосипед"
21 июн. 2014 г.
Научила кататься на велосипеде своих младших детей (мальчику 7 лет, девочке – 5). Давно они просили велики, вот, наконец, родители сподобились. Понадобилось 4 тренировки по 30 – 40 минут «чистого» катания, дело-то несложное. Но какой же это интересный был психолого-педагогический практикум - по сути, весь процесс был нахождением баланса между «хочу» и «надо», балансом, которого нам так часто не хватает по отношению не только к детям, но и к себе. Отчет с «комментариями психолога» - вашему вниманию.
Картинка к "Как малышей воспитывают в Японии"
25 февр. 2015 г.
Уважаемые родители! Вас удивляет японский феномен или, как принято говорить, «японское чудо». Вы пытаетесь рас­крыть для себя «загадки» японского воспитания. Вы уверены, что именно особенности японского воспитания помогли этой стране в исторически короткие сроки добиться значительных успехов в деле модернизации общества и экономики, обеспечив место среди сильнейших стран мира. Тогда именно для вас мы раскроем некоторые секреты «икудзи» — успешного воспитания детей в Японии, которые, надеемся, помогут вам воспитать своего маленького самурая.
Картинка к "Как приучать к формату"
28 июл. 2020 г.
Приучать к формату нужно всех, но всех - по разному. Маленькие дети - это особый разговор.
Картинка к "Как приучать ребенка к порядку и привить ему аккуратность"
31 дек. 2012 г.
Когда же нужно приучать ребенка к порядку и прививать ему аккуратность? Как это ни странно звучит, но делать это нужно с самых первых дней жизни малыша. Посудите сами - если карапуз всегда находится в комнате, где господствует хаос из вещей и книг; посуда на кухне накапливается и не моется по нескольку дней; мокрая пеленка ребенка сушится на батарее, вместо того, чтобы быть постиранной, а малыш ходит в одной и той же одежде неделями, - абсолютно бесполезно будет объяснять немного подросшему ребенку, что он должен быть чистеньким и умытым, что игрушки должны быть всегда убраны, а кровать застелена.
Картинка к "Как реагировать на манипуляцию плачем"
01 янв. 2010 г.
Детский плач бывает разный: бывает плач честный, а бывает — манипулятивный, сделанный ребенком для...
Картинка к "Мама, я хочу уехать от тебя к папе!"
27 апр. 2016 г.
Иногда дети сердятся на родителей. А если родители в разводе, то любой сообразительный ребенок быстро сообразит, как можно крепко прижать маму словами: "Мама, я хочу уехать от тебя к папе!". Подтекст очевиден: "Будешь от меня чего-то требовать, я на тебя рассержусь и от тебя уеду. Останешься без меня. Поняла теперь?"
Картинка к "Правила приучения"
31 дек. 2006 г.
Правила приучения основываются на знании условий формирования привычки. Не важно, приучаете вы себя или кого-то другого, не важно, вы приучаете к дисциплине или улыбаться, основные правила успешного приучения следующие: образец или четкая инструкция, смысл или неотвратимость, легкое начало, позитивный фон, экологичная система подкреплений, методичность.
Картинка к "Прогулы школы: как мотивировать ребёнка"
01 апр. 2017 г.
Причины пропуска уроков могут быть разными, например, конфликт с одноклассниками или учителем, трудности в усвоении программы. В этой статье я рассматриваю только одну причину - неосознанность. Мне много лет в школе и в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних приходилось работать с «трудными» подростками, которые регулярно прогуливали или постоянно не посещали школьные занятия. А в это время гуляли, употребляли наркотики, воровали, грабили, совершали разбой.
Картинка к "Родители, следите за форматом!"
13 июн. 2014 г.
Любопытно: дети, выросшие у требовательных и жестких родителей, очень часто в своих воспоминаниях отзываются о своем детстве вполне положительно и утверждают, что так же собираются воспитывать своих детей.