Формирование совести

01 октября 2022 г. в 21:28

Автор: Тимур Гагин, психолог

​Совесть формируется дрессировкой. В каждой семье родители формируют у ребенка совесть путем поощрения и наказания ребенка за его поступки. Подобного рода дрессировкой занимаются любые родители, даже если сами не отдают себе в этом отчета.

Совесть в обыденном понимании — это самоосуждение и самонаказание за то, что сделал «плохо», «зло». Для этого надо различать «добро» и «зло».

Различение добра и зла закладывается в детстве в режиме банальной дрессировки: за «хорошо» хвалят и дают конфеты, за «плохо» бьют. (Важно, чтобы на уровне ощущений были отложены ОБА полюса, иначе эффекта воспитания не получится).

При этом не только дают конфеты и бьют. Но и объясняют:

  1. что это было — «плохо» или «хорошо»;
  2. почему это было «плохо» или «хорошо»;
  3. и как, какими словами это называется у порядочных, воспитанных, хороших людей;
  4. а хорошие — это те, кого не бьют; плохие — кого бьют.

Дальше все по Павлову-Лоренцу. Поскольку одновременно с конфетой или ремнем ребенок видит выражения лиц, слышит голоса и конкретные слова, да плюс переживает моменты эмоционально насыщенные (внушение проходит быстрее), да плюс общая детская внушаемость от родителей — через несколько (десятков) раз мы имеем четко связанные реакции. Выражения лиц и голоса родителей еще только начинают меняться, а ребенок уже «понял» — что сделал «хорошо» или «плохо». И заранее начал радоваться или — что нам сейчас интереснее — чувствовать себя паршиво. Съеживаться и бояться. То есть «проникаться» и «осознавать». А если не понял по первым признакам, то ему произнесут слова-якори: «подлость», «жадность», «трусость» или «благородство», «настоящий мужчина», «принцесса» — чтобы доходило быстрее. Ребенок становится — воспитанным.

Едем дальше. Жизнь ребенка идет, процесс воспитания продолжается. (Дрессировка продолжается, назовем своими именами). Поскольку цель дрессировки в том, чтобы человек сам себя держал в рамках, сам себе запрещал делать ненужное и сам себя принуждал делать нужное, то теперь грамотный родитель хвалит — «хорошо» — за то, что ребенок «сам понял, что сделал плохо» и сам себя за это наказал — за то, что переживает. Как минимум, «осознающих», «сознавшихся», «раскаявшихся» — наказывают меньше. Вот разбил вазу, но не спрятал, не свалил на кошку, а — обязательно «виноватый» — САМ пришел, ПРИЗНАЛСЯ, что ВИНОВАТ и ГОТОВ К НАКАЗАНИЮ.

Вуаля: ребенок находит ВЫГОДУ самообвинения. Это один из его волшебных способов уклониться от наказания, смягчить его. Иногда даже обратить проступок в достоинство. И, если вспомнить, что главная неотъемлемая черта человека — приспосабливаться, то все понятно. Чем чаще человеку в детстве доводилось отхватить дополнительных люлей за «бессовестность» и снизить их количество за «совестливость», тем надежнее такого рода переживания впечатались на уровне рефлекса. Якоря, если хотите.

Продолжение тоже понятно: всякий раз, когда человек (уже выросший), видит-чувствует-предполагает УГРОЗУ (заслуженного наказания или чего-то, что лишь подается как наказание — на такие разводки были и есть горазды криминальные и армейские товарищи), он начинает РАСКАИВАТЬСЯ, чтобы — АП! — уклониться от люлей, смягчить грядущее, отхватить не по полной программе. И наоборот. Если человек угрозы искренне не видит, то и «ничего такого», «все нормально». И совесть спит сладким сном младенца.

Остается лишь одна деталь: а зачем человек ищет оправданий перед собой? Все просто. Он ищет их не перед собой. Он репетирует свою защитительную речь перед теми (иногда очень умозрительными теми), кто, как он думает, однажды придет и спросит за проказы. Он подставляет себя на роль судьи и палача. Он проверяет свои аргументы, он ищет самые лучшие резоны. Но это редко помогает. Ведь он (там, в бессознательных глубинах) помнит, что оправдывающиеся (сопротивляются, гады!) получают еще и за «бессовестность», а честно раскаивающиеся — послабление за «совесть». Потому тем, кто начинает перед собой оправдываться, не оправдаться до конца. Они ведь не «правды» ищут. А — защиты от наказания. И знают с детства, что хвалят и наказывают не за правду, а за — ПОСЛУШАНИЕ. Что те, кто (если) будет разбираться, будут искать не «правых», а «осознавших». Не «продолжающих запираться», а «добровольно предавших себя в руки». Послушных, управляемых, готовых к «сотрудничеству».

Оправдываться перед совестью — бесполезно. Совесть отпускает тогда, когда приходит (пусть кажущаяся) безнаказанность. Хотя бы и как надежда, что «если до сих пор ничего не было, то и дальше не будет».

Резюме Тимура Гагина:

  1. Совесть - центральный и один из самых уважаемых механизмов регуляции поведения личности.
  2. Если вы хотите, чтобы у вашего ребенка была совесть, вам надо ее сформировать. Сделать. Выработать.
  3. Метод формирования, метод выработки совести есть дрессировка. И другого, похоже, нет.

Обсуждение: форум Синтона

  • Автор Т.В. Гагин
  • Тактики и методы воспитания
  • Совесть

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "О совести"
01 окт. 2022 г.
Есть старинное предание. В некотором государстве жил-был добрый король. Однажды в студеный зимний вечер, когда метель заносила глаза и ветер наметал сугробы, он увидел на дороге замерзающего нищего. У него сжалось сердце, и, не задумываясь, он снял свою теплую мантию и завернул в нее несчастного. «Идем, — сказал он ему, поднимая его на ноги, — в моей стране найдется и для тебя любящее сердце»…
0Подробнее →
Картинка к "Предпосылки развития совести"
01 окт. 2022 г.
Совесть, всё же есть. В природе. И у животных (хотя бы у некоторых, не обязательно всех). Просто, не сразу (и не у всех) она просыпается. Ну, есть ещё половой инстинкт, материнский (отцовский и вообще, родительский) инстинкт, кое-какие ещё инстинкты, которые тоже просыпаются не сразу (а у кого-то и вовсе не просыпаются - такое тоже бывает). Хотя, всё это - инстинкты, то есть, безусловные (не знаю что, но "рефлексами" их назвать как-то язык не поворачивается), зашитые в ROM-BIOS навыки, стремления, или как их там.
Картинка к "Развитие совести у детей"
01 окт. 2022 г.
Совесть детям с рождения не известна. Она не является ни базовым инстинктом, ни чем-то врожденным. В природе нет совести так же, как нет финансовой системы, государственных границ и различных толкований романа «Улисс» Джойса. Совесть – это внутренний родитель. Родители учат правилам общежития с родителями или другими важными людьми (в каждой семье эти правила свои). Совесть сдерживает ребенка, делает более управляемым и удобным. Когда внешние требования родителей становятся внутренними требованиями ребенка к самому себе – совесть сформирована.
Картинка к "Снежная крепость. Рассказ"
01 окт. 2022 г.
Васька построил вместе с друзьями снежную крепость. Такая крепость получилась — чудо, а не крепость, настоящий замок — стены почти метровой толщины, крыша, амбразуры с запасом снарядов-снежков и алый флаг на углу развевается — красота! Но, видно, Васька и его друзья в ту пору строителями были никудышными, потому что во время особенно жаркой атаки крепость дрогнула, закачалась и рухнула, завалив главного своего создателя — Ваську Кукина. Была уже весна снег отяжелел, набух водой и прихлопнул Ваську так, что голым озябшим рукам совсем не поддавался.
Картинка к "Совесть"
01 окт. 2022 г.
Совесть — внутренняя инстанция, осуществляющая нравственный самоконтроль собственных взглядов, чувств и поступков человека.
Картинка к "Совесть у животных"
01 окт. 2022 г.
Животные (не все, но многие), особенно те, которые держатся в стаях, тоже обладают некоторой совестью. Может быть, они её как-нибудь по-другому называют на своём языке, но не в этом суть. С обезьянами я дела не имел, но собака - уж точно знает своё место в стае/семье, кто в стае вожак, и кто в доме хозяин... На кого следует гавкать, кого укусить, а кто "свои". Под одной крышей (в одной квартире) прекрасно уживаются собаки с кошками и крысами (декоративными), и никто никого не ест, хотя в дикой природе это были бы непримиримые враги.