Иногда банан — это просто банан

28 сентября 2017 г. в 13:31

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

А.:

Николай Иванович, хочу услышать ваше мнение. Я, работая на Дистанции и выполняя задачу работать над спокойным присутствием, снимал свое первое видео, снимал на видео себя. Первое видео мне не понравилось, и я стал переснимать его раз за разом. И каждый вариант мне так же не нравился. В результате я потратил на съемки очень много времени и остановился только тогда, когда обратился к одному психологу. Психолог дал мне две подсказки, которые мне очень понравились: первое, он сказал, что мне нужно принять и полюбить себя. Второе – чтобы я научился игнорировать мнения окружающих людей. Что вы думаете по этому поводу?

Н.И. Козлов:

Артем, подсказки сильно спорные. Сами по себе они вовсе не плохи: и к себе нужно относиться хорошо, потому что ты действительно хороший и разумный человек, и к мнению окружающих людей нужно уметь относиться критически. Дело в другом: сюда вообще не стоит подшивать психологию, она здесь лишняя.

Эта задача решается по-другому: возьми ежедневник, посмотри свои дела на неделе и определи, какое максимальное время в ближайшие дни ты можешь выделить на сьемки. Предположим, 6 часов. Что-то удачное удастся снять за 2 часа – вау, радуйся, если нет – работай ровно 6 часов, после этого из отснятого выбери самый лучший вариант. Выбери лучшее из имеющегося и переходи к другим важным делам на неделе. И всё: именно так решаются подобные задачи в нормальном бизнесе. Здесь нужен не психологический, а разумный деловой подход.

Дело в том, что вначале, на первых видео все сами себе не нравятся, и не нравятся не потому, что у них психологические проблемы, а потому что это новая деятельность и они к ней еще не готовы. Что в этом случае нужно делать? Заниматься психологией и учиться себя любить? Нет, здесь нужно просто тренироваться выступать перед видеокамерой. Если два человека не умеют выступать перед аудиторией, один из них пошел к психологам учиться принимать себя, а другой стал тренироваться выступать, начал выступать и выступать перед аудиоторией – кто из них быстрее станет хорошим оратором? Тот, кто начал тренироваться выступать, а не тот, кто пошел к психологам решать свои психологические проблемы.

А.:

Получается, не нужно делать глубокий анализ?

Н.И. Козлов:

Разбираться в ситуации нужно всегда, а делать глубокий анализ нужно по необходимости и в любом случае – делать по профилю. Если мастер на заводе видит, что винт открутился – тут нужно не анализ делать, а винт подкрутить. Если винты вдруг откручиваются регулярно, тут, возможно, анализ нужно сделать более глубокий, но анализ скорее технологический, а не психологический. Если у вас болят зубы, нужно идти не к психологу, а к стоматологу. Уважайте психологию, не пришивайте ее туда, где вопрос решается без неё.

Видеть во всем психологические проблемы, по любому поводу навешивать на человека диагнозы: ты не принимаешь себя, это уже кривая психотерапия. Это приучает людей заниматься собой и своими чувствами там, где нужно заниматься просто делом. Это – вредно. Это может помочь ситуативно, а в перспективе люди становятся не вполне адекватными. Это как уставшему мужику после работы налить 200 грамм. Поможет? Поможет на первый раз. Но если 200 грамм наливать мужику постоянно, что случится? Вы нормального мужика превратите в алкоголика.


Не раскапывайте глубинную психологию там, где вопрос решается на уровне здравого смысла.

Иногда банан – это просто банан.


 

 

 

  • Автор Н.И. Козлов
  • Примеры консультирования
  • Психологические проблемы
  • Виды внутренних проблем

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Что не заметил психоаналитик - рассказ М. Эриксона"
01 янв. 2011 г.
Идем мы по улице, и тут из магазина, метрах в пяти перед нами, выходит чрезвычайно тучная женщина, ростом метра полтора и такой же ширины. Профессор повернулся ко мне и вздохнул: “Милтон, тебе не хочется взять в руки такую вещь?” “Нет, не хочется”, — ответил я. “А я бы взял”. Вернулись мы в больницу, я вызвал к себе жену профессора и рассказал: “Шли мы сегодня по улице позади очень толстой женщины, прямо кубарь — полтора на полтора, а ваш муж спрашивает, не хочется ли мне подержаться за этот зад. Я ответил, что у меня нет ни малейшего желания, а он сказал, что подержался бы”.
1Подробнее →
Картинка к "Глубина психологической проблемы"
01 окт. 2022 г.
Психологические проблемы могут иметь различную глубину. Глубина проблемы обычно определяется тем, Насколько проблема давняя, насколько причины проблемы лежат далеко на временной оси. Проблемы, идущие из детства - считаются глубинными. Насколько проблема трудна, насколько есть (точнее отсутствуют) отработанные методики ее решения, в каком состоянии находится человек с проблемой и что он умеет. Иногда проблему самому человеку разглядеть в себе бывает трудно, и тогда нужна помощь умных людей со стороны. Именно поэтому многие умные люди любят психотерапию: если с помощью группы или терапевта ему удастся найти то, что он сам найти не мог, найдет мешающую ему проблему, дальше он все сделает, с проблемой справится, все решит сам.
Картинка к "Глубинные причины проблем"
01 окт. 2022 г.
Если проблема в процессе работы с ней не решается, не уходит, всегда можно предположить, что за нею, под нею лежит еще что-то более глубинное.
Картинка к "Лечить или учить?"
01 янв. 2005 г.
Если клиент пришел к нам, как к специалисту-психологу, за элементарной консультацией, то у нас нет нужды его ни учить, ни лечить. 
Картинка к "Наблюдаемые признаки"
01 окт. 2022 г.
Наблюдаемые признаки - основа объективности, Это то, что делает понятие - операциональным, суждение - практичным, действия - эффективными. Сказать "хороший человек" - сказать ни о чем. Какие наблюдаемые признаки хорошего человека? Как вы определяете, что этот человек - хороший? "Подавление эмоций" - будет до тех пор также понятием-пустышкой, понятием ни о чем, пока мы не определим четкие наблюдаемые признаки.
Картинка к "Очевидные причины проблем"
01 окт. 2022 г.
Очевидные причины проблем – затруднения и проблемы, видные невооруженным глазом и решаемые на уровне здравого смысла.
Картинка к "Порядок работы с внутренними проблемами"
01 янв. 2009 г.
Направление работы консультанта определяется запросом клиента, но не только им.
Картинка к "Принцип простоты"
01 окт. 2022 г.
Согласно принципу простоты, не стоит плодить дополнительные проблемы. Если что-то можно решить просто, это следует решать просто, хотя бы потому, что это быстрее и эффективнее, менее затратно с точки зрения времени и сил. То, что решается быстро, не честно делать долго. Если проблему клиента можно объяснить простым практичным образом, не нужно раньше времени искать сложные объяснения. Если проблему клиента можно попробовать решить поведенческим путем, не следует раньше времени идти путем глубинной психологии.
Картинка к "Психологические проблемы"
01 янв. 2006 г.
Внутренние проблемы, не имеющие явного рационального основания.
Картинка к "Работа психолога с явными внутренними проблемами"
01 окт. 2022 г.
Это ситуация, когда человек осознает свои внутренние проблемы, но или не может с ними справиться, или делает это неэффективно. К очевидным, явным, лежащим "на поверхности" внутренним проблемам относятся страхи и отсутствие воли (нежелание напрягаться, лень), проблемы с волей и самоконтролем в принципе, проблемы в общении и отношениях, зависимости и больные привязанности, ревность, психосоматика, депрессии - список можно продолжать.
Картинка к "Вероятные причины проблем"
01 окт. 2022 г.
За пластом очевидных причин проблем у человека могут стоять неочевидные проблемы.