Избирательные взаимоотношения между детьми

01 января 2010 г. в 14:49

Автор: М. Емельянова

Вопросом о причине власти индивида над себе подобными задавались и древние. Тема лидерства привлекала внимание ученых на протяжении многих веков. В тайну этого явления пытались проникнуть Конфуций, Аристотель, Платон, Макиавелли, Монтескье, М. Вебер, З. Фрейд и многие другие.

Индивид в толпе - это песчинка среди массы других песчинок, вздымаемых и уносимых ветром. Большинство людей непостоянны в собственных убеждениях, сомневаются в правильности своих поступков. С появлением вождя всякая неуверенность исчезает. Несокрушимая уверенность в себе вождя порождает безмерное доверие других. Они говорят себе: «Он знает, куда идет, пойдем туда, куда он знает». И как только живые существа собраны воедино в определенном числе - все равно, будь то стадо животных или человеческая толпа, - они инстинктивно ставят себя под авторитет главы. Масса - послушное стадо, которое не в силах жить без господина. Обычно вожди не принадлежат к числу мыслителей - это люди действия. Они не обладают проницательностью, так как проницательность ведет к сомнениям и бездействию.

​​​​​​​Картина взаимоотношений между сверстниками в группах детского сада достаточно сложна и неоднозначна. К одним сверстникам, изобретательным в играх, дошкольники относятся с симпатией и стремятся к ним, других сторонятся, несмотря на наличие у них таких же качеств.

Детские лидеры иногда в большей степени, чем педагогический персонал, задают тон жизни ребят в детских садах. Авторитет лидера и сила его воздействия часто превосходят влияние взрослых.

По особенностям поведения и некоторым свойствам характера детей-дошкольников можно подразделить на следующие группы:

  1. лидеры и организаторы, имеющие твердую целеустремленность;
  2. активисты, обладающие личной инициативой при необязательной твердости их характера;
  3. исполнители;
  4. одиночки, живущие своей жизнью;
  5. бунтари, вступающие в борьбу против вожаков, против установлений, принятых в коллективе;
  6. затравленные члены коллектива (по Г. Фортунатову).

Наличие этих малых групп внутри коллектива объясняется избирательностью человеческого общения. Одни дети ищут общества наиболее подвижных, активных сверстников, других привлекают тихие, пассивные дети. Одни увереннее себя чувствуют рядом с сильными и решительными. Другие, наоборот, предпочитают дружить со слабыми, робкими, находя удовлетворение в покровительстве.

Лидер-дошкольник - это прежде всего активная, инициативная личность, которая способна изменить внешнюю ситуацию и координировать деятельность других, организовать и повести их за собой.

Изучая взаимоотношения детей, исследователь А. С. Залужный выявил типологию лидеров, которых подразделил на ситуативных (лидер-интеллектуал, лидер-организатор, эмоциональный лидер и т. д.) и постоянных. Расхожее мнение о том, что некоторые дети «от природы» не способны к лидерству, далеко от истины, лидером может быть и бывает в действительности при соответствующих условиях каждый ребенок, сейчас один, в следующий момент другой и т. д. Другими словами, в различных конкретных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером.

Таким образом, появление лидера есть результат места, времени и обстоятельств, при которых человек должен проявить нужные именно для данной ситуации качества таким образом, чтобы результат соответствовал ожиданиям группы. При оценке успешности деятельности лидера важен не столько объективный ее результат, сколько признание этой успешности со стороны других детей.

Лидером рождаются - или становятся?

Можно ли развить лидерский потенциал личности? Если можно, то как это сделать? Существуют две точки зрения. Первая предполагает, что лидером нужно родиться, что обучение и воспитание не играет никакой роли. Это предположение основано на том, что у человека есть семь врожденных инстинктов: самосохранения, продолжения рода, альтруизма, исследования, доминирования, свободы и сохранения достоинства. Человек рождается с генетической программой приспособления, со своим призванием, которое и есть судьба («рожденный ползать летать не может»). От того, какой именно инстинкт занимает у конкретного человека первое место, зависит его типология по доминирующему инстинкту. См.

Эффективный способ развития лидерского потенциала

Какими бы природными задатками ни обладал от рождения тот или иной человек, сформировать на их основе определенные способности можно лишь в деятельности, вне которой психическое развитие невозможно.

Чтобы сформировать у ребенка новую черту личности, прежде необходимо создать ситуацию, при которой ребенок впервые пережил бы соответствующее данной черте психическое состояние, а затем это состояние закрепить, сделать устойчивой чертой личности ребенка. Например, чтобы ленивый ученик стал прилежным, он должен быть поставлен в такую (или такие) ситуацию, при которой он имел бы успех от прилежания, пережил бы чувство удовлетворения и тем самым изменил бы свою позицию. Таким образом, основным двигателем человеческой деятельности является потребность, поэтому для развития лидерского потенциала ребенка необходимо создать условия, которые требуют проявления детской активности. См.

  • Развитие лидерских качеств
  • Цели и направление воспитания детей

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Эффективный способ развития лидерского потенциала"
01 янв. 2010 г.
Начальным этапом в развитии лидерских качеств могут быть спортивные или интеллектуальные (командные или индивидуальные) игры-соревнования, требующие от ребенка проявления ловкости, точности, скорости движений или точности и скорости запоминания и (или) воспроизведения информации. Начинать следует с самых элементарных игр.
0Подробнее →
Картинка к "Лидером рождаются — или становятся?"
01 янв. 2010 г.
Можно ли развить лидерский потенциал личности? Если можно, то как это сделать? Существуют две точки зрения. Первая предполагает, что лидером нужно родиться, что обучение и воспитание не играет никакой роли. Это предположение основано на том, что у человека есть семь врожденных инстинктов: самосохранения, продолжения рода, альтруизма, исследования, доминирования, свободы и сохранения достоинства.