Как реагировать на замечания и критику

01 января 2001 г. в 05:42

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

Фильм «Семнадцать мгновений весны»
Фильм «Топ модель»
Передача «Школа разума»

Все зависит от того, кто, зачем и как делает замечания или критикует. Критика бывает справедливой, несправедливой и мутной: когда неясно, что в критике обосновано, а что нет.

С мутной критикой, когда замечания формулируются неясно, нечетко и где разумное перепутано с глупым и обидным, разбираться сложно. В таких случаях нежелательно вступать в разборы и препирательства, лучше подумать над происшедшим самому (самой) или хотя бы перенести разговор на другое время и в другие обстоятельства, где можно поговорить более разумно и не торопясь.

Справедливая критика бывает больна, но относиться к ней нужно с вниманием и благодарностью. Нам сложно увидеть свои недостатки так же ярко и выпукло, как видят их люди, которые общаются с нами на работе, дома, в дружеской неформальной обстановке. Справедливая критика подсказывает нам, где мы и в чем неправы, дает возможность поправить ситуацию, сделать дело лучше.

Поддерживайте справедливую критику в свою сторону: реагируйте на нее позитивно. Если критика справедлива, лучше согласиться с нею сразу и в категоричной форме. Если вы свои ошибки признаете быстро и решительно, обычно это обезоруживает собеседника.

Редко, но это может и не произойти. Некоторым людям кажется важным, чтобы виновный пострадал и попереживал подольше, и быстрое признание своей вины им покажется слишком легким. Они успокаиваются только тогда, когда будут свидетелем длящихся душевных мучений. Объяснять им, что они не правы, не всегда реально, и проще бывает продемонстрировать им то, что они так ждут.

Культура свойственна не всем, и от многих людей и не раз вы когда-то услышите и глупые, и обидные замечания. Такую мусорную критику по возможности лучше пропускать мимо, даже не обсуждая. «Собаки лают, караван идет». Делайте свое дело наилучшим образом, и не тратьте время на препирательства с теми, кто критикует вас не по делу, не разбираясь, или занимаясь просто сведением счетов.

Гораздо сложнее ситуация, когда несправедливая и обидная критика звучит в ваш адрес от шефа или старших. Как реагировать на это? — В любом случае начните с того, что сделайте так, как вам сказано, тем более вполне вероятно, что это не критика не справедлива, а вы не всё понимаете в происходящем. Шефу или старшим часто — виднее. Другое дело, обидная форма замечаний к вам — да, это не дело. Если отношения с ними хорошие, после всего можно попросить делать вам замечания в более приемлемой для вас форме. Часто бывает очень полезно сформулировать прямым текстом, как вас можно критиковать, чтобы вы воспринимали это нормально. А если отношения у вас проблемные, то вместо того, чтобы обижаться на неприятную для вас форму критики в вашу сторону, задумайтесь в главном: можно ли отношения изменить? Или — что предпринять еще, чтобы изменить ситуацию в целом?

И совсем особая ситуация, когда несправедливая критика в обидной форме звучит от близкого человека. Понятно, что эмоции бывают у всех, что это не характеризует ваши отношения в целом, но поощрять это всё равно не стоит. Если человек рядом с вами всё-таки адекватен, как реагировать на обидную и не справедливую критику в вашу сторону?

В автомобиле: муж попросил жену посмотреть карту пробок на дороге. Жена посмотрела и сообщила, что дороги свободны. Через 5 минут семья все-таки попадает в пробку, и выясняется, что жена изучила карту недостаточно внимательно. Муж расстроен и критикует жену. Она чувствует себя несправедливо обиженной, т.к. искренне старалась сделать все хорошо.

Если жена начнет говорить о своей обиде — напряженность будет возрастать. Лучше, если она сначала обозначит свои чувства для себя (мысленно): «Да, мне обидно, что он меня критикует. Это очень неприятно. Нужно подумать, что можно сделать, чтобы в следующий раз он высказывал свое мнение в другой форме». Затем ей будет несложно переключиться на конструктив: сколько времени отнимет эта пробка, можно ли найти пути объезда, какими словами вернуть радостную атмосферу в машине и т.п. И, когда пробки и проблемы станут позади, уже можно (и нужно) вернуться к той ситуации. А именно,

— У меня есть просьба к моему любимому мужчине! Можно любимой женщине обратиться к любимому мужчине?
— Да, можно!
— А он меня сразу поцелует в знак любви и самых теплых чувств?
— С удовольствием! (целуются).
— У меня к тебе просьба на меня ругаться не сразу. На любимую женщину сразу ругаться — нельзя. Надо делать это неторопясь, вначале разобраться, подумать о происшедшем вместе с нею, и уже если она совсем неадекватная — тогда на нее ругаться. В эту ужасную пробку на дороге направила нас я, на это конечно поругаться можно, но все таки — не сразу. Я предложу в следующий раз не торопиться и о любимых заботиться. Я бы тоже со своей стороны взяла бы такое обязательство, и когда захочу на тебя поругаться, себя остановлю и сразу делать это не буду. А вначале постараюсь разобраться. Любимый мужчина, как тебе такая моя просьба?

Видеокурс проф. Николая Ивановича КОЗЛОВА 
«Внутреннее хорошо: убираем самоедство, живем на позитиве!»
В курсе 2 части по 6 видеоуроков. Посмотреть >>

Видеокурс «Внутреннее хорошо: убираем самоедство, живем на позитиве!»

Комментарии (4):

Гость, 13 мая 2014 г. в 12:01
Хороший совет, мне лично помог, а то пришлось бы отказаться от общения с людьми, с которыми хотелось бы общаться. Стоял вопрос, как среагировать на справедливую в общем-то критику... Вот как-то так)
Гость, 14 апреля 2019 г. в 16:52

Какой шквал критики я получила, когда сделала свою первую тату, вы даже не представляете! Но я доказала, что я уже взрослая и не нуждаюсь в советах, когда их не прошу. Это был важный шаг для становления меня как независимой личности.

Гость, 27 июня 2020 г. в 11:19

Иногда нужно прислушиваться к справедливой критике. В древности царь Соломон записал такие слова: послушает мудрый и лучше усвоит наставление, и понимающий найдёт умелое руководство (Притчи 1:5).

1 ответ
Гость, 15 января 2021 г. в 19:48

А мне вот это нравится. Глупый презирает наставление, а кто принимает исправление, тот рассудителен.

Материалы по теме:

Картинка к "Как правильно реагировать на критику"
14 янв. 2021 г.
Просите критику сами, тогда вы (как правило) услышите не критику, а доброжелательные подсказки.
0Подробнее →
Картинка к "Критика"
31 дек. 2005 г.
Критика — указание на недостатки в том, что было сделано.
Картинка к "Критика обидная и несправедливая: что с этим делать?"
15 янв. 2015 г.
Культура свойственна не всем, и от многих людей и не раз вы когда-то услышите и глупые, и обидные замечания. 
Картинка к "О пользе самокритики"
01 янв. 2006 г.
Самокритика - естественная часть внутренней жизни любого развитого человека.
Картинка к "Признать свою неправоту"
01 янв. 2010 г.
С людьми, защищающими свою правоту, трудно о чем-либо договариваться, к сотрудничеству они не расположены. Желание доказать свою правоту более всего распространено среди детей и длится обычно до подросткового возраста. Нередко, впрочем, стремление доказывать свою правоту остается и в более зрелом возрасте.
Картинка к "Психологическое консультирование"
01 окт. 2022 г.
Когда у людей бывают трудности, они обращаются к психологу за консультацией.
Картинка к "Реакция на собственные ошибки"
01 окт. 2022 г.
Реакция на собственные ошибки предполагает несколько разных направлений.