Как учиться думать?

26 сентября 2022 г. в 12:35

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Конечно, люди думать умеют. Но — кто-то думает всегда, а кто-то редко, кто-то думает результативно, а кто-то впустую, кто-то от процесса думания получает удовольствие, а кто-то этим мучается… Занимаясь важными делами или при общении с умными людьми — люди думают чаще и результативнее. А когда люди зависают на несколько часов в сериалах или разговаривают с подругами по телефону, забывая о делах — они думают меньше и малорезультативно. А тот, кто напивается до неприличного состояния, лишает себя разума вовсе…

Одна из ваших важнейших задач — научиться думать всегда и везде: на работе, дома, во время разговора с подругой, с детьми, с любимым, — в общем, всегда!

Действительно, задумайтесь: насколько вы УМЕЕТЕ думать и насколько вы ЛЮБИТЕ думать? Считаете ли вы необходимым думать всегда? Оценивайте себя в разных ситуациях — на работе, дома, на улице и так далее. Оценивайте именно способность думать, а не мыслить. Мыслят все практически всегда, но думают немногие.

Давайте разберемся в чем разница между мыслить и думать?

Мыслительный процесс — это течение мысли за мыслью. Одна мысль сменяет другую, и так бесконечно. Зачастую мысли бывают бестолковые. Многие люди путают понятия «мыслить» и «думать» и часто спрашивают: «Как перестать думать?» А правильный вопрос: «Как остановить поток бестолковых мыслей?»

Если вы не управляете своим мышлением и чаще мыслите негативно: жалеете или ругаете себя, ругаетесь на окружающих, вам все не нравится и все вызывает напряжение — это негативное мышление. Это не думанье.

Думать — это отслеживать что и как ты думаешь, что и как ты мыслишь. Это способность находиться в позиции наблюдателя к своим мыслям и управлять своим процессом мышления. Управлять и направлять его в нужную сторону. Если вы это делаете, у вас не возникнет вопроса «как избавиться от своих мыслей?»: от хороших и нужных мыслей не захочет избавляться никто.

Умение думать начинается с позитивного взгляда на жизнь.

Представьте, вы просыпаетесь с мыслями «Как приятно жить на этом свете!» и «Какие классные дела я смогу сделать сегодня?». Выходя из подъезда и глядя на голубое небо, вы думаете: «Как же мне просторно, как же мне радостно! Какое счастье — видеть голубое небо день изо дня!» От таких светлых и умных мыслей вы не захотите избавляться. Даже если сегодня пасмурно — это не повод для уныния, ведь вы знаете, что тучи разойдутся. «Когда уходит все плохое, остается только хорошее!», — это то мышлению, к которому себя нужно приучать.

Как же приучить себя думать всегда?

Тренируйте тезисную речь. Самую главную мысль говорите сразу, вначале. Мужчины очень ценят в девушках умение говорить тезисно.

Иллюстрация:

— Слушай я вчера шла, и вот я увидела в магазине... помнишь тот магазин, который на углу стоит. Он еще недавно был закрыт. Так вот я проходила с подругой и заметила, кстати...

— Подожди минуточку, что ты хочешь?

— Шапку хочу купить.

— Так сразу и говори.

Учитесь сразу говорить главное! Для этого учимся мыслить в голове, чтобы коротко и четко сформулировать свою мысль.

Думать очень помогают ПРИЕМЫ ДУМАНИЯ: прежде чем что-то сказать, сделать или даже подумать задаем вопросы: «Почему (какая причина)?» и «Для чего (какой повод)?».

Рассмотрим на примере: «Зачем и для чего мы переживаем, расстраиваемся?».

Большинство людей вообще не задумываются ни почему они расстраиваются, ни зачем они расстраиваются. Они убеждены, что внутреннее течение мыслей — это нечто естественное, не требующее их внимания и вмешательства. Даже если кто-то и задумывается, то начинает с вопроса: «Почему?». Почему я обиделся, расстроился, устал, почему я не могу смириться с той или иной ситуацией? Вопрос «Почему?» в данном случае один из самых неудачных, он отсылает к причине. Зацикливаясь на поиске причины, человек пытается снять с себя ответственность за происшедшее и не видит возможности изменить ситуацию.

Намного лучше будет вопрос «Зачем? Для чего?». Так вы берете ответственность на себя и начинаете задумываться на тем, что же вам действительно нужно.

Зачем я расстроилась? Под какую задачу я это сделала? Зачем я обиделась? Зачем я продолжаю сердиться? И тогда возникают другие вопросы: «Правильно ли сейчас сердиться и расстраиваться? Что правильно делать в данный момент, в данной ситуации?»

Вопросом «Почему?» нужно пользоваться только для анализа ситуации, чтобы сделать выводы на будущее. Зачастую, когда плохое настроение, мы склонны приписывать это психологическим обстоятельствам: развод, не те цели, не тем занимаемся. А реально — не выспались или что-то не то съели, — поэтому раздражены и расстроены. Выяснив причину, вы пересмотрите свои привычки и все будет в порядке. Простая физиология, никакой психологии.

Всегда задавайте себе вопросы: «Для чего? Зачем? Под какую задачу?» Когда вы к этому привыкнете, вы сможете управлять своим настроением. Вы будете управлять им, а не оно вами! Попробуйте — это интересно.

  • Думать
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Умею честно думать"
26 окт. 2018 г.
Умею честно обсуждать сложные вопросы, не допускать логических ошибок в разговоре. Прихожу к обдуманным выводам.
0Подробнее →
Картинка к "Думаю на шаг вперед"
26 окт. 2018 г.
Я убираю импульсивное реагирование и перед действием продумываю последствия на несколько шагов вперед.
Картинка к "Думать: у кого и когда это включается"
01 окт. 2022 г.
У некоторых людей автоматический процесс мышления прерывается, а точнее, параллельно ему включается процесс дополнительный, и человек вдруг смотрит на окружающую действительность и начинает себя спрашивать: "А прав ли я? А понимаю ли происходящее? Правда ли все вокруг меня — старое? Где я? Кто я? А ты — кто?" И начинает — с интересом, с любопытством, с азартом и старанием — начинает думать.
Картинка к "Думай медленно… Решай быстро (Д. Канеман)"
01 авг. 2014 г.
Наши действия и поступки определены нашими мыслями. Но всегда ли мы контролируем наше мышление? Нобелевский лауреат Даниэль Канеман объясняет, почему мы подчас совершаем нерациональные поступки и как мы принимаем неверные решения. У нас имеется две системы мышления. «Медленное» мышление включается, когда мы решаем задачу или выбираем товар в магазине. Обычно нам кажется, что мы уверенно контролируем эти процессы, но не будем забывать, что позади нашего сознания в фоновом режиме постоянно работает «быстрое» мышление – автоматическое, мгновенное и неосознаваемое…
Картинка к "Про Думающего и Доказывающего"
20 февр. 2014 г.
О чем бы Думающий ни подумал, Доказывающий это непременно докажет.
Картинка к "Учимся думать. Практика"
01 окт. 2022 г.
Способ простой, его предлагает Таня Деревянко из села Арзгир, Ставропольского края: «Если сказано, к примеру, что каменный уголь залегает на юго-западе Англии, то я должна ясно представить себе этот остров и его юго-запад. Если же просто заучивать слова, зубрить, то это равносильно тому, что совсем не учить, так как в будущем этот текст совершенно изгладится из памяти, потому что мы не знаем его смысла. Такой ученик, который вызубрит параграф, может запнуться в самом неожиданном месте предложения, там, где все ясно, если судить по смыслу предложения».
Картинка к "Жизнь, в которой думать необязательно"
31 дек. 2005 г.
Моя соседка тетя Юля, милейший и любимый мною человек, умеет говорить и делать огромную кучу нужных дел, совершенно при этом не включая мозги. Зачем думать, когда можно просто реагировать? Думать — то есть знать, что ты хочешь, и делать (говорить) то, что даст нужный результат. Она приходит в гости — у нее включается речь (некий текст с абсолютно безразличным про что содержанием), руки автоматически готовы включиться например в "помыть посуду", а тело само двигается за другими движущимися телами.