Карл Густав Юнг

Карл Густав Юнг (1875—1961) – человек-икона, второй основатель психоанализа, по влиянию сравнимый с Зигмундом Фрейдом. Свой вариант психоанализа он назвал аналитической или глубинной психологией. Эзотерики и особенно оккультисты считают его своим человеком, философы его любят, ученые не понимают, что с ним делать, но вынуждены с ним считаться. В любом случае, к эзотерике и оккультизму Карл Юнг имеет прямое отношение, к науке – спорное.

К.Г. Юнг родился 26 июля 1875 г. в маленьком местечке на севере Швейцарии, в очень знатной и состоятельной семье. Прадед К. Юнга во время наполеоновской войны был главным военным врачом Баварии, брат прадеда был канцлером Баварии.

Отец Юнга был теологом, специалистом по религиозным догматам, мама из семьи потомственных протестантских пастырей, но главный интерес этой семьи был к восточным эзотерическим учениям и практикам. Любимая детская книжка Карла – книжка с красивыми иллюстрациями богов из эзотерических религий, а вместо детских сказок и Библии мать читала ему различные эзотерические истории. С самого детства маленький Карл, как и его мать, верил, что у него есть две личности: он, сегодняшний маленький Карл, и личность № 2 - гордый, авторитетный и влиятельный человек из 18 века. Кто? Поскольку его дедушка Самуил был уверен, что приходится внебрачным сыном Гете, а также учитывая, что Карл был назван в честь деда и поразительно на него походил, Карл Густав Юнг был уверен, что в нем реинкарнирована душа Иоганна Вольфганга Гете. А в реинкарнацию он верил, потому что в его семье в это верили все.

Вся семья, конечно, была интересная.

Надо сказать, что отец Карла Густава периодически впадал в глубокую депрессию, а мать, очень эмоциональная женщина, страдала биполярной депрессией с перепадами настроения. Большую часть времени она проводила в спальне, где, как она говорила, общалась по ночам с духами. Ночью, рассказывал Юнг, его мать становилась странной и загадочной. Однажды ночью он увидел слегка светящуюся неясную фигуру, выходящую из комнаты матери, голова фигуры была расположена отдельно от шеи и парила в воздухе перед телом. Наверное, это не удивительно, поскольку Карл Юнг с детства находился в обстановке «соприкосновения с другими мирами». Его окружала соответствующая атмосфера дома Прейсверков — родителей его матери Эмилии, где практиковалось общение с духами умерших. Дед Самуил, бабка Аугуста, кузина Хелен Прейсверк практиковали спиритизм и считались «ясновидящими» и «духовидцами». Мать Юнга, Эмилия, была не просто поклонницей оккультизма, но одним из известных организаторов различных спиритических сеансов и собраний медиумов.

Не удивительно, что в такой семье молодой Юнг сам начинает устраивать спиритические сеансы, проявлять незаурядные паранормальные способности, пророческие сновидения и предсказания. Благодаря любви к чтению и феноменальной памяти он поражает всех подробнейшими знаниями древних религий, культов, мистерий и оккультных практик и скоро, несмотря на молодость, становится среди любителей эзотерики и оккультных наук признанным авторитетом.

В своих воспоминаниях Юнг писал, что мёртвые приходят к нему, звонят в колокольчик и их присутствие ощущает вся его семья. Вот он задаёт «крылатому Филимону» (своему «духовному руководителю») вопросы своим собственным голосом, а отвечает фальцетом своего женского существа — анимы, вот в его дом стучат мёртвые крестоносцы…

В дальнейшем, став известным психиатром, он вынужден будет констатировать у себя и своих коллег-медиумов различные проявления шизофрении. Собственно, он пошел в психиатрию именно потому, что хотел справиться со своей шизофренией, и к его чести нужно сказать, что к концу своей долгой жизни, а он жил до 85 лет, он от шизофрении смог избавиться.

На самом деле, его целеустремленности и воле можно было позавидовать. В гимназии он был первым учеником, хотя замкнутым и малообщительным. Но его идеалами всегда были герои античных времен, развитые духовно и физически, поэтому Юнг всю жизнь занимался спортом, закалялся и вскоре стал олицетворением арийского психотипа немца — высоким, сильным и красивым.

Как психиатр, занимающийся проблемами шизофрении, Карл Юнг заинтересовался психоанализом в 1902 году. Между ним и Зигмундом Фрейдом происходила нечастая переписка, но в 1907 году произошло важное событие – они встретились лично. Карл хотел обсудить с Фрейдом психологические подходы к лечению нервно-психических заболеваний, но встреча пошла неожиданно. Сигизмунд и Карл, два не очень-то общительных человека проговорили друг с другом без остановки 13 часов и расстались в полном взаимном восхищении. Они быстро сближались, в 1911 г. по предложению Фрейда Юнга избирают президентом Международного психоаналитического сообщества, после чего Фрейд приглашает Юнга в совместную поездку с лекциями в Соединенные Штаты.

Во время поездки на пароходе Карл записал в блокнот слова Зигмунда: «Они еще не знают, что мы везем в Америку чуму…».

Сотрудничество Юнга и Фрейда было недолгим, но очень взаимовыгодным. Юнг благодаря Фрейду быстро завоевал всемирную славу, а Фрейд благодаря швейцарскому немцу Юнгу, с его харизматической внешностью и невероятной эрудицией, выводит психоанализ из узкого кружка венских врачей-единомышленников на мировую арену. Однако по вопросам большой идеологии они все-таки не сошлись. Фрейд потребовал от Юнга дать клятву, что он будет отстаивать как незыблемые догмы положения о ведущей роли сексуального инстинкта в развитии неврозов, о стадиях ранней детской сексуальности и об эдиповом комплексе. Однако Карл, оставаясь убежденным мистиком, не мог и не хотел отказаться от эзотерики и оккультизма, его интересовала парапсихология и алхимия, и Юнгу в классическом психоанализе было тесно.

Кроме того, у Юнга была другая финансовая ситуация. Если Зигмунд Фрейд ощущал себя бедным евреем практически всю жизнь, то у Карла Юнга с деньгами было все хорошо, тем более что в 28 лет он удачно женился на весьма состоятельной женщине. Ему не нужно было, как Фрейду, зарабатывать деньги, он мог себе позволить всё – и зачем ему было себя как-то стеснять?

Карл Юнг клятву дать отказался, и в 1913 году Фрейд и Юнг расстались. Вызывает уважение, что расстались они корректно. Они обменялись письмами о том, что не имеют друг к другу никаких претензий, после чего Юнг о Фрейде всегда высказывался уважительно, а Фрейд о Юнге просто никогда не упоминал.

Юнг пошел своим путем. В спокойной обстановке, иногда на месяцы погружаясь в неврозы, он разрабатывал свою аналитическую психологию и, не утруждая себя большой практикой, писал толстые книги. Карл Юнг продолжал публиковать книги до конца своей жизни, в том числе, в 1959 году, «О летающих тарелках. О вещах, наблюдаемых в небе».

  • "Mysterium Coniunctionis"
  • "Психология и алхимия"
  • "Концепция коллективного бессознательного"
  • "Человек и его символы"
  • "Психологические типы"
  • Карл Густав Юнг "Психологическая типология"
  • Карл Густав Юнг «Психологическая теория типов»
  • "Психология раннего слабоумия (dementia praecox)"
  • "Трансцендентная функция"
  • "Структура души"
  • "AION"
  • "Ответ Иову"
  • "О психологии бессознательного"
  • "О природе психе"
  • "Либидо, его метаморфозы и символы"
  • "Тавистокские лекции"
  • "Психоанализ и искусство"
  • "Воспоминания, сновидения, размышления"
  • "Отношения между Я (Эго) и бессознательным"
  • "Исследование процесса индивидуации"
  • "Символы превращения в мессе"
  • "Психология переноса"
  • "Попытка психологического истолокования догмата о Троице"
Статьи по теме:
Архетип
Архетип

​Архетип - вид, способ, с которым бессознательное действует на сознание. Эти "виды действия" (паттер...

3
Интроверсия - Экстраверсия по Юнгу
Интроверсия - Экстраверсия по Юнгу

Четкое описание, что такое экстраверт (экстраверсия) и интроверт (интроверсия) у Карла Юнга отсутств...

3
Коллективное бессознательное
Коллективное бессознательное

Коллективное бессознательное - понятие юнгианского психоанализа. Карл Юнг предложил его для обозначе...

6
Личностные типы по Юнгу
Личностные типы по Юнгу

Личностные типы по Карлу Юнгу: "Общий результат моей предыдущей работы в этой области состоит в выде...

0
Психология в именах
Психология в именах

Психологи и философы. Кратко описан вклад в науку.

0
Юнгианская психотерапия
Юнгианская психотерапия

Путь к себе – основное направление движения юнгианской психотерапии. На этому пути психотерапевт выс...

2
Категории: