Концепция самоактуализации А. Маслоу как женский подход к росту и развитию

01 октября 2022 г. в 21:34

Гуманистический подход в психологии – это женский подход. Мамы всегда убеждены, что ребенок в глубине души золотко, что не нужно его насиловать и заставлять всеми этими уроками, главное чтобы он был здоров, он обязательно вырастет замечательным человеком! В теории А. Маслоу отсутствует фигура папы, который нужному учит, необходимое требует, к трудному подталкивает. Можно сказать и по-другому: фигура папы присутствует только в негативном виде, как то, что давит, насилует и забивает, от чего нужно после лечить. Собственно, и представление о помощи в личностном росте у Маслоу просты – учить ничему не нужно, нужно только клиента вылечить. Не нужно никаких технологий и техник, нужно просто согреть и поддержать. – Извечное противостояние мужского и женского подходов.

Было ли подобное противостояние мужского и женского подхода в России? – Было, об этом с болью писал А.С. Макаренко:

"На вершинах педагогического «Олимпа» всякая педагогическая техника в области собственно воспитания считалась ересью. На «небесах» ребенок рассматривался как существо, наполненное особого состава газом, название которому даже не успели придумать. Впрочем, это была все та же старомодная душа, над которой упражнялись еще апостолы. Предполагалось (рабочая гипотеза), что газ этот обладает способностью саморазвития, не нужно только ему мешать. Об этом было написано много книг, но все они повторяли, в сущности, изречения Руссо: «Относитесь к детству с благоговением…», «Бойтесь помешать природе…»

Главный догмат этого вероучения состоял в том, что в условиях такого благоговения и предупредительности перед природой из вышеуказанного газа обязательно должна вырасти коммунистическая личность. На самом деле в условиях чистой природы вырастало только то, что естественно могло вырасти, то есть обыкновенный полевой бурьян…" – констатировал А.С. Макаренко.

Подробнее и шире об этом см.

  • Самоактуализация по Маслоу
  • Мужское и женское
  • Гуманистический подход

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Границы гуманистической психологии и требования психологии реалистической"
01 янв. 2010 г.
Чтобы правильно оценивать возможности и границы гуманистической психологии, надо хорошо представлять породившую ее конкретную социо-культурную обстановку. 
0Подробнее →
Картинка к "Мужское воспитание по Макаренко"
01 янв. 2010 г.
«Физические наказания в колонии не практиковали». Это правда, дисциплина была великолепная, это было просто не нужно. 
Картинка к "Сильные и слабые стороны концепции самоактуализации по Маслоу"
31 дек. 2005 г.
Юноша хочет себя развивать и в сомнениях: развивать свою индивидуальность либо работать на развитие социума? Почитал он Маслоу, решил: ладно, бог с ним с социумом, будем развивать себя, свою индивидуальность. Теперь, если развивать себя, то, насколько понимает себя юноша, он знает в себе мощный талант землекопа, чувствует в себе средний талант художника и видит слабый талант (но есть способности) бухгалтера. Деньги платят в обратном порядке: больше всего бухгалтеру, меньше всего землекопу. Юноше правильно становиться землекопом, реализовывать свое призвание? А священники рассказывают, что высшая потребность человека вообще не в индивидуальной самоактуализации, а в открытости слову Божьему и стяжании Божьей благодати. Что делать? Где правильный ответ?