Культурно-историческая теория развития чувств

01 января 2014 г. в 15:35

Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор 

Ректор Университета практической психологии

 

Культурно-историческая теория развития чувств описывает происхождение эмоций и чувств, возникших в результате культурного развития общества, и одновременно описывает процесс научения детей этим «взрослым» эмоциям.

Фильм «Наука о душе»
Фильм «Принцесса на горошине»

Эмоции и чувства детей — продукт социального научения, и это социальное научение идет в две стороны: в то время, как дети осваивают те состояния, которые наиболее эффективно защищают их от родителей или позволяют им родителями управлять, взрослые обучают детей тем состояниям, которые удобны и интересны взрослым. Ребенок с помощью окружающих его взрослых и влияния культуры в целом осваивает чувства, принятые в данном обществе, в частности, приобщается к чувствам дружбы, любви, благодарности, патриотизма и другим высоким чувствам. Именно благодаря социализации происходит у детей развитие собранности и воли, мальчики осваивают роль мужчины и закладывают основы для будущей роли отца, девочки осваивают женские роли, интериоризируют ценности быть женой и матерью, осваивают необходимые для этого навыки.

Когда-то это называют социальное программирование, когда-то — освоение человеческой культуры, превращение человеческой особи в человека.

Воля — это звучащий в нас требовательный, сильный голос отца. Мама может просить, увещевать, уговаривать — отец говорит то, что нужно сделать. Если у вас в детстве или юности был такой голос (иногда это может быть голос тренера или сержанта), если этот голос стал вашим законом и стал организовывать вашу жизнь и поведение, вы знаете, что такое воля. Если этим голосом вы сами стали говорить с собой и другими — вы стали волевым человеком.

Фильм «Корчак»

Чувство страха маленьким детям практически не знакомо. Конечно, у младенцев есть элементарные рефлексы (испуг) на громкие звуки, протест против боли и предрасположенность к реакциям страха некоторые возможно опасные в жизни вещи (высота, пауки), но основной массив страхов, который мы наблюдаем у детей — результат научения. При том, что чувство страха — базовая, врожденная эмоция, врожденной является только способность бояться, способность замирать или убегать от опасности. А вот от чего нужно замирать, при виде чего необходимо убегать — этот список врожденным не является, это уже результат социального научения.

Слушая родителей, друзей и просматривая мультики, дети учатся принятому видению, учатся социальным интерпретациям, что страшным является, а что нет, что страшное не очень, а что — полный кошмар. Дети учатся принятому рисунку страха: с какими словами, с каким лицом и с какими вскрикиваниями нужно бояться в разных ситуациях, как принято бояться тараканов, а как — бояться учительницы. Научение страхам идет во многом за счет естественных внушений: не только словами, но самой ситуацией, в том числе естественной реакцией родителей.

Ребенок упал — это страшно? Ребенок еще этого не знает. Если родители внушают, что это страшно, ребенок это усвоит и начнет падений бояться. Теперь он знает: «Падать — это страшно!» Если же ребенка научить, что падать — это интересно, маленький будет бегать и падать без страха, а с интересом.

Страхам учат не только родители, дети учатся бояться сами. Дети (в большей степени девочки) сами учатся бояться, потому что бояться интересно, принято и выгодно. Нередко дети сами придумывают себе страхи и с удовольствием их боятся. Начинается это как игра, но дети легко заигрываются, особенно если игра в страхи оказывается для них выгодной. Когда родители подкрепляют страхи детей своим повышенным вниманием, когда ребенок оказывается в центре внимания каждый раз, как ему стало страшно, то скоро ребенок в отсутствии других развлечений свои страхи начинает коллекционировать, хранить и беречь, как свою дорогую собственность. Дети становятся — тревожными.

Фильм «Весна, лето, осень, зима и снова весна»

Чувство вины, состояние виноватости изначально прививается через наказание. Когда нежелательное поведение ребенка родители называли «плохим» и сопровождали наказанием (физическое наказание, боль, чувство одиночества в случае, если родители оставили ребенка одного, прочее), то ребенок по мере повторения этого наказания воспринимает эти свои действия как «плохие». Если наказание за «плохие» действия повторяется достаточное количество раз, страх и боль возникает при осуждаемом поступке у ребенка уже автоматически, даже в отсутствие «воспитателя», который это чувство вины привил. Формируется чувство вины: реактивная, автоматическая эмоция на прошлые наказания, которым подвергался человек. Если состояние виноватости возникает часто и поддерживается окружающими, оно становится привычным выученным поведением и частью образа жизни: человек начинает ходить, как виноватый, горбить плечи, как обвиняемый, и носить несчастное лицо.

В зависимости от наших ценностей, далеко не все приобретения культуры мы готовы оценивать как позитивное явление, хотя бы потому, что «вставив» ребенку или подростку те или иные установки, ценности и чувства, взрослый мир не всегда дополняет это подробными и адекватными инструкциями по применению. Вставив ребенку чувство вины, что само по себе на определенном этапе является делом правильным и нужным, взрослый мир не обучает ребенка и подростка пользоваться этим чувством уместно и адекватно. Результат — несчастные лица взрослых людей, переживающих свою вину там и так, что становятся клиентами психотерапевтов.

  • Социализация
  • Внутренние чувства
  • Личность
  • Личность, общество

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Главный секрет всех детей"
27 нояб. 2014 г.
Не важно, на каком языке вы говорите: язык эмоций понятен каждому. Но откуда берутся эмоции?
31Подробнее →
Картинка к "Культурно-историческая теория Л.С. Выготского"
01 янв. 2006 г.
Культурно-историческая теория развития психики и развития личности.
Картинка к "Ребенок растет не один, а в экосистеме"
01 янв. 2006 г.
Рост и развитие личности различными исследователями и психологическими школами описывается очень различно. Представление о самоактуализации от Карла Роджерса описывает рост и развитие личности через метафору почки или семени, из которого вырастает, разворачивает себя то или иное дерево.. "Как растение стремится быть здоровым растением, как семя содержит в себе стремление стать деревом, так и человек движим побуждением становиться целостным, полным, самоактуализирующимся человеком".
Картинка к "Социализация в развитии эмоциональной сферы ребенка"
01 янв. 2013 г.
​Социализация в развитии эмоциональной сферы ребенка действует в нескольких направлениях.
Картинка к "Внутренние чувства"
01 янв. 2006 г.
К чувствам относят и физические ощущения и эмоциональные, внутренние чувства.