Личность и социум

01 октября 2022 г. в 21:35

Фильм "ГловоСфера"

Отношения личности и социума - непростые. С одной стороны, не будь социума, не было бы и личности. Социум - почва, на которой вырастал каждый конкретный человек, источник его сил, ума, образования и культуры. Однако социум имеет свои законы и не всегда ориентирован на интересы конкретного человека. вследствие чего между социумом и личностью могут быть конфликты.

Личность хочет своего, а социуму до этого дела нет. Более того, социум в лице учителей, милиции и вообще взрослых нередко в жесткой форме предъявляют требования к конкретному человеку.

"Исполнилось семь лет - иди в школу. На уроке не шуми, а слушай учительницу. Переходить дорогу - только на зеленый свет..."

Бодрые дети называют это просто жизнью и с удовольствием учатся тому, что им пригодится. Ленивые дети склонны считать это скорее навязыванием и изображают страдания, чтобы от них отстали.

Психологи психоаналитической ориентации обычно убеждены, что социум всегда враждебен индивиду (личности) и свои установки ему навязывают. Аналогичные установки обычно транслируют и психологи гештальт-подхода. Следствие такой установки - внушение людям некритически враждебного отношения к общественным установкам и увеличение клиентуры у психотерапевтов.

Взрослые - враги, не подчиняйся взрослым!

Установка "Взрослые - враги, не подчиняйся взрослым!" - разновидность убеждения о враждебности социума и индивида. Последствия ее распространения - аналогичны.

Психологическая литература нередко рассказывает, что когда родители ориентируют своих детьми по поводу их будущего, они обычно навязывают им то, что сами не смогли реализовать в своей жизни, тем самым решая свои проблемы за счет детей. Да, бывает и так. Бывает и совсем не так, и настраивать детей против тех взвешенных рекомендацией, который ребенок может услышать от любящих его родителей, кажется неверной позицией.

Любопытно, что в схеме Эрика Берна "Родитель-Взрослый-Ребенок" самым теплым образом обычно описывается Ребенок - как источник спонтанности и творчества. Взрослый - сухая рациональная машина, Родитель - нахмуренный давящий тон.

Цитирую: "Во многих отношениях Ребенок - одна из наиболее ценных составляющих личности, так как вносит в жизнь человека то, что настоящий ребенок вносит в семейную жизнь: радость, творчество и очарование. Ребенок - это источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений и радости" (негативные описания позиции Ребенка чаще относят не к естественному, а ребенку, реагирующему на взрослых) "Физические признаки Родителя: нахмуренный лоб, указующий перст руки, качание головой, “грозный вид”, топание ногой, руки на бедрах, руки, скрещенные на груди, щелкание языком, поглаживание другого по голове и т.п.Слова и выражения: “Всегда”, “Никогда”, “Сколько раз я тебе говорил”, “Запомни раз и навсегда”, “Я бы на твоем месте..”, слова: глупый, капризный, нелепый, отвратительный, душечка, милашка, ну-ну, хватит, должен, следует, надо" - Ян Стюарт, Вэнн Джойнс. Современный транзактный анализ. Социально-психологический центр, СПб, 1996.

Возможно, что к Берну приходили пациенты преимущественно с такой личной историей, но транслировать такие установки к Взрослым и Родителям, представляя их как негативные антиподы замечательной позиции Ребенка - едва ли правильно.

Из письма Н.И. Козлова студентке Университета практической психологии

"Социум выдвигает вполне строгие и конкретные требования к ребенку: нужно быть сильным, терпеливым, не мешающим. Он жестко дает урок тем, кто высовывается: непонимание, игнорирование, разрывы контактов, неприятие". Наш университет - тоже такой социум? Я строго и конкретно от тебя требую и буду требовать: развивайся, думай, не ленись. Может быть, для тебя быть собой - это мечтать и разыгрывать детство, а Социум (в данном случае Университет) будет от тебя требовать: не ленись, становись человеком, взрослей, думай, не трусь. Ты - справишься! Повторяй за мной: ты - справишься!

Итого: я возражаю против картинки, где социум представлен тюремщиком. Это - злая неправда. Думаю, тут соотношение 20\80: 20% времени социум является тюремщиком, 80% - развивающей средой. Если, конечно, товарищ, предназначенный для развития, еще не загнил.

  • Социум

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Жить с напряжением намного интереснее, или Как габитус определяет твое место"
10 дек. 2018 г.
Габитус — это любые глубоко впечатанные привычки, которые мы наследуем из детства.
16Подробнее →
Картинка к "Личность и социальное развитие (ВВП)"
01 янв. 2000 г.
Когда у родителей появляется первый ребенок, они часто удивляются тому, что их первенец с самого начала обладает особым характером; когда у них рождается второй ребенок, они удивляются тому, насколько он отличается от первого. Эти наблюдения родителей справедливы. Уже с первых недель жизни у младенцев проявляются индивидуальные особенности в степени активности, чувствительности к изменениям окружающей среды и возбудимости. Один ребенок плачет много, другой — очень мало. Один переносит пеленание и купание без особого беспокойства, другой брыкается и вырывается из рук. Один реагирует на каждый звук, другой не замечает ничего, кроме самых громких звуков. Младенцы различаются даже по отношению к объятиям. Некоторым нравится, когда их крепко обнимают, и они плотно прижимаются к человеку, который берет их на руки; другие держатся напряженно, ежатся и делают меньше приспособительных движений (Korner, 1973).
Картинка к "Личность и среда"
01 окт. 2022 г.
Среда влияет на всех, но в какую сторону и в какой мере - нередко определяет сама личность.
Картинка к "Павел Дуров о деньгах"
28 дек. 2016 г.
Те, кто ищет в моей жизни замки, стоянки спортивных автомобилей и флотилию боингов, будут жестоко разочарованы. У меня нет самолетов, автомобилей и домов. Мой мир — это передвижение пешком и на метро, а также сон в съемной комнате размером 18-20 м2. Тем, кто хотел бы поменяться со мной местами, придется также полностью отказаться от алкоголя, мяса и дорогой одежды.
Картинка к "Социализация"
01 янв. 2010 г.
Социализация - пропитывание человека обществом. По механизму, социализация есть процесс усвоения индивидом окружающих его образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков. Механизм социализации изучается в исследованиях по социальному научению. Социализация происходит как стихийно (за счёт инстинкта подражания, а также за счёт восприятия одобрения/неодобрения окружающих), так и целенаправленно (воспитание, обучение, реклама, пропаганда). Некоторые называют это «социальным программированием».
Картинка к "Социум"
01 окт. 2022 г.
Социум - общество, когда его представляют безликой массой и противопоставляют конкретному человеку, индивиду и личности. Та часть общества, которая непосредственно влияет на личность. Отношение социума и личности - не простое. С одной стороны, не будь социума, не было бы и личности. Социум - почва, на которой вырастал каждый конкретный человек, источник его сил, ума, образования и культуры. Однако социум имеет свои законы и не всегда ориентирован на интересы конкретного человека. вследствие чего между социумом и личностью могут быть конфликты.