Личность как проект

01 января 2014 г. в 12:43

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

– Я себя ищу…
– А я себя – делаю.

Пожелаем им успеха!

Ты сегодняшний – это твое прошлое. Ты таким стал, верно. Но ты, смотрящий на себя сегодняшнего, – можешь больше, потому что у тебя есть твое будущее. А свое будущее, как и свою личность, творишь ты: можешь творить, если создашь такой замысел. Ты не заготовка, но в работе над собой ты можешь стать другим человеком: таким, каким построишь себя в соответствии со своим замыслом. Человек – это замысел о человеке, это его будущее. Ты будущий – это твой замысел о себе, и в этом смысле личности нет, потому что наша личность всегда впереди нас, как наше «Завтра».

Все знают, что такое «Завтра», а ведь его – нет. Когда наступает «Завтра», это самое «Завтра» оказывается снова впереди, и его снова невозможно поймать за хвост. «Завтра» никогда не существует сегодня, сегодня его нет – но именно наличие нашего «Завтра» делает нас людьми с будущим.

Ты сегодняшний – это твое прошлое.

Повезло тем, кто воспитывался в хороших руках, и эти руки создали в его душе понимание «если постараюсь, то все смогу, я способный». А если человек до трех лет думал, что его зовут «Заткнись!»? Что ему делать с его «действительностью», согласно которой он привык думать, что он «тварь подзаборная, ни на что не способная и вообще заслуженное место – возле параши»? Ему не на привитый глюк ориентироваться надо, а создавать себе другую личностную реальность, переписывать внутреннюю личностную историю, вообще мозги менять. Менять генеральную программу жизни.

Не стоит прикрываться своими личностными особенностями: «А вот такой я человек! У меня такие черты характера! Вот такая я личность!» Не торопитесь ставить себе ограничения. Личность – не забор, чтобы ею прикрываться. Синтон-подход предлагает видеть в личности не данность, а заданность. Не то, что уже в нас есть, не прошлые заслуги и прегрешения, а то, что человеку предстоит, то задание, которое нужно человеку сделать.

Ситуация: вы прошли психологическое тестирование и достоверно узнали свои личностные черты и особенности. Согласно результатам, вы не очень свободный, мало самостоятельный, сильно ленивый, нередко трусливый и часто мстительный субъект с развитой логикой. Сопоставив это с историей своих жизненных неуспехов, добавив сюда мнение шефа и соседей, вы логично пришли к умозаключению, что вы определенно – не Личность и вам это, по всем признакам, не светит. И что дальше? Делать-то с этим – что?

Делать себя Личностью. Потому что человек – это проект, а не история. Личностью не рождаются, личностью становятся. Или не становятся. Или свою личность разрушают...

Как проект, личность может иметь свой план жизни и развития. Начинайте свою новую жизнь. Начинайте над собой работать! Смотрите Как работать над собой и вставайте на Дистанцию – систему самостоятельной работы по запланированному развитию личности.


Если хотите поддержку от И.С. Кона, почитайте его заключение в книге «В поисках себя»:

«Чтобы состояться как личность, человек должен мочь, сметь и уметь выбирать свой путь и принимать на себя ответственность. При всем многообразии его содержания и форм вопрос «Кто я?»сводится к трем: «Что я могу?», «Что я смею?» и «Что я умею?» Мочь – категория действенно-бытийная, она описывает диапазон объективных возможностей и выборов, очерчивающих потенциальные рамки деятельности человека. Сметь – категория морально-волевая, описывающая уровень его притязаний и нравственный потенциал. Уметь категория когнитивная, она описывает знания и навыки, с помощью которых он реализует возможности, заложенные в его жизненной ситуации и в собственной его природе.

Но эти категории и вопросы различаются лишь в абстракции, в действительности они постоянно переходят друг в друга. Каков бы ни был объективный диапазон его возможностей, человек реально может только то, что он смеет и умеет, а смелость без умения так же неэффективна, как умение без смелости.

Старая философско-этическая формула «Стань тем, что ты есть» не просто требование развить заложенные в тебе таланты. Апеллируя к собственной активности личности, она говорит ей: ты состоишься, станешь тем, чем можешь и должна стать, только если ты сама этого захочешь, сумеешь сделать правильный жизненный выбор и приложишь для его осуществления максимальные усилия. Иными словами, это формула свободы и самовоспитания».

  • Развитие личности как процесс
  • Автор Н.И. Козлов
  • Личность
  • Личность, общество

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Как начать новую жизнь"
01 янв. 2003 г.
Чтобы открыть себя новым возможностям, нужно быть готовым к тому, что эти возможности будут для нас неожиданными, что они сделают нас совсем другими. Новые возможности возникают только за пределами старых представлений о себе. Мы слишком привязаны к тому, какие мы есть сейчас. Точнее, какими мы себе кажемся, потому что на самом деле мы любые. И чтобы открыть наши новые возможности, надо отказаться от старых представлений о себе. Нам нужно создать новый проект себя​.
22Подробнее →
Картинка к "Как работать над собой"
01 янв. 2010 г.
Людей, ВЕРЯЩИХ в то, что себя можно изменить — немного. Еще меньше людей, ГОТОВЫХ себя менять.
Картинка к "Личность"
01 янв. 2006 г.
Личность — это то внутреннее, которое организует и объясняет внутреннюю жизнь и поведение человека. 
Картинка к "Метафора Дом души"
01 окт. 2022 г.
Дом души - одна из фундаментальных метафор внутреннего мира, определяющих ценности и самоощущение личности. Как психологическая методика, метафора Дом души является проективным тестом и дает ценную информацию о внутренней картине жизненного мира личности. Методика разработана проф. Н.И. Козловым.
Картинка к "Метафора жизни"
06 июн. 2012 г.
Какой метафорой вы опишите свою жизнь?
Картинка к "Найти себя"
06 дек. 2016 г.
Хотите найти себя, смотрите — с кем вы общаетесь, что вы читаете или смотрите, как вы действуете.
Картинка к "Развитие личности как процесс"
01 окт. 2022 г.
Разговор о развитии личности как процессе - это разговор о динамике этого процесса, о его различных механизмах. Механизмы развития личности, действительно, многообразны. Развитие может происходить в совместной деятельности ребенка и взрослого, развитие может быть следствием учебы или тренировки, развитие может быть результатом разрешения внутренних противоречий, развитие может быть результатом формирования - процесс развития личности многолик и сложен.
Картинка к "Ты — не твои мысли, не твои чувства, не твое тело"
08 июл. 2006 г.
Твои сегодняшние мысли — это не совсем ты, а то, что к тебе пришло из твоего «Вчера». Это то, что ты принимаешь как свое прошлое и можешь изменить, поправить, уточнить. К тебе пришли ненужные, лишние мысли — ты их прогнал. Правильно. Мысли — это не всегда ты. Твои чувства — это также еще не ты, у тебя есть твое отношение к твоим чувствам.