Межличностный конфликт

01 октября 2022 г. в 21:36

Автор: Михаил Кипнис

Книга «Тренируем умение вести за собой, быть мотором и вдохновителем»

Межличностный конфликт — взаимные враждебные осознанные действия между партнерами по общению или взаимодействию.

В межличностных конфликтах происходит обмен обвинениями. Как правило, в происходящем конфликте есть вклад обоих, но обвинение утверждает, что один (обвиняющий) «белый и пушистый», а во всем виновата другая сторона. Как правило, обвинение — это снятие ответственности​ с себя и перекладывание ответственности на другого. Обвинение является ярко выраженным конфликтогеном, вопрос не решает и только накаляет обстановку еще больше.

Материал для тренера

Межличностный конфликт — это результат ситуации, в которой потребности, цели, представления одного человека вступают в противоречие с потребностями, целями и представлениями другого. По замечанию Б.Ф. Ломова (Ломов Б. Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал), «потребности людей диктуют их поведение с такой же властностью, как сила тяготения — движения физических тел».

Некоторые считают, что конфликт — это зло. Признак ума и лидерских качеств — умение избегать конфликта. На самом же деле тишь, гладь да божья благодать — характеристика кладбища, а не реально текущей жизни, наполненной разнообразными конфликтами. Конфликтные ситуации не только вызывают в нас отрицательные эмоции и напряжение, но и приводят к реальной пользе, так как помогают разрешить противоречия и выяснить исходные позиции сторон. Так что конфликт может не только разрушать взаимоотношения, но, напротив, улучшать их динамику, служить мощным стимулом к эмпатии, прояснению скрытых целей и взглядов, рычагом к сотрудничеству…

В литературе обычно обозначают пять стратегий решения конфликта:

  • избегание, или уход;
  • приспособление — принуждение, или силовое разрешение конфликта;
  • компромисс;
  • сотрудничество.

Рассматривая каждую из стратегий, необходимо обратить внимание на то, что последствия выбора той или иной из них влияют:

а) на ощущение личного удовлетворения (насколько эффективно было мое поведение в ходе конфликта. В какой степени мои цели, задачи, потребности соблюдены. Насколько мне удалось в ходе конфликта «сохранить лицо», доказать свою компетентность);

б) стиль отношений с партнером по конфликту (отношения укрепились, остались неизменными или превратились в неприязнь, вражду).

Из книги Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения

Уход

Характеристика — нежелание сотрудничать, застенчивость.

Цель — воздержаться от конфликта. Точка зрения — я не хочу говорить об этом.

Индивидуальное чувство удовлетворенности — проигрыш/проигрыш: ни одна из сторон не получает удовлетворения.

Удовлетворенность отношениями отсутствует, конфликт не разрешен.

Какое влияние оказывает на отношения — препятствует гармоничным отношениям: приводит к нагнетанию ситуации и обвинениям.

Когда нужно применять — возможен только временный выход из ситуации или когда вопрос не имеет большого значения.

Приспособление

Характеристика — сотрудничество, застенчивость

Цель — не расстраивать человека.

Точка зрения — не так важно, чтобы все было по-моему. Важнее сохранить мир.

Индивидуальное чувство удовлетворенности — проигрыш/выигрыш: противоположная сторона получает удовлетворение.

Удовлетворенность отношениями отсутствует: ни одна из сторон не довольна процессом.

Какое влияние оказывает на отношения — причиняет вред отношениям, потому что один человек получает преимущество.

Когда нужно применять — для получения социального уважения или когда вопрос не имеет большого значения.

Принуждение

Характеристика — нежелание сотрудничать, самоуверенность.

Цель — настоять на своем.

Точка зрения — я добьюсь своего, независимо от того, что мне придется сделать.

Индивидуальное чувство удовлетворенности — выигрыш/проигрыш: одна из сторон (принуждающий) получает удовлетворение.

Удовлетворенность отношениями отсутствует: физическое и психологическое страдание проигравшего.

Какое влияние оказывает на отношения — причиняет вред отношениям, потому что один человек оказывается запуган.

Когда нужно применять — в неотложных ситуациях; когда это главный вопрос благополучия одного или многих людей: если кто-то вас использует в своих интересах.

Компромисс

Характеристика — частичное желание сотрудничать

Цель — получить частичное удовлетворение.

Точка зрения — мои требования будут частично удовлетворены, и я в определенной мере учту интересы другого человека.

Индивидуальное чувство удовлетворенности — проигрыш/проигрыш или выигрыш/выигрыш: ни одна из сторон не получает полного удовлетворения.

Удовлетворенность отношениями — нейтральная или положительная: обе стороны получили по крайней мере частичное удовлетворение.

Какое влияние оказывает на отношения — может помочь или причинить боль, так как удовлетворение достигнуто в результате компромисса.

Когда нужно применять — вопрос не очень важен, когда времени не хватает или когда другие способы решения не эффективны.

Сотрудничество

Характеристика — взаимодействие, настойчивость

Цель — совместно разрешить проблему.

Точка зрения — давай обсудим и найдем общее решение для обоих.

Индивидуальное чувство удовлетворенности — выигрыш/выигрыш: обе стороны удовлетворены процессом.

Удовлетворенность отношениями — позитивная: отношения укрепляются, потому что партнеры приобретают взаимные выгоды.

Какое влияние оказывает на отношения — укрепляет отношения, потому что выслушаны обе стороны.

Когда нужно применять — всегда.

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Дистанция — система пошагового развития личности"
01 янв. 2016 г.
Почему «Дистанция»? Вы когда-нибудь пробегали на стадионе дистанцию? «На старт… Внимание… Марш!» — и вы полетели вперед.
12Подробнее →
Картинка к "Дистанция онлайн"
01 янв. 2012 г.
Дистанция — это развитие навыков общения, лидерства, самоорганизации, налаживание отношений в семье, возможность поправить здоровье.
Картинка к "Игра «Ерунда-катастрофа»"
01 окт. 2022 г.
Группа разбивается на подгруппы (5-6 человек). В каждой подгруппе предлагаем участникам рассказать реальную историю конфликта (семейного, служебного, с друзьями и т.д.). Затем подгруппа формирует дуэты и трио, которым предстоит представить небольшую инсценировку конфликта, о котором шла речь. Каждая актерская "единица" покажет один из выбранных ею сюжетов в двух вариантах: как катастрофу, и как ничего не значащую ерунду. (Или наоборот: ерунда приобретает внезапно катастрофические последствия и размах.)
Картинка к "Тренируем умение вести за собой, быть мотором и вдохновителем"
01 окт. 2022 г.
Содержание одноименной книги Михаила Кипниса