Можно ли сделать компанию робастной?

01 марта 2019 г. в 09:54

Автор: Александр Шемякин​, предприниматель, коуч и бизнес-консультант
Университет практической психологии

Как инженер по автоматизации, позволю себе поумничать на 2 минуты. В рамках теории управления системами, а бизнес — это яркий представитель нелинейных систем… Рассматривается понятие робастности.

Давайте переведем это страшное слово

Если по науке, будет примерно так. Робастность — состояние, в котором характеристики системы (технологии, процесса) нечувствительны к воздействию дестабилизирующих факторов. Если по-русски и про бизнес, я бы сказал следующее. Робастность компании – это помехоустойчивость и способность выполнять свою задачу при воздействии различных возмущающих факторов.

А с чем связаны основные возмущающие факторы в бизнесе?

Как мне кажется, с людьми. Не то, чтобы люди – это очень сложные создания. Просто «нелинейности», а отсюда вытекающей сложности в управлении, в нас гораздо больше… Чем, скажем, в ноутбуке, столе, станке с ЧПУ, системе электронного документооборота. Да и производительность (наша с вами), очень сильно зависит от «настроения» пятки левой ноги. Разве не так? И тогда резонный вопрос, и тема для размышления сегодня

Давайте переведем это страшное слово но зависит от «настроения» пятки левой ноги. Разве не так? И тогда резонный вопрос, и тема для размышления сегодня

Главные возмущающие факторы, связанные с людьми + что с этим делать

Набросайте свои варианты. ТОП3, на вскидку. Будьте проще, все гораздо приземлённее. Любой из нас (руководитель) переживает в трех случаях:

  • Когда получает заявление об увольнении.
  • Когда вдруг (неожиданно) заболевает и не выходит сотрудник. Который сегодня должен ехать на встречу с ключевым клиентом для подписания контракта на …цать млн рублей.
  • Когда в рамках важной задачи специалист «выпадает» из процесса по бытовым вопросам (надо встретить маму, забрать ребенка из садика). Вроде не откажешь, а дело «встает»…

По первому пункту, страшная история из моей практики.

2009 год. Делаем проект на сумму 28 млн рублей, 12 разных (и достаточно сложных) инженерных систем, которые контролирую всю энергетику г. Астрахани (РДУ СО ЕЭС). Монтажные работы длились год, подходим с пуско-наладке и испытаниям. Остается 1 месяц до сдачи. Кто в теме, знает… В этот период и выползают самые большие ошибки, которые надо быстро исправлять. И на объекте (почти всегда) «живет» до момента сдачи тот, кто все строил и координировал процесс. С Москвы ожидается комиссия для приемки из 15 ведущих инженеров. А у нас приятный сюрприз. Приходит Руководитель проекта и говорит: «Мне предложили отличную работу на буровой платформе BP, и через 3 дня мне нужно улететь». Дальше рассказывать не буду, приключения были интересные. Важно не это, главное правильные выводы из ситуации.

Я твердо тогда решил для себя: «Больше этого не повторится». И пораскинув мозгами, ввел в компании Матрицу замещения должностей.

Суть и основные принципы очень просты:

  1. Каждого сотрудника должен на ходу подменять другой сотрудник. Причина не важна. Нет сотрудника, если ты по матрице его замещаешь: «К станку!»
  2. На каждого сотрудника должен быть запланирован основной и резервный вариант замещения. Всяко в жизни бывает…
  3. За замещение (не по причине отпуска) одного-другим, никому и никто не доплачивает.
  4. Сотрудники, замещающие кого-либо по «Матрице замещения должностей», должны быть обучены этому функционалу (что и как делает тот, кто его замещает).
  5. Все обязанности в части замещения, должны быть отражены в соответствующей «Должностной инструкции» сотрудника.

Пока больше вопросов, чем ответов скажете вы…

И это нормально. Все в одном письме не раскроешь. А я вам предлагаю набросать первый вариант своей «Матрицы замещения должностей». И прийти с ним на ближайший тренинг, там все разберем и доведем до ума.

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "4 слоя изменений в компании"
01 окт. 2022 г.
Стены здания опираются на фундамент. Также и перемены в поведении ваших сотрудников (количестве довольных клиентов, клиентоориентированности, сумме среднего чека и т.п.) должны иметь под собой серьезное основание. Разберем пример.
0Подробнее →
Картинка к "Вам нужны сотрудники на «5»?"
01 мая 2019 г.
Давайте признаемся честно: сотрудники на «5» с вероятностью на 80% к вам в компанию не придут. Важное замечание: это не касается лидеров рынка. Не согласны?
Картинка к "Дао наведения порядка в компании"
01 мар. 2019 г.
Улучшение в любой из областей осуществляется по одной и той же технологии Последовательно, от простого к сложному.
Картинка к "Форс-мажор"
01 окт. 2022 г.
Форс-мажор — непредвиденные обстоятельства, требующие немедленной реакции.
Картинка к "Линейка деловой ответственности"
01 окт. 2022 г.
Линейка деловой ответственности фиксирует не столько профессиональный, сколько личностный и психологический уровень сотрудника, занимающего или претендующего на руководящую должность.
Картинка к "Линейка деловой ответственности: бизнес-иллюстрации"
01 окт. 2022 г.
Нам нужно получить n рублей маржи в определенный период. Скажем, год. Владелец решает: мы получим n рублей за счет продажи продукта А. Директор говорит: хорошо, я готов.
Картинка к "Руководитель-психолог-3: За что получает ЗП Руководитель?"
02 авг. 2018 г.
Свои тренинги для руководителей я часто начинаю с вопроса «А за что, коллеги, получает ЗП Руководитель?». Вариантов всегда очень много...
Картинка к "Руководитель-психолог-6: Система «5К». Технология управления + психология управления"
07 авг. 2018 г.
За свою карьеру Руководителя в бесчисленных попытках как-то систематизировать свою работу, в определенный момент я составил список всего, что делает Руководитель, и предпринял попытку этот поток сознания классифицировать.
Картинка к "Самое главное слово в 21 веке"
01 мая 2019 г.
Слова «карьеру» и «стабильность» быстро вытеснило слово «проекты»...
Картинка к "Шеф, у нас проблема"
01 мар. 2019 г.
Ваша работа похожа на «геройский подвиг»? Это когда от аврала к авралу. От одного сбоя к следующему. Наладили продажи, подкосило производство. Только выдохнули по части производства, сюрприз от бухгалтерии. Задержка отгрузки, срыв сроков поставки, застрял вопрос по сайту, уволился ключевой сотрудник (а вы этого совсем не ждали), возник кассовый разрыв и т.п. Если такого у вас более 30% стоит почитать до конца.
Картинка к "Словарь вашей компании"
01 мая 2019 г.
«Компании-жертвы» ищут причины, чтобы что-то не делать.