Не наш клиент

01 января 2010 г. в 06:34

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Фильм "Школа жизни"

Не наш клиент - клиент, с которым проводить психологическую консультацию неуместно. По крайней мере, вам неуместно. Когда к вам приходят такие клиенты, вы можете им отказать с чистой совестью - работа с ними выходит за рамки вашей профессиональной квалификации. Если же вы решите работать, это полностью ваша свободная инициатива, ваши риски и ваша ответственность.

Люди, которые не хотят и не готовы меняться

Наиболее частые клиенты, с которыми не имеет смысла работать по их запросу, это люди, которые не хотят и не готовы меняться. Что это за люди, зачем и почему они приходят к психологу?

Во-первых, это "Искатели Волшебной таблетки": люди, которые надеются на Волшебный совет, который им даст психолог и который сразу и легко решит все его проблемы и вообще изменит его жизнь. А ему для этого ничего не придется делать.

Впрочем, иногда, после разъяснений психолога, эти люди меняют свою позицию и на некоторые разумные усилия оказываются согласны.

Во-вторых, это "Командиры": люди, которые приводят к психологу своих близких и хотят, чтобы психолог от них чего-то добился: чтобы дети начали делать уроки, невестка перестала ей грубить, а муж перестал пить.

Суть не в том, что нельзя повлиять на детей, невестку или мужа: это можно, а иногда и необходимо. Суть в том, что эти Командиры хотят, чтобы все это за них делал психолог, а они в себе ничего не меняли. Нет, это нереально.

В-третьих, это "Игроки": люди, которые развлекаются или хотят играть с консультантом в манипулятивные игры, далекие от задач консультирования. Вариантов достаточно: клиент флиртует, используя якобы консультацию чтобы "клеить" консультанта. Или: включается в игру "Я тебя переиграю", ставя задачу показать терапевту. что у него ничего не выйдет. В таких случаях наивно продолжать психологическую консультацию - едва ли уместно.

Впрочем, если у психолога есть возможности и желание "перестроить" клиента и создать у него конструктивную мотивацию - этот "не наш клиент" может стать "нашим".

Не профильные клиенты

Иногда к психологу приходят не профильные клиенты - клиенты, которых кажется правильнее направить (хотя бы вначале) к другим специалистам, в первую очередь - к врачам. Если психолог не имеет специальной подготовки, то психопаты, больные шизофренией с диагнозом, тем более в состоянии обострения - очевидно не клиенты психолога...

Впрочем, в легких случаях психиатры иногда сами посылают своих клиентов к психологам, и это бывает вполне уместно. Если случай требует совместных усилий, нужно работать вместе.

Не профильными для психолога являются клиенты с психосоматикой всерьез: нейродермит, аллергии, мигрени - всеми этими заболеваниями в первую очередь должны заниматься врачи. Только если врачи отказались и сами посылают клиента к вам, как к психологу, то после разговора с врачом вы можете начать работать с подобными клиентами.

Проблемные физические состояния и заболевания, дающие серьезный фон на психологическое состояние, также вам звонок - или работайте осторожнее, или это клиент не ваш. Депрессия, которая не надумана скучающей дамой, а настоящая депрессия - лечится все-таки в первую очередь врачом, а не психологом. Беременные женщины легко создают себе внутренние психологические проблемы, но эти проблемы быстрее уходят вместе с нормализацией их гормонального фона, чем с помощью психологического анализа.

Не профильными для психолога являются клиенты с запросами на магию - клиенты с просьбами приворожить или снять заклятие, заводящие разговоры о потусторонних мирах, инопланетянах и других недоступных человеческому разуму сущностях. Спорный случай - клиенты, интересующиеся разнообразной эзотерикой, любящие карты Таро и астрологию. Работая на их языке и в рамках их понимания, с этими людьми иногда вполне может состояться вполне продуктивная работа, но считать такую работу профессиональной едва ли правильно.

Как правило, с предельной осторожностью следует реагировать на клиентов, связанных с миром криминала, имеющих криминальное настоящее или жалобы на криминал. Если вы сами с миром криминала не очень знакомы, ваша работа в этом направлении может быть опасна и для вашего клиента, и для вас.

Ну и напоследок еще один пункт, который, возможно, стоило бы поставить первым: если к нам приходит клиент, с которым мы не знаем что делать, для работы с которым у нас не хватает профессиональных знаний - это клиент не наш. Профессиональная работа - работа исключительно в рамках своей профессиональной компетенции, и фраза: "Я не смогу вам помочь, я в вашем вопросе специалистом не являюсь" говорит о высокой профессиональной честности. А если после этого последовала подсказка, к какому специалисту обратиться имеет смысл, то мы клиенту уже качественно помогли.

Запросы клиентов, от которых смешно и грустно

Ниже — вопросы к психологам, которые прямо или косвенно (по смыслу) озвучивались во время различных сессий. По мотивам реальных событий.

  • Скажите мне, чего я хочу?
  • Объясните мне, как научиться расслабляться, но при этом учтите, что у меня ни на что нет времени.
  • Мне нужно расстаться с парнем, но так, чтобы он продолжал меня любить.
  • Как мне бросить человека, которого я не хочу бросать?
  • Как обрести уверенность в этом мире сволочей и подонков?
  • Как мне объяснить моей жене, что если она меня оставит, это будет лучше же для нее?
  • Как мне перестать чувствовать и начать, наконец, нормально жить?
  • Хочу расхотеть хотеть.
  • Я боюсь свою жену. Хочется, чтобы она тоже меня боялась.
  • Покажите мне, как вы работаете, только не на мне — мне нужно принимать решение, взять вас к себе терапевтом или нет.
  • Меня раздражает, когда мой муж угрожает меня убить. Как не раздражаться?
  • Скажите, а ваш социальный статус действительно может помочь мне?
  • Я - сильная и уверенная в себе женщина, я никогда не жалуюсь ни на какие свои проблемы. Почему все меня считают беспроблемной и никто не хочет помочь?!
  • Я - толстый никчемный прыщавый урод. Почему девушки не видят моих достоинств?
  • Научите, как правильно бросать женщин, а то они почему-то хотят объяснений.
  • Я прочитал очень много книг по психологии. Это бред какой-то. Докажите, что это не так.
  • Я изо всех сил пытаюсь успевать и на работе, и дома. Где мне нужно приложить еще усилия, чтобы наконец начать успевать?
  • Я всегда очень тороплюсь, слишком подгоняю события… Хотя, как мне кажется, вы тут не поможете.
  • Мой ребенок плохо ест, заикается, боится других детей и у него энурез. Как заставить его хорошо есть?
  • Я очень люблю парня, а он меня — нет… Как ему за это отомстить?
  • Он меня бьет, издевается и постоянно угрожает разводом. Вы можете объяснить ему, что развод — это уже слишком?
  • У меня очень-очень-очень сложная проблема. Уникальная просто. Я был уже у многих психологов… Никто не помог… Чем вы лучше?

Наверное, запросы таких клиентов - не наши запросы.

  • Примеры консультирования
  • Автор Н.И. Козлов
  • +
  • Консультирование
  • Клиенты

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Брать клиента или оставить его в руках судьбы?"
25 сент. 2020 г.
Можно ли любого клиента сориентировать сразу в плоскость задач?
0Подробнее →
Картинка к "Если вы решили обратиться к психологу"
01 янв. 2013 г.
Психологи — мудрые люди, которые могут вам быть очень полезными.
Картинка к "Виды клиентских запросов"
01 окт. 2022 г.
Запросы клиентов бывают адекватные и нет (не реалистичные либо не относящиеся к компетенции психолога), внятные и не сформулированные, запросы из позиции Жертвы и из позиции Автора, запросы на решение проблем, на консультирование по поводу возникших сложностей и на подсказки в решении их жизненных задач.