Невербальное общение, подробно
ИÑточники - Ð’. Квинн "ÐŸÑ€Ð¸ÐºÐ»Ð°Ð´Ð½Ð°Ñ Ð¿ÑихологиÑ". Сайт liveinternet.ru
Язык тела - мимика, позы и жеÑÑ‚Ñ‹ - универÑальный Ñзык общениÑ. Ðевербальное общение иÑпользуют уÑпешные политики, адвокаты, бизнеÑмены, актеры, Ñледователи, игроки в покер. Хотите понимать других людей, производить хорошее впечатление - изучайте Ñзык тела.
ВнешноÑÑ‚ÑŒ и Ñзык тела
Человек не в ÑоÑтоÑнии контролировать каждое Ñвое движение и впечатление, которое он производит на окружающих, подавить зевоту или Ñкрыть охватившую его дрожь, вне его воли заливаетÑÑ ÐºÑ€Ð°Ñкой или покрываетÑÑ Ð³ÑƒÑиной кожей...
Ðо некоторые Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ñ‹ в ÑоÑтоÑнии контролировать и даже пользуемÑÑ Ð¸Ð¼Ð¸ намеренно. Мы можем приподнÑÑ‚ÑŒ брови, потупить глаза, ÑкреÑтить на груди руки или пожать плечами. Ðе ÑущеÑтвует единой, точно определенной интерпретации подобных жеÑтов и мимичеÑких выражений, их значение может быть различным в разных культурах и на разных Ñтупеньках Ñоциальной леÑтницы...
ПÑихологи обнаружили, что Ñообщение, поÑланное на Ñзыке тела, воздейÑтвует на ÑобеÑедника Ñильнее, чем вербальное. Ðапример, еÑли человек Ñквозь Ñлезы будет убеждать друзей: "У Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð²Ñе хорошо!", то они Ñкорее поверÑÑ‚ его Ñлезам, чем Ñловам. Столь же информативна может быть одежда, она Ñообщает окружающим о наÑтроении, чувÑтвах и намерениÑÑ… человека. ЕÑли женщина приходит на Ñвидание в коротком обтÑгивающем платье Ñ Ð³Ð»ÑƒÐ±Ð¾ÐºÐ¸Ð¼ вырезом, возможно, Ñама того не оÑознаваÑ, она поÑылает мужчине определенный Ñигнал. ЕÑли же вам захочетÑÑ Ð²Ñ‹ÐºÐ°Ð·Ð°Ñ‚ÑŒ оÑобое отношение к ÑобравшимÑÑ Ð½Ð° официальном приеме людÑм, вы можете прийти туда одетым не по протоколу.
Ð’Ñ‹ выражаете Ñвое отношение к человеку не только Ñвоим нарÑдом и манерами, но и тем, какую диÑтанцию вы Ñоблюдаете при общении Ñ Ð½Ð¸Ð¼. Холл различает четыре зоны межличноÑтного общениÑ.
Зона интимного общениÑ
(от полуметра до непоÑредÑтвенного телеÑного контакта).
Ðа таком раÑÑтоÑнии обычно общаютÑÑ Ð²Ð»ÑŽÐ±Ð»ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ðµ, родители Ñ Ð´ÐµÑ‚ÑŒÐ¼Ð¸, очень близкие друзьÑ. Ð’Ñ‹ навернÑка иÑпытаете неловкоÑÑ‚ÑŒ, еÑли малознакомый человек попытаетÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð¾Ð¹Ñ‚Ð¸ к вам вплотную. Кроме Ñамых близких людей в Ñту зону допуÑкаютÑÑ Ð²Ñ€Ð°Ñ‡Ð¸, медÑеÑтры, портные и другие ÑпециалиÑÑ‚Ñ‹, профеÑÑÐ¸Ñ ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ñ‹Ñ… требует непоÑредÑтвенного телеÑного контакта Ñ ÐºÐ»Ð¸ÐµÐ½Ñ‚Ð¾Ð¼. ПытаÑÑÑŒ при общении Ñ ÐºÐµÐ¼-либо войти в Ñту зону, вы тем Ñамым даете человеку понÑÑ‚ÑŒ, что хотели бы Ñчитать его Ñвоим другом. ПÑихологичеÑкие ÑкÑперименты выÑвили, что ÑчаÑтливые в браке Ñупруги комфортно общаютÑÑ Ð´Ñ€ÑƒÐ³ Ñ Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð¾Ð¼ именно на Ñтой диÑтанции. И наоборот, Ñупруги, которые не ладÑÑ‚ между Ñобой, ÑторонÑÑ‚ÑÑ Ð´Ñ€ÑƒÐ³ друга.
Зона личного общениÑ
(от 0,5 м до 1,5 м)
Границы Ñтой зоны различны Ð´Ð»Ñ Ñ€Ð°Ð·Ð½Ñ‹Ñ… культур. Как правило, на такой диÑтанции общаютÑÑ Ñ…Ð¾Ñ€Ð¾ÑˆÐ¾ знакомые друг другу люди. Ðто раÑÑтоÑние позволÑет им дотрагиватьÑÑ Ð´Ñ€ÑƒÐ³ до друга, обмениватьÑÑ Ñ€ÑƒÐºÐ¾Ð¿Ð¾Ð¶Ð°Ñ‚Ð¸Ñми, похлопывать друга по плечу. По данным ФаÑта, большинÑтво людей Ñчитают Ñту зону Ñвоим личным проÑтранÑтвом и не Ñклонны впуÑкать в нее поÑторонних людей. ПредÑтавьте, что вы Ñидите в полупуÑтом кафе. Входит новый поÑетитель и, Ñ…Ð¾Ñ‚Ñ Ñ€Ñдом еÑÑ‚ÑŒ Ñвободные Ñтолики, подÑаживаетÑÑ Ðº вам. Скорее вÑего, вы иÑпытаете неловкоÑÑ‚ÑŒ. Замечали ли вы, что в людных меÑтах, например в переполненном лифте, в автобуÑе или в поезде метро, люди избегают визуального контакта друг Ñ Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð¾Ð¼, ÑтараютÑÑ Ñмотреть в окно или упираютÑÑ Ð²Ð·Ð³Ð»Ñдом в Ñтенку? ЯÑно, что такое поведение вызвано Ñтремлением ÑоблюÑти границы личного проÑтранÑтва.
Зона формального общениÑ
(от 1,5 м до 3 м)
Ðа такой диÑтанции обычно ведутÑÑ Ð´ÐµÐ»Ð¾Ð²Ñ‹Ðµ, а также Ñлучайные и малозначимые разговоры. Вам, наверное, знакомо выражение 'Ñоблюдать диÑтанцию', Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ñ‰ÑŒÑŽ которого опиÑывают Ð¾Ñ‚Ð½Ð¾ÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ñ‡Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð¸ÐºÐ° и подчиненного. И дейÑтвительно, было бы Ñтранно, еÑли бы ÑобеÑедники говорили о личных и интимных вещах, ÑÑ‚Ð¾Ñ Ð² трех метрах друг от друга. Ð¢Ð°ÐºÐ°Ñ Ð´Ð¸ÑÑ‚Ð°Ð½Ñ†Ð¸Ñ Ñкорее умеÑтна в Ñитуации формального ÑобеÑÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸Ð»Ð¸ деловых переговоров.
Зона публичного общениÑ
(более 3 м)
ЕÑли вы Ñидите в огромном зале и Ñлушаете выÑтупление оратора, то можно Ñказать, что вы попали в Ñитуацию публичного общениÑ. ПроÑтранÑтво, отделÑющее Ð²Ð°Ñ Ð¾Ñ‚ выÑтупающего, и ÑвлÑетÑÑ Ð·Ð¾Ð½Ð¾Ð¹ публичного общениÑ. Ð’ такой Ñитуации неумеÑтны интимные жеÑÑ‚Ñ‹ и комментарии; вы не можете пожать лектору руку, похлопать его по плечу или ÑпроÑить, как он провел выходные дни. Даже деловое общение невозможно на такой диÑтанции.
ЛимбичеÑкие реакции. Три типа невербальных реакций
ЛимбичеÑкий мозг отвечает за наше выживание как вида. Вот почему в опаÑных ÑитуациÑÑ… он берет на ÑÐµÐ±Ñ ÑƒÐ¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ðµ нашими дейÑтвиÑми и одновременно заÑтавлÑет Ð½Ð°Ñ Ð´ÐµÐ¼Ð¾Ð½Ñтрировать доÑтаточное количеÑтво невербальных Ñмблем. Таким клаÑÑичеÑким ÑпоÑобом он когда-то защищал первобытных людей от хищников каменного века, а ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð·Ð°Ñ‰Ð¸Ñ‰Ð°ÐµÑ‚ работников от боÑÑов Ñ ÐºÐ°Ð¼ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ð¼ Ñердцем.
ИÑключительно ÑÑ„Ñ„ÐµÐºÑ‚Ð¸Ð²Ð½Ð°Ñ Ñ€ÐµÐ°ÐºÑ†Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð·Ð³Ð° на ÑтреÑÑÑ‹ или опаÑноÑти выражаетÑÑ Ð² трех формах: замри, беги и ÑражайÑÑ. Так же как другие виды животных, чей лимбичеÑкий мозг защищал их именно таким образом, люди, Ñохранившие Ñти лимбичеÑкие реакции, Ñмогли выжить, потому что Ñти Ñлементы Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð±Ñ‹Ð»Ð¸ изначально заложены в программу их нервной ÑиÑтемы. ..ПоÑкольку мы Ñмогли Ñохранить и уÑовершенÑтвовать Ñтот замечательный ÑпоÑоб уÑпешной борьбы Ñо ÑтреÑÑом или Ñ Ð¾Ð¿Ð°ÑноÑтью, и поÑкольку Ñти реакции заÑтавлÑÑŽÑ‚ наши тела подавать невербальные Ñигналы, которые помогают нам понÑÑ‚ÑŒ мыÑли, чувÑтва и Ð½Ð°Ð¼ÐµÑ€ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð»ÑŽÐ´ÐµÐ¹, то нам Ñтоит потратить какое-то Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð½Ð° подробное изучение каждой реакции.
Ð ÐµÐ°ÐºÑ†Ð¸Ñ Ð·Ð°Ð¼Ð¸Ñ€Ð°Ð½Ð¸Ñ
Чтобы первые люди Ñмогли выжить, лимбичеÑкий мозг, который доÑталÑÑ Ð½Ð°Ð¼ от животных предков, разработал Ñтратегию поведениÑ, позволÑвшую компенÑировать превоÑходÑтво хищников в Ñиле. ÐŸÐµÑ€Ð²Ð°Ñ Ð·Ð°Ñ‰Ð¸Ñ‚Ð½Ð°Ñ Ñ‚Ð°ÐºÑ‚Ð¸ÐºÐ° в Ñтой Ñтратегии лимбичеÑкой ÑиÑтемы заключалаÑÑŒ в том, чтобы в приÑутÑтвии хищника или другой опаÑноÑти иÑпользовать реакцию замираниÑ. Движение привлекает внимание, и, чтобы помочь нам выжить в опаÑных ÑитуациÑÑ…, лимбичеÑкий мозг заÑтавлÑл Ð½Ð°Ñ Ð²Ñ‹Ð±Ð¸Ñ€Ð°Ñ‚ÑŒ Ñамый Ñффективный из вÑех возможных вариантов Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ мгновенно замирать на меÑте. БольшинÑтво плотоÑдных животных броÑаютÑÑ Ð² погоню за движущимиÑÑ Ñ†ÐµÐ»Ñми, повинуÑÑÑŒ инÑтинктивному позыву «догнать, Ñхватить и укуÑить». Ðекоторые животные при Ñтолкновении Ñ Ñ…Ð¸Ñ‰Ð½Ð¸ÐºÐ°Ð¼Ð¸ не проÑто замирают, а притворÑÑŽÑ‚ÑÑ Ð¼ÐµÑ€Ñ‚Ð²Ñ‹Ð¼Ð¸, что ÑвлÑетÑÑ ÑкÑтремальной формой реакции замираниÑ.
Ðапример, отчеты о раÑÑтрелах в КолумбийÑком универÑитете и ВиргинÑком политехничеÑком инÑтитуте ÑвидетельÑтвуют о том, что Ñтуденты иÑпользовали реакцию замираниÑ, чтобы ÑпаÑтиÑÑŒ от убийц. СохранÑÑ Ð½ÐµÐ¿Ð¾Ð´Ð²Ð¸Ð¶Ð½Ð¾ÑÑ‚ÑŒ и притворÑÑÑÑŒ мертвыми, многие Ñтуденты Ñмогли оÑтатьÑÑ Ð² живых, даже когда находилиÑÑŒ вÑего в неÑкольких метрах от преÑтупников. Они инÑтинктивно копировали поведение Ñвоих далеких предков, и Ñтот прием оказалÑÑ Ð¾Ñ‡ÐµÐ½ÑŒ Ñффективным. ÐŸÐ¾Ð»Ð½Ð°Ñ Ð½ÐµÐ¿Ð¾Ð´Ð²Ð¸Ð¶Ð½Ð¾ÑÑ‚ÑŒ чаÑто может Ñделать Ð²Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ñ‡Ñ‚Ð¸ невидимым Ð´Ð»Ñ Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð¸Ñ…, и об Ñтом знает каждый Ñолдат Ñпецназа.
Ð’ Ñовременном общеÑтве Ñ€ÐµÐ°ÐºÑ†Ð¸Ñ Ð·Ð°Ð¼Ð¸Ñ€Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ñ€Ð¾ÑвлÑетÑÑ Ð² повÑедневной жизни не Ñтоль Ñвно. Ее можно заметить у людей, пойманных на меÑте преÑÑ‚ÑƒÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ð»Ð¸ уличенных во лжи. Когда люди чувÑтвуют ÑÐµÐ±Ñ Ð±ÐµÐ·Ð·Ð°Ñ‰Ð¸Ñ‚Ð½Ñ‹Ð¼Ð¸, они дейÑтвуют точно так же, как наши предки миллион лет назад — они замирают... Точно такую же реакцию демонÑтрируют на войне разведчики. Как только замирает идущий впереди, замирают вÑе оÑтальные - Ñтот Ñигнал понÑтен без Ñлов. Ð’ любом Ñлучае нашему мозгу необходимо решить, что делать в потенциально опаÑной Ñитуации.
Иногда лимбичеÑкий мозг иÑпользует еще одну разновидноÑÑ‚ÑŒ защитной реакции Ð·Ð°Ð¼Ð¸Ñ€Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ заÑтавлÑет Ð½Ð°Ñ ÑжиматьÑÑ, чтобы выглÑдеть маленькими и неприметными. Такие лимбичеÑкие реакции Ð·Ð°Ð¼Ð¸Ñ€Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð´ÐµÐ¼Ð¾Ð½Ñтрируют нашалившие дети. Ð’ каком-то ÑмыÑле Ñти беÑпомощные детишки тоже пытаютÑÑ ÑпрÑтатьÑÑ Ð½Ð° открытом меÑте, иÑÐ¿Ð¾Ð»ÑŒÐ·ÑƒÑ ÐµÐ´Ð¸Ð½Ñтвенный доÑтупный им в Ñтом положении инÑтрумент выживаниÑ.
Ð ÐµÐ°ÐºÑ†Ð¸Ñ Ð±ÐµÐ³Ñтва
Когда Ñ€ÐµÐ°ÐºÑ†Ð¸Ñ Ð·Ð°Ð¼Ð¸Ñ€Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ðµ помогает избежать опаÑноÑти или не ÑвлÑетÑÑ Ñамым лучшим выходом из ÑоздавшегоÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ (например, еÑли опаÑноÑÑ‚ÑŒ Ñлишком близко), тогда лимбичеÑкий мозг выбирает второй вариант Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ â€” реакцию бегÑтва. Само Ñобой, что бегÑтво как механизм Ð²Ñ‹Ð¶Ð¸Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ‚ оказатьÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½Ñ‹Ð¼ лишь в том Ñлучае, еÑли оно физичеÑки оÑущеÑтвимо, и поÑтому наш мозг в течение Ñ‚Ñ‹ÑÑчелетий приÑпоÑабливал наше тело к иÑпользованию Ñтой благоразумной тактики ÑпаÑениÑ. ЕÑли вы попытаетеÑÑŒ вÑпомнить вÑе типы Ñоциального взаимодейÑтвиÑ, в каких вам приходилоÑÑŒ учаÑтвовать в вашей жизни, то навернÑка припомните немало Ñлучаев, когда вы ÑтаралиÑÑŒ уÑкользнуть от нежелательного Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð¸Ñ… людей. Так же, как ребенок, ÑÐ¸Ð´Ñ Ð·Ð° обеденным Ñтолом, отворачиваетÑÑ Ð¾Ñ‚ невкуÑной еды и направлÑет Ñтопы в Ñторону выхода, взроÑлый человек может повернутьÑÑ Ñпиной к тому, кто ему не нравитÑÑ, или уклонитьÑÑ Ð¾Ñ‚ обÑÑƒÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½ÐµÐ¶ÐµÐ»Ð°Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÐ½Ð¾Ð¹ Ð´Ð»Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ темы.
С той же целью люди иÑпользуют блокирующие Ñлементы поведениÑ: зажмуриваютÑÑ, потирают глаза или закрывают лицо руками.
Чтобы увеличить диÑтанцию до человека, который Ñидит Ñ€Ñдом, можно отклонить назад туловище, поÑтавить на колени какой-нибудь предмет (Ñумочку) или развернуть Ñтопы к ближайшему выходу. Ð’Ñе Ñти Ñлементы Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ¾Ð½Ñ‚Ñ€Ð¾Ð»Ð¸Ñ€ÑƒÑŽÑ‚ÑÑ Ð»Ð¸Ð¼Ð±Ð¸Ñ‡ÐµÑким мозгом и означают, что кто-то желает диÑтанцироватьÑÑ Ð¾Ñ‚ неприÑтной ему личноÑти, группы людей или от любой потенциальной угрозы. ОпÑÑ‚ÑŒ же, наша ÑпоÑобноÑÑ‚ÑŒ понимать такое поведение объÑÑнÑетÑÑ Ñ‚ÐµÐ¼, что в течение миллионов лет люди ÑтаралиÑÑŒ держатьÑÑ ÐºÐ°Ðº можно дальше от вÑего, что нам не нравилоÑÑŒ или могло причинить вред.
Ðти дейÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð³ÑƒÑ‚ ÑопровождатьÑÑ Ð±Ð»Ð¾ÐºÐ¸Ñ€ÑƒÑŽÑ‰Ð¸Ð¼Ð¸ Ñлементами поведениÑ. Ðапример, бизнеÑмен может закрывать или тереть глаза, заÑлонÑÑ‚ÑŒ лицо руками. Он может отклонитьÑÑ Ð¾Ñ‚ Ñтола, отодвинутьÑÑ Ð¾Ñ‚ оппонента или развернуть Ñтопы в направлении ближайшего выхода. Подобные Ñлементы Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ðµ ÑвлÑÑŽÑ‚ÑÑ Ð¿Ñ€Ð¸Ð·Ð½Ð°ÐºÐ°Ð¼Ð¸ обмана, а Ñкорее указывают на то, что человек чувÑтвует ÑÐµÐ±Ñ Ð½ÐµÐºÐ¾Ð¼Ñ„Ð¾Ñ€Ñ‚Ð½Ð¾. Ð’Ñе Ñти формы древней как мир реакции бегÑтва называютÑÑ Ð´Ð¸Ñтанцирующими Ñигналами невербального Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ означают, что бизнеÑмен недоволен тем, что проиÑходит за Ñтолом переговоров.
Ð ÐµÐ°ÐºÑ†Ð¸Ñ Ð±Ð¾Ñ€ÑŒÐ±Ñ‹
Ð ÐµÐ°ÐºÑ†Ð¸Ñ Ð±Ð¾Ñ€ÑŒÐ±Ñ‹ — Ñто агреÑÑÐ¸Ð²Ð½Ð°Ñ Ñ‚Ð°ÐºÑ‚Ð¸ÐºÐ°, которую лимбичеÑкий мозг иÑпользует как поÑледнее ÑредÑтво Ñтратегии выживаниÑ. Когда человеку, который ÑтолкнулÑÑ Ñ Ð¾Ð¿Ð°ÑноÑтью, замирание не помогает оÑтатьÑÑ Ð½ÐµÐ·Ð°Ð¼ÐµÑ‡ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ð¼ и он не может уÑкользнуть или удалитьÑÑ Ð½Ð° безопаÑное раÑÑтоÑние, тогда ему оÑтаетÑÑ Ñ‚Ð¾Ð»ÑŒÐºÐ¾ ÑражатьÑÑ Ð·Ð° Ñвою жизнь. По мнению профеÑÑора Джека ПанкÑеппа, ÑпециалиÑта по поведению животных из УниверÑитета Боулинг, в процеÑÑе нашей Ñволюции как вида мы, подобно другим млекопитающим, научилиÑÑŒ превращать Ñтрах в ÑроÑÑ‚ÑŒ, помогающую уÑпешно отразить нападение. Однако в Ñовременном мире физичеÑкие проÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑроÑти могут оказатьÑÑ Ð½ÐµÐ¿Ñ€Ð¸ÐµÐ¼Ð»ÐµÐ¼Ñ‹Ð¼Ð¸ или даже незаконными, и поÑтому лимбичеÑкий мозг разработал на оÑнове примитивной реакции борьбы другие, более изощренные приемы.
Одним из Ñовременных проÑвлений агреÑÑии ÑвлÑетÑÑ Ñпор. Ð’ ÑущноÑти, жаркий Ñпор — Ñто та же борьба, только без иÑÐ¿Ð¾Ð»ÑŒÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑредÑтв физичеÑкого воздейÑтвиÑ.СегоднÑшние гражданÑкие Ñудебные процеÑÑÑ‹ еÑÑ‚ÑŒ не что иное, как одобренные общеÑтвом виды борьбы или агреÑÑии, в которых обе Ñтороны агреÑÑивно оÑпаривают две противоположные точки зрениÑ. Однако тот факт, что ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð»ÑŽÐ´Ð¸ выÑÑнÑÑŽÑ‚ Ð¾Ñ‚Ð½Ð¾ÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ñ‰ÑŒÑŽ физичеÑких ÑредÑтв гораздо реже, чем в другие периоды нашей иÑтории, вовÑе не означает, что лимбичеÑкий мозг иÑключил борьбу из Ñвоего защитного арÑенала.
ÐеÑÐ¼Ð¾Ñ‚Ñ€Ñ Ð½Ð° то что одни люди Ñклонны к наÑилию больше других, наша лимбичеÑÐºÐ°Ñ Ñ€ÐµÐ°ÐºÑ†Ð¸Ñ Ð½Ð°Ñ…Ð¾Ð´Ð¸Ñ‚ много ÑпоÑобов проÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¸Ð¼Ð¾ ударов, пинков и укуÑов. Ð’Ñ‹ можете быть крайне агреÑÑивным, ÑовÑем не Ð¿Ñ€Ð¸Ð±ÐµÐ³Ð°Ñ Ðº физичеÑкому контакту. Ð”Ð»Ñ Ñтого доÑтаточно иÑпользовать угрожающую позу, взглÑд, выпÑтить грудь или вторгнутьÑÑ Ð² личное проÑтранÑтво другого человека. Угроза нашему личному проÑтранÑтву провоцирует лимбичеÑкую реакцию индивидуальном уровне. Когда человек иÑпользует реакцию борьбы Ð´Ð»Ñ Ñ„Ð¸Ð·Ð¸Ñ‡ÐµÑкого нападениÑ, его поведение понÑтно вÑем.
Ðо чаще проÑвлÑÑŽÑ‚ÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ тонкие формы поведениÑ, ÑвÑзанные Ñ Ñ€ÐµÐ°ÐºÑ†Ð¸ÐµÐ¹ борьбы. Так же как мы замечаем модифицированные Ð²Ñ‹Ñ€Ð°Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð»Ð¸Ð¼Ð±Ð¸Ñ‡ÐµÑких реакций Ð·Ð°Ð¼Ð¸Ñ€Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ бегÑтва, Ñовременные правила Ð¿Ñ€Ð¸Ð»Ð¸Ñ‡Ð¸Ñ Ñ‚Ñ€ÐµÐ±ÑƒÑŽÑ‚, чтобы мы воздерживалиÑÑŒ от реализации нашей примитивной ÑклонноÑти к драке в угрожающих ÑитуациÑÑ…. ПоÑкольку Ñ€ÐµÐ°ÐºÑ†Ð¸Ñ Ð±Ð¾Ñ€ÑŒÐ±Ñ‹ Ñлужит поÑледней надеждой на ÑпаÑение от угрозы и иÑпользуетÑÑ Ñ‚Ð¾Ð»ÑŒÐºÐ¾ поÑле того, как тактичеÑкие приемы Ð·Ð°Ð¼Ð¸Ñ€Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ бегÑтва не Ñрабатывают, то вам Ñледует по возможноÑти ее избегать. Ð’ ÑоÑтоÑнии Ñмоционального возбуждениÑ, которое возникает в результате хорошей драки, мы почти терÑем ÑпоÑобноÑÑ‚ÑŒ раÑÑуждать здраво. ДÑниел Го-Улман объÑÑнÑет Ñто тем, что лимбичеÑкий мозг, которому необходимо иÑпользовать вÑе доÑтупные Мозговые реÑурÑÑ‹, проÑто-напроÑто отключает наши когнитивные ÑпоÑобноÑти.Тщательно изучать Ñлементы невербального Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ…Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ еще и потому, что иногда они могут предупредить Ð²Ð°Ñ Ð¾ намерении какого-то человека применить по отношению к вам физичеÑкую Ñилу и тем Ñамым дать вам Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð½Ð° то, чтобы избежать потенциального конфликта. Ðевербальное общение может Ñказать о человеке гораздо больше, чем мы можем понÑÑ‚ÑŒ из Ñлов Ñамого человека. ЕÑли между Ð´Ð²ÑƒÐ¼Ñ Ð¸Ñточниками информации (вербальным и невербальным) возникает противоречие: говорит человек одно, а на лице у него напиÑано ÑовÑем другое, то, очевидно, большего Ð´Ð¾Ð²ÐµÑ€Ð¸Ñ Ð·Ð°Ñлуживает Ð½ÐµÐ²ÐµÑ€Ð±Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð°Ñ Ð¸Ð½Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð°Ñ†Ð¸Ñ. ÐвÑтралийÑкий ÑпециалиÑÑ‚ Ð. Пиз утверждает, что Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ñ‰ÑŒÑŽ Ñлов передаетÑÑ 7 % информации, звуковых ÑредÑтв - 38%, мимики, жеÑтов, позы - 55%. Иными Ñловами, не Ñтоль значимо, что говоритÑÑ, а как Ñто делаетÑÑ.
Ðевербальные Ñлементы
Ðевербальное общение оÑущеÑтвлÑетÑÑ Ð½Ð° Ñзыке движений, интонаций, поз, мимики и жеÑтов. Ðо жеÑÑ‚Ñ‹, которые приÑущи одному человеку, могут быть вовÑе не знакомы другому, Ñто объÑÑнÑетÑÑ Ð¿ÑихологичеÑкими оÑобенноÑÑ‚Ñми данного человека, его культурной, Ñоциальной и национальной идентификацией.
Ðа какие же невербальные Ñлементы Ñледует обращать внимание во Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÐ½Ð¸Ñ?
- Мимика;
- ЖеÑÑ‚Ñ‹:
- РитмичеÑкие жеÑÑ‚Ñ‹;
- Ðмоциональные жеÑÑ‚Ñ‹;
- Указательные жеÑÑ‚Ñ‹;
- Изобразительные жеÑÑ‚Ñ‹;
- СимволичеÑкие жеÑÑ‚Ñ‹.
- ДвижениÑ:
- Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑкÑпреÑÑивно-выразительные, мимика, жеÑÑ‚Ñ‹ и походка человека;
- тактильные Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑкÑпреÑÑивно – рукопожатие, похлопывание по Ñпине, прикоÑÐ½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ поцелуи;
- взглÑд визуально-контактный – направление взглÑда, его длительноÑÑ‚ÑŒ и чаÑтота визуального контакта;
- проÑтранÑтвенные Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ â€“ ориентациÑ, диÑтанциÑ.
К ÑредÑтвам кинеÑики (внешние проÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ‡ÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÑ‡ÐµÑких чувÑтв и Ñмоций) отноÑÑÑ‚ выражение лица, мимику, жеÑтикулÑцию, позы, визуальную коммуникацию (движение глаз, взглÑды). Ðти невербальные компоненты неÑут также большую информационную нагрузку. Ðаиболее показательными ÑвлÑÑŽÑ‚ÑÑ Ñлучаи, когда к помощи кинеÑики прибегают люди, говорÑщие на разных Ñзыках. ЖеÑтикулÑÑ†Ð¸Ñ Ð¿Ñ€Ð¸ Ñтом ÑтановитÑÑ ÐµÐ´Ð¸Ð½Ñтвенно возможным ÑредÑтвом Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ выполнÑет Ñугубо коммуникативную функцию.
ПрокÑемика объединÑет Ñледующие характериÑтики: раÑÑтоÑÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñƒ коммуникантами при различных видах общениÑ, их векторные направлениÑ. Ðередко в облаÑÑ‚ÑŒ прокÑемики включают тактильную коммуникацию (прикоÑновениÑ, похлопывание адреÑата по плечу и Ñ‚. д.), ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°Ñ Ñ€Ð°ÑÑматриваетÑÑ Ð² рамках аÑпекта межÑубъектного диÑтантного поведениÑ. ПрокÑемичеÑкие ÑредÑтва также выполнÑÑŽÑ‚ разнообразные функции в общении. Так, например, Ñ‚Ð°ÐºÑ‚Ð¸Ð»ÑŒÐ½Ð°Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¼ÑƒÐ½Ð¸ÐºÐ°Ñ†Ð¸Ñ ÑтановитÑÑ Ñ‡ÑƒÑ‚ÑŒ ли не единÑтвенным инÑтрументом Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ñлепоглухонемых (чиÑто ÐºÐ¾Ð¼Ð¼ÑƒÐ½Ð¸ÐºÐ°Ñ‚Ð¸Ð²Ð½Ð°Ñ Ñ„ÑƒÐ½ÐºÑ†Ð¸Ñ). СредÑтва прокÑемики также выполнÑÑŽÑ‚ регулирующую функцию при общении. Так, раÑÑтоÑÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñƒ коммуникантами во Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ñ€ÐµÑ‡ÐµÐ²Ð¾Ð³Ð¾ Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÐµÐ»ÑÑŽÑ‚ÑÑ Ñ…Ð°Ñ€Ð°ÐºÑ‚ÐµÑ€Ð¾Ð¼ их отношений (официальные / неофициальные, интимные / публичные). Кроме того, кинеÑичеÑкие и прокÑемичеÑкие ÑредÑтва могут выполнÑÑ‚ÑŒ роль метакоммуникативных маркеров отдельных фаз речевого Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÐ½Ð¸Ñ (Ðапример, ÑнÑтие головного убора, рукопожатие, приветÑтвенный или прощальный поцелуй и Ñ‚. п. )
Ð’ принципе, к невербальной Ñфере отноÑÑÑ‚ÑÑ Ñиленциальные и акциональные компоненты общениÑ. Ðкциональные компоненты предÑтавлÑÑŽÑ‚ Ñобой дейÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¼ÑƒÐ½Ð¸ÐºÐ°Ð½Ñ‚Ð¾Ð², Ñопровождающие речь. Ðапример, в ответ на проÑьбу говорÑщего что-либо Ñделать (Ñкажем, включить Ñвет, передать газету и Ñ‚. д.) адреÑат может выполнить требуемое дейÑтвие. Таким образом, невербальные дейÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð³ÑƒÑ‚ чередоватьÑÑ Ñ Ð²ÐµÑ€Ð±Ð°Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ð¼Ð¸ в процеÑÑе коммуникации. Тем не менее природа таких невербальных дейÑтвий Ñугубо поведенчеÑÐºÐ°Ñ (практичеÑкаÑ).
Ðевербальными по Ñвоей Ñути ÑвлÑÑŽÑ‚ÑÑ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð¾Ð½ÐµÐ½Ñ‚Ñ‹ и других ÑемиотичеÑких ÑиÑтем (например, изображениÑ, ÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÑƒÐ»ÑŒÑ‚ÑƒÑ€Ñ‹, формулы Ñтикета и Ñ‚. д.), а также предметный, или Ñитуативный, мир. Под ним понимаютÑÑ Ð¾Ð±ÑŠÐµÐºÑ‚Ñ‹, окружающие учаÑтников коммуникации, а также Ñитуации, в которых они занÑÑ‚Ñ‹.
Ð¥Ð¾Ñ‚Ñ Ð²ÐµÑ€Ð±Ð°Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ðµ Ñимволы (Ñлова) — оÑновное наÂше ÑредÑтво Ð´Ð»Ñ ÐºÐ¾Ð´Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸Ð´ÐµÐ¹, предназначенных к передаче, мы иÑпользуем и невербальные Ñимволы Ð´Ð»Ñ Ñ‚Ñ€Ð°Ð½ÑлÑции Ñообщений. ЗачаÑтую Ð½ÐµÐ²ÐµÑ€Ð±Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð°Ñ Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ´Ð°Ñ‡Ð° проиÑÂходит одновременно Ñ Ð²ÐµÑ€Ð±Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð¾Ð¹ и может уÑиливать или изменÑÑ‚ÑŒ ÑмыÑл Ñлов. Обмен взглÑдами, выражение лица, например, улыбки и Ð²Ñ‹Ñ€Ð°Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½ÐµÐ¾Ð´Ð¾Ð±Ñ€ÐµÐ½Ð¸Ñ, поднÑтые в недоумении брови, живой или оÑтановившийÑÑ Ð²Ð·Ð³Ð»Ñд, взглÑд Ñ Ð²Ñ‹Ñ€Ð°Ð¶ÐµÂнием Ð¾Ð´Ð¾Ð±Ñ€ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ð»Ð¸ Ð½ÐµÐ¾Ð´Ð¾Ð±Ñ€ÐµÐ½Ð¸Ñ â€” вÑе Ñто примеры невербальной коммуникации.
Культурные Ñ€Ð°Ð·Ð»Ð¸Ñ‡Ð¸Ñ Ð½ÐµÐ²ÐµÑ€Ð±Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð¾Ð³Ð¾ общениÑ
Как и ÑемантичеÑкие барьеры, культурные Ñ€Ð°Ð·Ð»Ð¸Ñ‡Ð¸Ñ Ð¿Ñ€Ð¸ обмене невербальной информацией могут Ñоздавать значительные преграды Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ. Один и тот же жеÑÑ‚ или выразительное движение у разных народов означает разные вещи. ПоÑтому при общении Ñ Ð¸Ð½Ð¾Ñтранцами лучше вÑего придерживатьÑÑ Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð¸Ð»Ð°: еÑли неизвеÑтны точные Ð·Ð½Ð°Ñ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¶ÐµÑтов, лучше вообще их иÑключить.
Так, принÑв от Ñпонца визитную карточку, Ñледует Ñразу же прочитать ее и уÑвоить. ЕÑли вы положите ее в карман, вы тем Ñамым Ñообщите Ñпонцу, что его Ñчитают неÑущеÑтвенным человеком.
Еще один пример культурных различий в невербальной коммуникации — ÑклонноÑÑ‚ÑŒ американцев Ñ Ð½ÐµÐ´Ð¾ÑƒÐ¼ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ реагировать на "каменное выражение" лица у ÑобеÑедников, в то Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ ÐºÐ°Ðº улыбка не чаÑто гоÑтит на лицах руÑÑких и немцев.
ЕÑли в Голландии повернуть указательным пальцем у виÑка, Ð¿Ð¾Ð´Ñ€Ð°Ð·ÑƒÐ¼ÐµÐ²Ð°Ñ ÐºÐ°ÐºÑƒÑŽ-то глупоÑÑ‚ÑŒ, то Ð½Ð°Ñ Ð½Ðµ поймут. Там Ñтот жеÑÑ‚ означает, что кто-то Ñказал очень оÑтроумную фразу.
Ð“Ð¾Ð²Ð¾Ñ€Ñ Ð¾ Ñебе, европеец показывает рукой на грудь, а Ñпонец - на ноÑ.
Ð’ СШÐ, например: «ноль», образованный большим и указательным пальцем, говорит: «вÑе нормально», «вÑе о’кей». Ð’ Японии Ñтот же жеÑÑ‚ означает проÑто «деньги», во Франции - ноль. Ð’ Португалии и некоторых других Ñтранах он вообще воÑпринимаетÑÑ ÐºÐ°Ðº неприличный.
ИтальÑнец или француз, еÑли Ñчитает какую-либо идею глупой, выразительно Ñтукнет ладонью по лбу, как бы воÑклицает: «Да Ñ‚Ñ‹ Ñ ÑƒÐ¼Ð° Ñошел!» Рбританец или иÑпанец Ñтим же жеÑтом показывает, как он доволен Ñобой.
ЕÑли голландец, Ñтуча ÑÐµÐ±Ñ Ð¿Ð¾ лбу, вытÑгивает указательный палец вверх, Ñто означает, что он по доÑтоинÑтву оценил наш ум. Палец же в Ñторону указывает, что Ñлегка «поехала крыша».
Ðемец в знак воÑÑ…Ð¸Ñ‰ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ‡ÑŒÐµÐ¹-то идеей поднимает вверх брови. У англичанина тот же жеÑÑ‚ означает крайний Ñкептицизм.
Европейцы в общении не придают оÑобой роли левой или правой руке. Ðо нужно быть оÑторожным на Ближнем ВоÑтоке: Ð½ÐµÐ»ÑŒÐ·Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ñƒ-либо протÑнуть еду, деньги или подарок левой рукой, Ñтим можно нанеÑти оÑкорбление ÑобеÑеднику, так как у тех, кто иÑповедует иÑлам, она ÑчитаетÑÑ Ð½ÐµÑ‡Ð¸Ñтой.
Ð’ ходе деловых вÑтреч можно обращатьÑÑ Ð¿Ð¾ имени:
- в ÐвÑтралии, так как отÑутÑтвие формальноÑтей ÑвлÑетÑÑ Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð¸Ð»Ð¾Ð¼ в Ñтой Ñтране;
- в Китае, так как у китайцев Ð¸Ð¼Ñ - Ñто одновременно и фамилиÑ.
Ðикогда не предлагайте дорогие подарки хозÑевам вÑтречи в Китае, так как, еÑли они не могут ответить взаимноÑтью, то почувÑтвуют ÑÐµÐ±Ñ ÑƒÐ½Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ð¼Ð¸.
Ð’Ð¸Ð·Ð¸Ñ‚Ð½Ð°Ñ ÐºÐ°Ñ€Ñ‚Ð¾Ñ‡ÐºÐ° вызывает уважение:
- в Японии - наличие визитной карточки у Ñлужащего завиÑит от его работодателÑ;
- на Тайване - здеÑÑŒ она характеризует ранг и ÑÑ‚Ð°Ñ‚ÑƒÑ Ð»Ð¸Ñ†Ð°.
При ведении дел в Японии необходимо Ñоблюдать Ñледующие правила:
- не прикаÑатьÑÑ Ðº кому-либо;
- не оÑтавлÑÑ‚ÑŒ палочки Ð´Ð»Ñ ÐµÐ´Ñ‹ в риÑе;
- не приглашать людей в более дорогие реÑтораны, чем те, куда приглаÑили ВаÑ.
Обильные завтраки неумеÑтны везде, за иÑключением СШÐ, так как именно американцы и изобрели Ñти завтраки.
Ð’ Ñ€Ñде Ñтран цвету придают ÑмыÑл. У корейцев напиÑать Ð¸Ð¼Ñ Ñ‡ÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐºÐ° краÑным означает его Ñмерть
Врожденные, ГенетичеÑкие, Приобретенные и Культурно ОбуÑловленные Сигналы
ÐеÑÐ¼Ð¾Ñ‚Ñ€Ñ Ð½Ð° то, что проделано много иÑÑледований, ведутÑÑ Ð³Ð¾Ñ€Ñчие диÑкуÑÑии по поводу того, ÑвлÑÑŽÑ‚ÑÑ Ð»Ð¸ невербальные Ñигналы врожденными или приобретенными, передаютÑÑ Ð»Ð¸ они генетичеÑки или приобретаютÑÑ ÐºÐ°ÐºÐ¸Ð¼-то другим путем. ДоказательÑтва были получены через Ð½Ð°Ð±Ð»ÑŽÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð·Ð° Ñлепыми, глухими, и глухонемыми людьми, которые не могли бы обучитьÑÑ Ð½ÐµÐ²ÐµÑ€Ð±Ð°Ð»Ð¸ÐºÐµ Ð±Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð´Ð°Ñ€Ñ Ñлуховым или зрительным рецепторам. ПроводилиÑÑŒ также наблюдеÂÐ½Ð¸Ñ Ð·Ð° жеÑтикулÑрным поведением различных наций и изучалоÑÑŒ поведение наших ближайших антропологичеÑких родÑтвенников - обезьÑн и макак.
Ðемецкий ученый Ðйбль - ÐйбеÑфельдт уÑтановил, что ÑпоÑобÂноÑÑ‚ÑŒ улыбатьÑÑ Ð³Ð»ÑƒÑ…Ð¸Ñ… или Ñлепых от Ñ€Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´ÐµÑ‚ÐµÐ¹ проÑвлÑетÑÑ Ð±ÐµÐ· вÑÑкого Ð¾Ð±ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ð»Ð¸ копированиÑ, что подтверждает гипотезу о врожденных жеÑтах.
Во вÑем мире оÑновные коммуникационные жеÑÑ‚Ñ‹ не отличаютÑÑ Ð´Ñ€ÑƒÐ³ от друга. Когда люди ÑчаÑтливы, они улыбаютÑÑ, когда они печальны - они хмурÑÑ‚ÑÑ, когда ÑердÑÑ‚ÑÑ - у них Ñердитый взглÑд.
Кивание головой почти во вÑем мире обозначает "да" или утÂверждение. Похоже, что Ñто врожденный жеÑÑ‚, так как он также иÑпользуетÑÑ Ð³Ð»ÑƒÑ…Ð¸Ð¼Ð¸ и Ñлепыми людьми. Покачивание головой Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±Ð¾Ð·Ð½Ð°Ñ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ñ‚Ñ€Ð¸Ñ†Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸Ð»Ð¸ неÑоглаÑÐ¸Ñ ÑвлÑетÑÑ Ñ‚Ð°ÐºÐ¶Ðµ униÂверÑальным, и может быть одним из жеÑтов, изобретенных в детÑтве.
ПроÑледить проиÑхождение некоторых жеÑтов можно на примере нашего первобытнообщинного прошлого. ОÑкаливание зубов ÑохранилоÑÑŒ от акта Ð½Ð°Ð¿Ð°Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð° противника и до Ñих пор иÑпользуетÑÑ Ñовременным человеком, когда он злобно уÑмехаетÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ проÑвлÑет Ñвою враждебноÑÑ‚ÑŒ каким-то другим ÑпоÑобом. Улыбка первоначально была Ñимволом угрозы, но ÑегоднÑ, в ÑовокупноÑти Ñ Ð´Ñ€ÑƒÐ¶ÐµÐ»ÑŽÐ±Ð½Ñ‹Ð¼Ð¸ жеÑтами, она обозначает удовольÑтвие или доброжелательноÑÑ‚ÑŒ.
ЖеÑÑ‚ "пожимание плечами" ÑвлÑетÑÑ Ñ…Ð¾Ñ€Ð¾ÑˆÐ¸Ð¼ примером универÑального жеÑта, который обозначает, что человек не знает или не понимает, о чем речь. Ðто комплекÑный жеÑÑ‚, ÑоÑтоÑщий из трех компонентов: развернутые ладони, поднÑтые плечи поднÑтые брови.
Как любой Ñзык, Ñзык тела ÑоÑтоит из Ñлов, предложений и знаков пунктуации. Каждый жеÑÑ‚ подобен одному Ñлову, а Ñлово может иметь неÑколько различных значений. ПолноÑтью понÑÑ‚ÑŒ значение Ñтого Ñлова вы можете только тогда, когда вÑтавите Ñто Ñлово в предложение нарÑду Ñ Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð¸Ð¼Ð¸ Ñловами. ЖеÑÑ‚Ñ‹ поÑтупают в форме "предложений" и точно говорÑÑ‚ о дейÑтвительном ÑоÑтоÑнии, наÑтроении и отношении человека. Ðаблюдательный человек может прочитать Ñти невербальные Ð¿Ñ€ÐµÐ´Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ Ñравнить их Ñо ÑловеÑными предложениÑми говорÑщего.
Комментарии (1):
Тест на выраженность непосредственного, естественного невербального поведения (Nonverbal Immediacy Scale-Self Report) – онлайн: на сайте Лаборатория психотехники