Опека - тактика семейного воспитания
Автор: А.В. Петровский
По Ñути, диктат родителей и опека - ÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð³Ð¾ порÑдка. Ð Ð°Ð·Ð»Ð¸Ñ‡Ð¸Ñ Ð² форме, а не в ÑущеÑтве. Да, разумеетÑÑ, диктат предполагает наÑилие, приказ, жеÑткий авторитаризм, а опека - заботу, ограждение от трудноÑтей, лаÑковое учаÑтие. Однако результат во многом Ñовпадает: у детей отÑутÑтвуют ÑамоÑтоÑтельноÑÑ‚ÑŒ, инициатива, они так или иначе отÑтранены от Ñ€ÐµÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñов, их каÑающихÑÑ, тем более, общих проблем Ñемьи.
Возникающий еще в раннем детÑтве импульÑ, почти инÑтинкт "Я Ñам", уÑтупает меÑто вÑлому безразличию: "ПуÑÑ‚ÑŒ мама, пуÑÑ‚ÑŒ папа Ñделают, решат, помогут". "Диктат Ñнизу" - деÑпотизм ребенка, о котором было только что Ñказано, - Ñто тоже Ð¾Ð±Ð¾Ñ€Ð¾Ñ‚Ð½Ð°Ñ Ñторона чрезмерной опеки, утверждающей ребенка в позиции маленького божка. Однако вовÑе не обÑзательно опека порождает крайноÑти деÑпотичеÑкого поведениÑ. Ðтого может и не быть, еÑли родители не терÑÑŽÑ‚ чувÑтва ÑобÑтвенного доÑтоинÑтва и умеют заÑтавить ÑÐµÐ±Ñ ÑƒÐ²Ð°Ð¶Ð°Ñ‚ÑŒ. Ðо и в Ñтом Ñлучае негативные поÑледÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ Ð¾Ð¿ÐµÐºÐ¸ как тактики Ñемейного воÑÐ¿Ð¸Ñ‚Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ð±Ñзательно ÑкажутÑÑ.
Ð’Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñ Ð¾Ð± активном формировании личноÑти ребенка отходит на второй план. Ðа аванÑцену педагогичеÑкого дейÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ Ð²Ñ‹Ñ…Ð¾Ð´Ð¸Ñ‚ Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð°Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ð° - удовлетворение потребноÑтей ребенка и ограждение его от трудноÑтей. Опека как воÑÐ¿Ð¸Ñ‚Ð°Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÐ½Ð°Ñ Ñ‚Ð°ÐºÑ‚Ð¸ÐºÐ° - откровенный враг трудового воÑпитаниÑ, потому что опекаемого, прежде вÑего, ограждают от трудовых уÑилий и ответÑтвенноÑти. Погубить человека Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ñ‰ÑŒÑŽ чрезмерной опеки, в общем-то, легче, чем оÑчаÑтливить.
Ð’ÑпоминаетÑÑ Ð¾ÑÑ‚Ñ€Ð¾ÑƒÐ¼Ð½Ð°Ñ Ñказка одного из Ñовременных пиÑателей. ЗдеÑÑŒ фигурируют традиционные перÑонажи: отец, мачеха, Ñ€Ð¾Ð´Ð½Ð°Ñ Ð´Ð¾Ñ‡ÐºÐ°, падчерица. Конечно, мачеха ÑтремитÑÑ Ð¿Ð¾Ð³ÑƒÐ±Ð¸Ñ‚ÑŒ поÑтылую падчерицу и оÑчаÑтливить любимую дочку. И, конечно, вÑе Ñто проиÑходит при полном непротивлении отца, души не чающего в злодейке-мачехе. Однако Ñказка не течет по знакомому руÑлу.
Мачеха обнаруживает незаурÑдные ÑпоÑобноÑти и, во вÑÑком Ñлучае, в Ñоциальной пÑихологии Ñемейных отношений превоÑходно ориентируетÑÑ. Она уÑтраивает так, что на перинах нежитÑÑ Ð½Ðµ ее Ñ€Ð¾Ð´Ð½Ð°Ñ Ð´Ð¾Ñ‡ÐºÐ°, а ненавиÑÑ‚Ð½Ð°Ñ Ð¿Ð°Ð´Ñ‡ÐµÑ€Ð¸Ñ†Ð°. Она же, Ñта падчерица, Ñладко еÑÑ‚, Ñладко пьет да на Ñводную ÑеÑтрицу покрикивает. Рта веÑÑŒ день в работе и в леÑу, и в поле, и дома. Коварный план приноÑит Ñвои плоды. Как и Ñледовало ожидать, поÑвлÑетÑÑ Ð¿Ñ€ÐµÐºÑ€Ð°Ñный принц и, конечно же, влюблÑетÑÑ Ð² Ñкромную, работÑщую и умную мачехину дочку и Ñо Ñмехом отворачиваетÑÑ Ð¾Ñ‚ падчерицы, дурехи, бездельницы и Ñладкоежки... Что же, Ñта Ñказка имеет глубокий ÑмыÑл и неплохо иллюÑтрирует возможные плоды опеки как ÑиÑтемы воÑпитаниÑ.
Родители, которые поÑтоÑнно озабочены тем, чтобы на их Ð´Ð¸Ñ‚Ñ Ð½Ðµ ÑвалилиÑÑŒ какие-либо житейÑкие трудноÑти, чтобы не него, упаÑи боже, не дунул ветер повÑедневноÑти, чтобы его не продуло в парной атмоÑфере Ñемейной оранжереи, фактичеÑки делают вÑÑŽ работу за него. Они, по ÑущеÑтву, отказываютÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ÑƒÐ¼Ð°Ñ‚ÑŒ о Ñерьезной подготовке подроÑтка к Ñтолкновению Ñ Ñ€ÐµÐ°Ð»ÑŒÐ½Ð¾Ñтью за порогом родного дома. Ð, Ñледовательно, оказывают дурную уÑлугу родному дитÑти, которому, Ñкажем прÑмо, никто в дальнейшем, кроме них, подÑтилать перинку не Ñтанет.
Ðо вот интереÑное обÑтоÑтельÑтво. По данным пÑихологичеÑких наблюдений, именно Ñта ÐºÐ°Ñ‚ÐµÐ³Ð¾Ñ€Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ñ€Ð¾Ñтков дает наибольшее чиÑло Ñрывов и "воÑÑтаний" в переходном возраÑте. Как раз Ñти дети, которым, казалоÑÑŒ бы, и жаловатьÑÑ Ð½Ðµ на что, наÑтолько вольготно они уÑтроилиÑÑŒ в Ñемейном гнездышке, начинают бунтовать против родительÑкой опеки. Ð’ чем дело? ÐеблагодарноÑÑ‚ÑŒ? Ðо она тоже должна иметь Ñвои объÑÑнениÑ. Что же еще?
Однако объÑÑнить Ñто не так уж трудно. Как ÑвидетельÑтвуют данные возраÑтной пÑихологии, центральным новообразованием в подроÑтковом возраÑте ÑтановитÑÑ Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð¸Ñ€ÑƒÑŽÑ‰ÐµÐµÑÑ "чувÑтво взроÑлоÑти", Ñтремление еÑли не быть, то во вÑÑком Ñлучае ÑчитатьÑÑ Ð²Ð·Ñ€Ð¾Ñлым. Ð’Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ°ÑŽÑ‰Ð°Ñ Ð½Ð¾Ð²Ð°Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð¸Ñ†Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ñ€Ð¾Ñтка, который вÑÑчеÑки ÑтремитÑÑ ÑƒÑ‚Ð²ÐµÑ€Ð´Ð¸Ñ‚ÑŒ Ñвою незавиÑимоÑÑ‚ÑŒ, вÑтупает в противоречие Ñ Ð¿Ð¾Ð²Ñедневной опекой, и Ñто ÑтановитÑÑ Ð¿Ð¾Ñ‡Ð²Ð¾Ð¹, порождающей конфликты и протеÑÑ‚.
Вчера еще мать Ñанкционировала выбор друзей, выбирала одежду и обувь по Ñвоему вкуÑу, заботливо заматывала шарфом шею и заÑтегивала верхнюю пуговицу пальто - Ñ‚Ñ‹ подвержен проÑтуде! - проверÑла домашние заданиÑ, Ñ‚Ñнула из рук Ñ‚Ñжелый чемодан - отдай папе, не забудь, что у Ñ‚ÐµÐ±Ñ Ð±Ñ‹Ð»Ð¾ раÑширение паховых колец, Ñ‚Ñ‹ что, грыжу хочешь заработать! И Ñто принималоÑÑŒ как должное. Ð ÑегоднÑ...
- Чтобы Ñ Ñ‚Ð°ÐºÐ¾Ðµ надел?! Ð’Ñ‹ мне еще ÑлюнÑвчик нацепите и пинеточки! - У Ð½Ð°Ñ Ð²Ñе ребÑта ходÑÑ‚ без шапок. Ðу что ж Ñ Ñ‚Ð¾Ð³Ð¾, что воÑемнадцать градуÑов. У Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð²Ð¾Ð½ какие волоÑÑ‹ гуÑтые, никакой мороз не возьмет. - Давайте договоримÑÑ Ñ€Ð°Ð· и навÑегда. Мой дневник не календарь - нечего туда каждый день заглÑдывать. Слышал, Ñлышал, как папа училÑÑ. Ваш аршин - не Ð¼ÐµÐ¶Ð´ÑƒÐ½Ð°Ñ€Ð¾Ð´Ð½Ð°Ñ Ð¼ÐµÑ€Ð°...
По вÑем позициÑм - афронт. И понÑÑ‚ÑŒ что-либо родителÑм трудно, и Ñделать ничего нельзÑ: вÑе вÑтречаетÑÑ Ð² штыки - подозрительно, непримиримо. ПожинаютÑÑ Ð¿Ð»Ð¾Ð´Ñ‹ чрезмерной опеки; пружина, ÑÐ¶Ð°Ñ‚Ð°Ñ Ð´Ð¾ предела, раÑпрÑмлÑетÑÑ, Ð»Ð¾Ð¼Ð°Ñ ÑложившуюÑÑ ÑиÑтему Ñемейных отношений. Бунт против лаÑковой опеки папы и мамы по Ñвоим поÑледÑтвиÑм мало чем отличаетÑÑ Ð¾Ñ‚ борьбы против родительÑкого жеÑткого диктата. Форма протеÑта может быть разной - от холодной вежливоÑти отÑÑ‚Ñ€Ð°Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ Ð¾Ñ‚Ñ‡ÑƒÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð¾ грубого, безжалоÑтного отпора. Ðто уже завиÑит от индивидуальных оÑобенноÑтей личноÑти подроÑтка и характера реакции родителей на ÑкладывающуюÑÑ Ñитуацию.
Трудно дать рецепт, как веÑти ÑÐµÐ±Ñ Ð² Ñтой критичеÑкой Ñитуации родителÑм. По вÑей вероÑтноÑти, нет такого рецепта, годного Ð´Ð»Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð¹ Ñемьи. Одно очевидно - Ñледует решительно переÑмотреть ÑиÑтему отношений Ñ Ñыном или дочерью. Ðайти пути гибкого перехода от того типа общениÑ, который характеризуетÑÑ "моралью поÑлушаниÑ", к типу отношений, ÑпецифичеÑких Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð·Ñ€Ð¾Ñлых людей.
Конечно, взроÑлому человеку крайне трудно преодолеть инерцию ÑложившихÑÑ Ð¾Ñ‚Ð½Ð¾ÑˆÐµÐ½Ð¸Ð¹ Ñ Ð´ÐµÑ‚ÑŒÐ¼Ð¸. Многие раÑÑуждают так: "Какой же он взроÑлый, он и ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ ÐºÐ°Ðº Ñледует шею и уши вымыть не умеет", "ВзроÑлый, а копейки в жизни не заработал ÑамоÑтоÑтельно". Так-то оно так, да только взроÑлоÑÑ‚ÑŒ Ñта мерÑетÑÑ Ñ Ð´Ð²ÑƒÑ… Ñторон разными мерками.
Родители принимают во внимание отноÑительную ÑтабильноÑÑ‚ÑŒ жизненной Ñитуации подроÑтка (он был и оÑтаетÑÑ ÑˆÐºÐ¾Ð»ÑŒÐ½Ð¸ÐºÐ¾Ð¼, материально полноÑтью от них завиÑимым), наличие у него зримых детÑких черт - "за моим-то не углÑдишь, так он пÑÑ‚ÑŒ ложек пеÑку в чай бухнет!" - и делают заключение: "какой же он взроÑлый - как был неÑмышленым, таким и оÑталÑÑ, даром что уÑÑ‹ пробиваютÑÑ". Скажем прÑмо, Ñтот вывод и Ñубъективен, и Ñомнителен.
ЕÑли иметь в виду позицию и мерку подроÑтка, то здеÑÑŒ Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð°Ñ Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÐºÐ°: "Мне шеÑтнадцать лет, книг Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ñ‡Ð¸Ñ‚Ð°Ð», может быть, в два раза больше, чем вы Ñ Ð¾Ñ‚Ñ†Ð¾Ð¼, вмеÑте взÑтые. Что же из того, что Ñ Ð½Ðµ зарабатываю, Ñами не захотели, чтобы Ñ, закончив девÑтилетку, работать пошел - не Ñтал бы Ñидеть у Ð²Ð°Ñ Ð½Ð° шее до черт знает какого возраÑта. Почему ребÑта во дворе, даже те, кому уже в армию идти пора, Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð·Ð° маленького не держат, а дома что хотÑÑ‚ Ñо мной, то и делают, как Ñ Ð¿ÐµÑ€Ð²Ð¾ÐºÐ»Ð°ÑÑником. Ð’ ÑпортÑекцию не пуÑкали - руки-ноги мне там Ñломают, а у Ð¼ÐµÐ½Ñ Ñ‚ÐµÐ¿ÐµÑ€ÑŒ разрÑд по Ñамбо, Ñто что, пуÑÑ‚Ñчок? С Ритой у Ð½Ð°Ñ Ð²Ñе очень Ñерьезно, а отец Ñо Ñмешком Ñпрашивает: Ñ‚Ñ‹, наверное, еще Ñ Ð´ÐµÐ²Ñ‡Ð¾Ð½ÐºÐ°Ð¼Ð¸ дерешьÑÑ?"
​Ðтот или какой-либо другой, подобный внутренний монолог произноÑит не один мальчишка, которому родители дают понÑÑ‚ÑŒ, что он вÑе еще нуждаетÑÑ Ð² опеке. БеÑÑпорно, и он далек от объективноÑти, и реально у него не так уж много оÑнований претендовать на права взроÑлого. И вÑе-таки равновеÑие в Ñемье воÑÑтановитÑÑ Ñ‚Ð¾Ð»ÑŒÐºÐ¾ в том Ñлучае, еÑли Ñтороны найдут формы разумного компромиÑÑа, и отец и мать отнеÑутÑÑ Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ‹Ð¼ уважением к правам взроÑлеющего члена их ÑемейÑтва.
Ðо, что важно подчеркнуть, конфликт не возникает в ÑемьÑÑ…, где, не отказываÑÑÑŒ от контролÑ, без которого немыÑлимо воÑпитание человека, родители еще в младшем школьном возраÑте ÑводÑÑ‚ опеку до минимума. ЕÑли позволительно здеÑÑŒ такое Ñравнение, они, ÑƒÐ´ÐµÑ€Ð¶Ð¸Ð²Ð°Ñ Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ñ‹Ðµ ÑтратегичеÑкие выÑоты Ñемейной педагогики, а именно, ÐºÐ¾Ð½Ñ‚Ñ€Ð¾Ð»Ð¸Ñ€ÑƒÑ Ñоблюдение норм морали, заботÑÑÑŒ, чтобы их ребенок не Ñ€Ð¾Ñ Ð¸Ð¶Ð´Ð¸Ð²ÐµÐ½Ñ†ÐµÐ¼ и трутнем, чтобы он выполнÑл Ñвой общеÑтвенный долг, хорошо занимаÑÑÑŒ в школе, - предÑтавлÑÑŽÑ‚ ему макÑимальную ÑамоÑтоÑтельноÑÑ‚ÑŒ в решении поÑтоÑнно возникающих тактичеÑких задач, вмешиваÑÑÑŒ лишь тогда, когда не вмешатьÑÑ Ð½ÐµÐ²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾, и отнюдь не по каждому поводу и Ñлучаю.
ЕÑли опека, ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°Ñ Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÑтавлÑет Ñобой форму определенной активноÑти родителей в ÑиÑтеме Ñемейных отношений, приобретает характер Ð¿Ñ€Ð¸Ð½ÑƒÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´ÐµÑ‚ÐµÐ¹ к ответÑтвенноÑти и ÑамоÑтоÑтельноÑти, то пуÑÑ‚ÑŒ будет опека! Вреда она не принеÑет и конфликта не породит. ГоворÑÑ‚, что война - Ñто порождение дипломатии, но другими ÑредÑтвами. ЕÑли отноÑительно мирные Ñемейные Ð¾Ñ‚Ð½Ð¾ÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ð·Ð°Ñ…Ð¾Ð´ÑÑ‚ в тупик, еÑли тактика диктата вÑтречает Ñопротивление и, что называетÑÑ, коÑа находит на камень - в чьих бы руках Ñта коÑа ни находилаÑÑŒ, Ñтарших или младших, - еÑли опека ÑтановитÑÑ Ð¾Ð±Ñ€ÐµÐ¼ÐµÐ½Ð¸Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÐ½Ð¾Ð¹ и Ñ Ð½ÐµÑŽ не желают больше миритьÑÑ, а опекающие не намерены от нее отказыватьÑÑ, что тогда-то и пуÑкаютÑÑ Ð² ход Ñти Ñамые "другие ÑредÑтва".