Опрос
Метод опроÑа — пÑихологичеÑкий вербально-коммуникативный метод, заключающийÑÑ Ð² оÑущеÑтвлении взаимодейÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñƒ пÑихологом и Ñубъектом поÑредÑтвом Ð¿Ð¾Ð»ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ñ‚ Ñубъекта ответов на задаваемые вопроÑÑ‹. Иными Ñловами, Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñ Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÑтавлÑет Ñобой общение пÑихолога и реÑпондента, в котором главным инÑтрументом выÑтупает заранее Ñформулированный вопроÑ.
Общие ÑведениÑ
ÐžÐ¿Ñ€Ð¾Ñ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ раÑÑматривать как один из Ñамых раÑпроÑтранённых методов Ð¿Ð¾Ð»ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ð½Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð°Ñ†Ð¸Ð¸ о Ñубъектах — реÑпондентах опроÑа. ÐžÐ¿Ñ€Ð¾Ñ Ð·Ð°ÐºÐ»ÑŽÑ‡Ð°ÐµÑ‚ÑÑ Ð² задавании людÑм Ñпециальных вопроÑов, ответы на которые позволÑÑŽÑ‚ иÑÑледователю получить необходимые ÑÐ²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² завиÑимоÑти от задач иÑÑледованиÑ. К оÑобенноÑÑ‚Ñм опроÑа можно причиÑлить его маÑÑовоÑÑ‚ÑŒ, что вызвано Ñпецификой задач, которые им решаютÑÑ. МаÑÑовоÑÑ‚ÑŒ обуÑлавливаетÑÑ Ñ‚ÐµÐ¼, что пÑихологу, как правило, требуетÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ðµ Ñведений о группе индивидов, а не изучение отдельного предÑтавителÑ.
ОпроÑÑ‹ разделÑÑŽÑ‚ на Ñтандартизированные и неÑтандартизированные. Стандартизированные опроÑÑ‹ можно раÑÑматривать как Ñтрогие опроÑÑ‹, дающие прежде вÑего общее предÑтавление об иÑÑледуемой проблеме. ÐеÑтандартизированные опроÑÑ‹ менее Ñтрогие в Ñравнении Ñо Ñтандартизированными, в них отÑутÑтвуют жёÑткие рамки. Они позволÑÑŽÑ‚ варьировать поведение иÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ñ‚ÐµÐ»Ñ Ð² завиÑимоÑти от реакции реÑпондентов на вопроÑÑ‹.
При Ñоздании опроÑов Ñначала формулируют программные вопроÑÑ‹, ÑоответÑтвующие задаче решениÑ, но которые доÑтупны Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð»Ð¸ÑˆÑŒ ÑпециалиÑтам. Затем Ñти вопроÑÑ‹ переводÑÑ‚ÑÑ Ð² анкетные, которые Ñформулированы на доÑтупном неÑпециалиÑту Ñзыке.
Виды опроÑов
- УÑтный и пиÑьменный опроÑ
УÑтный Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð²Ð¾Ð»Ñет глубже, чем пиÑьменный, проникнуть в пÑихологию человека, его внутренний мир, однако требует Ñпециальной подготовки, Ð¾Ð±ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸, как правило, больших затрат времени на проведение иÑÑледованиÑ.
ИÑпользуемые иногда Ð´Ð»Ñ Ð¼Ð°ÑÑового Ð·Ð°Ð¿Ð¾Ð»Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð°Ð½ÐºÐµÑ‚Ñ‹ ÑвлÑÑŽÑ‚ÑÑ Ñвоего рода «заочной» беÑедой (или пиÑьменным опроÑом). Получаемые материалы, еÑли можно так Ñказать, проигрывают в глубине и доÑтоверноÑти отдельных ответов, но выигрывают в маÑÑовоÑти, ÑкономÑÑ‚ времÑ.
Интервью отноÑÑÑ‚ как и к методу опроÑа, так и к методу беÑеды.
ВопроÑÑ‹
Правила ÑоÑÑ‚Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñов
- Каждый Ð²Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð¶ÐµÐ½ быть логичным и отдельным.
- Ðежелательно употребление Ñпециальных, Ñпецифичных терминов.
- ВопроÑÑ‹ должны быть краткими.
- ВопроÑÑ‹ должны быть конкретными.
- ВопроÑÑ‹ не должны Ñодержать подÑказку.
- Формулировка вопроÑа должна предотвратить получение шаблонных ответов.
- Язык вопроÑов не должен вызывать отвращение (к примеру, быть Ñлишком ÑкÑпреÑÑивным).
- ÐедопуÑтимы вопроÑÑ‹ ÑуггеÑтивного (внушающего) характера.
Виды вопроÑов в ÑоответÑтвии Ñ Ñ€ÐµÑˆÐ°ÐµÐ¼Ñ‹Ð¼Ð¸ задачами
- Закрытые — открытые
- Закрытые (Ñтруктурированные) вопроÑÑ‹ предполагают выбор ответа из ÑпиÑка. Закрытые вопроÑÑ‹ могут быть дихотомичеÑкими («да/нет») или же Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð¶ÐµÑтвенным выбором, то еÑÑ‚ÑŒ предоÑтавлÑÑ‚ÑŒ более двух вариантов ответа. Ответы на закрытые вопроÑÑ‹ легко поддаютÑÑ Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚ÐºÐµ; недоÑтатком же можно Ñчитать выÑокую вероÑтноÑÑ‚ÑŒ необдуманноÑти ответов, Ñлучайный их выбор, автоматизм у реÑпондента.
- Открытые (неÑтруктурированные) вопроÑÑ‹ не Ñодержат никаких заготовленных ответов, а реÑпондент отвечает в Ñвободной форме. Данные, полученные из ответов на такие вопроÑÑ‹, обрабатывать труднее, чем в Ñлучае Ñ Ð·Ð°ÐºÑ€Ñ‹Ñ‚Ñ‹Ð¼Ð¸ вопроÑами.
- Субъективные — проективные
- Субъективные вопроÑÑ‹ Ñпрашивают реÑпондента об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой Ñитуации.
- Проективные вопроÑÑ‹ Ñпрашивают о третьем лице, не ÑƒÐºÐ°Ð·Ñ‹Ð²Ð°Ñ Ð½Ð° реÑпондента.