Основные направления в психотерапии

01 октября 2022 г. в 21:39

Известно, как минимум, около 450 видов психотерапии, больше половины из которых используется в работе с детьми и подростками. Единая систематизация столь широкого и продолжающего расширяться списка практически нереальна, и классификация видов психотерапии значительно варьирует от автора к автору. Но так или иначе большинство видов психотерапии соотносимо с тремя основными направлениями:

  • Когнитивно-бихевиоральное

Бихевиоральное направление рассматривает человека как сложную машину, отвечающую реакциями на воздействия внешней среды, преломляя их сквозь призму внутренних переменных (ментальных карт, целей и потребностей). Работая со способами понимания и подкрепляя правильное поведение, происходит психотерапия. Это - бихевиоризм и когнитивно-бихевиоральный подход. См.

  • Психодинамическое

Психодинамическое направление исходит из того, что вся происходящая в нас внутренняя жизнь - это проявление динамики внутренних импульсов в их столкновении с представлениями о реальности, игра индивидуального или коллективного бессознательного, проявление нашей внутренней природы, как реализующей наши инстинкты, так и подтолкающей нас к развитию и самоактуализации. Соответственно, это психоанализ, юнгианство и гуманистический подход. См.

  • Гуманитарное

Гуманитарное направление объединено верой во внутреннюю свободу человека, верой в возможность человека самому формировать свои отношения, смыслы и жизненные ценности, быть верным самому себе. В первую очередь, это экзистенциальный и духовные подходы. См.

Терапия и развитие личности в когнитивно-бихевиоральном направлении

В настоящее время редко встретишь терапевта, работающего в чисто поведенческом или чисто когнитивном направлении. Чаще эти ветки удачно смыкаются, переплетаются, и сегодня большинство терапевтов этого крыла работают в смешанном, когнитивно-бихевиоральном направлении. См.

Терапия и развитие личности в гуманитарном (феноменологическом) направлении

В первую очередь - это гуманитарная психотерапия. Она берет начало в гуманистической психологии и работах ее основателей - К. Роджерса, Р. Мэя, А. Маслоу и др. Сущностное ядро этого подхода - в понимании человека как неделимого и принципиально целостного единства тела, психики и духа, а соответственно - в обращении к интегральным переживаниям (счастья, горя, вины, утраты и т. д.), а не к отдельным изолированным аспектам, процессам и проявлениям. Категориальный аппарат гуманитарного подхода включает в себя представления о "Я", идентичности, аутентичности, самореализации и самоактуализации, личностном росте, экзистенции, смысле жизни и т. д.

Методический аппарат связан с гуманистически-экзистенциальным переосмыслением жизненного опыта и психотерапевтического процесса. С этим подходом связан широкий круг методов: недирективная клиент-центрированная психотерапия (К. Роджерс), психологическое консультирование (Р. Мэй), биоэнергетика (В. Райх), сенсорное осознание (Ш. Сильвер, Ч. Брукс), структурная интеграция (И. Рольф), психосинтез (Р. Ассаджиоли), логотерапия (В. Франкл), экзистенциальный анализ Р. Мэя и Дж. Бюдженталя, и др. Сюда же можно отнести арттерапию, поэтическую терапию, терапию творческим самовыражением (М. Е. Бурно), музыкотерапию (П. Нордофф и К. Роббинс) и др.

К феноменологическиму подходу относятся также все системы, основывающиеся на директивном либо недирективном внушении.

Известные подходы, не вошедшие в основной список

Интегративный подход (мультимодальная психотерапия).

Становится все более определяющей тенденцией, внутри которой выделяют методический эклектизм, психотерапевтическую полипрагмазию, теоретическую интеграцию. В практической плоскости интеграция направляется принципом Г. Пауля (1967): какая психотерапия и кем проводимая наиболее эффективна для этого человека с его специфическими проблемами в его обстоятельствах и окружении или - по выражению М. Эриксона (1975): для каждого пациента - своя психотерапия. Смешение разных факторов и стилей интеграции создает "дикую психотерапию", чреватую, как подчеркивает А. Лазарус (1995), непредсказуемыми эффектами.

Системный подход

Так называемый системный подход - распространенный и уважаемый подход в психотерапии, но в реальности он является модификацией психодинамического либо гуманитарного (феноменологического) направления.

Определяется не ориентацией на теоретические модели, а сфокусированностью на партнерстве, семье, супружестве, группах как самостоятельных организмах, целостных системах со своей историей, внутренними закономерностями и динамикой, этапами развития, ценностными ориентациями и т. д. Терапия в рамках этого подхода исходит из того, что дисфункциональная система отношений определяет дизадаптацию ее участников. Терапевт занимает позицию включенного наблюдателя или играющего тренера. Системный терапевт в достаточной мере директивен: он задает вопросы, наблюдает и контролирует, структурирует коммуникацию участников, драматизирует отношения и моделирует конфликты, дает домашние задания и т. д.

Сравнительный обзор психотерапевтических направлений

Три основных направления в психотерапии - когнитивно-бихевиоральное, психодинамическое и гуманитарное. Чтобы лучше увидеть их особенности, полезно их сопоставить. Что увидим? См.

  • Психологические направления

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Основные направления в практической психологии"
01 окт. 2022 г.
С какой стороны на предмет поглядишь, то в нем и увидишь. Направление в практической психологии - свой родной, предпочитаемый способ видения, предпочитаемый инструментарий и очевидные для практического психолога задачи, направления деятельности. В реальной работе мастеров практической психологии обычно используется не какое-то одно, а одновременно несколько направлений, взаимно дополняющих и поддерживающих друг друга. Однако знание возможностей и ограничений каждого конкретного направления помогает пользоваться ими более осмысленно.
0Подробнее →
Картинка к "Основные подходы в практической психологии"
01 янв. 2010 г.
Подход – важен: с какой стороны на предмет посмотришь, то в нем и увидишь. Если психолог хочет на что-то посмотреть объективно, он уже сделал свой личный, субъективный выбор: он смотрит на происходящее с позиции объективности, и его уже поймут не все, а только те, кто готов сделать аналогичные выборы. Соответственно, нет психологии вообще, есть разные психологические подходы, шире – разные психологические парадигмы.
Картинка к "Психотерапия"
01 янв. 2003 г.
В узком и точном понимании, психотерапия — это лечение психических расстройств психологическими средствами. Однако сегодня понятие психотерапии все более расширяется, выходя за рамки только лечения и по сути смыкаясь с понятием психологической помощи.
Картинка к "Терапия и развитие личности в когнитивно-бихевиоральном направлении"
31 дек. 2009 г.
Суть этого подхода, восходящего к теориям И. П. Павлова и Б. Скиннера, состоит в модификации поведенческих стереотипов через использование принципов теории научения. Поведенческие и эмоциональные проблемы понимаются как закрепленные в результате поощрения и подкрепления дизадаптивных ответов на средовые раздражители. Задача психотерапии состоит в их ликвидации или модификации.