Освоение новых ролей как способ развития личности

01 января 2005 г. в 08:41

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovn

 

Рассказывает профессор Н.И. Козлов

Освоение новых ролей - естественный способ развития личности, однако то, что было таким естественным в детстве, с определенного этапа взросления начинает вызывать вопросы. Абсолютно естественно то, что люди хотят становиться другими, и то, что они становятся другими. Весь вопрос в том, насколько это новое и другое самим человеком понимается и оценивается как приемлемое, как хорошее, как его или не его. 

Дети обычно такие вопросы себе не задают, они просто играют в нечто новое. Играют во взрослых, в животных, в бандитов, в продавцов, и через эти поведенческие формочки они становятся другими. Для детей это абсолютно естественный способ развития. Взрослые же люди играют осторожнее, и когда примеряют новый образ, начинают спрашивать себя: «А это – мое или не мое?» 

Консультируют психологи Н.И. Козлов и М.К. Смирнова

Любой ответ на этот вопрос не только констатирует, но и работает как внушение, формирует новую ситуацию.

Например, девушка начинает вести себя как королева, но со страху ли, сдуру ли, говорит: «Это не совсем мое». Но теперь, если она будет себе долго внушать, что это не вполне ее, то она будет ощущать это как маску, нечто чужое на себе, будет чувствовать себя не очень уютно внутри этого королевского, уверенного образа и, возможно, это будут чувствовать окружающие.

Однако самовнушение определяет не все, реальность также дает себя знать. Например, девушка себе сказала: «Это не мое», а начала действовать, и у нее стало хорошо получаться. Тогда вполне возможно, что она скажет: «А я перепутала, это мое!» - и сочинит себе новую сказку.

Приучая себя к новой роли, мы формируем себе новую личность, становимся новым человеком. Как писал Константин Ваншенкин,

Трус притворился храбрым на войне,
Поскольку трусам спуску не давали.
Он, бледный, в бой катился на броне,
Он вяло балагурил на привале.

Его всего крутило и трясло,
Когда мы попадали под бомбежку.
Но страх скрывал он тщательно и зло
И своего добился понемножку.

И так вошел он в роль, что наконец
Стал храбрецом, почти уже природным.
Неплохо бы, чтоб, скажем, и подлец
Навечно притворился благородным.

Скрывая подлость, день бы ото дня
Такое же выказывал упорство.
Во всем другом естественность ценя,
​Приветствую подобное притворство!

На тренингах постоянно идет освоение нового поведения и примеривание новых личностных образов, и этот процесс не всегда идет гладко. Типичная ситуация, когда после тренинга некоторые участники ведут себя немного неловко и как-то странновато. Они ставят себе правильные задачи: например, они учатся улыбаться, быть «солнышками». А при этом мышцы у них не разработаны, привычки нет, поэтому у многих получается странное солнышко: напряженное солнышко, кривое солнышко... И здесь вопрос: то ли мы пойдем все-таки дальше и освоим это, сделаем это привычным, сделаем родным, то ли скажем: «Нет, улыбаться мне не свойственно, а вот хмуриться и ругаться – это искреннее и настоящее».

Ну, хорошо, вот вернулся он к себе старому, а старое-то это удачное или нет? Удачное старое - это не настоящая личность, это только то, что было когда-то удачно выработано и сегодня ощущается как привычное. А привычное - как будто родное...

Наверное, правильный вариант – хорошо знать, каким ты хочешь быть, какой твой проект как человека, а дальше – учиться, учиться и учиться, чтобы скоро твои проекты становились твоими родными и истинными.

Человек – существо искусственное по природе, у него две природы: биологическая и культурная. То, что для животного искусственно, для человека – естественно. И наша задача – осваивать природу культурную, делать ее своей второй природой.

Освоение ребенком различных ролей

Освоение различных ролей происходит постепенно, начиная с первых лет жизни ребенка. Условием освоения новой роли является сформированность необходимых для нее навыков и способностей. Роль дается тому, кто имеет для этого нужные данные - нужные умения или статус, или кто сам эту роль берет, проявляя интерес к ней или на этой роли настаивая. См.

Комментарии (1):

Елена Вайсберг, 20 июня 2017 г. в 09:27

Очень полезная статья, особенно видео понравилось, а то про привычку знают все, а почему не всегда срабатывает теперь понятно. Спасибо, профессор.)

Материалы по теме:

Картинка к "Освоение ребенком различных ролей"
01 окт. 2022 г.
Условием освоения новой роли является сформированность необходимых для нее навыков и способностей. Роль дается тому, кто имеет для этого нужные данные - нужные умения или статус, или кто сам эту роль берет, проявляя интерес к ней или на этой роли настаивая.
0Подробнее →
Картинка к "Примерка новой личностной роли: мое - не мое"
01 окт. 2022 г.
Освоение новой личностной модели, нового личностного образа может идти легко, с воодушевлением, требовать только технической проработки и выработки естественных привычек к новому образу личности, может вызывать внутренние неудобства, затруднения и иногда протесты. Первые же примерки это обычно обнаруживают. С этим нужно каждый раз разбираться конкретно, что это?
Картинка к "Пути и стратегии самосовершенствования"
01 окт. 2022 г.
Пути и стратегии самосовершенствования разнообразны. Есть разные пути: пробиваться силой, протискиваться ловкостью, осваивать умом. Есть подход через действия, есть через чувства. Есть разные индивидуальные особенности... Пути: Силовик идет путем воли, Душка - мотивирует​ себя, Тактик заботится о том, чтобы изменить собственное окружение. Кто-то упирается в искоренение своих недостатков, кто-то работает на позитиве и развивает свои достоинства. Второе - существенно эффективнее.
Картинка к "Роли и личность"
19 окт. 2021 г.
Личность есть то, что она делает.