Отношение к смерти

12 мая 2014 г. в 07:44

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovn

 

Смерть гусеницы - рождение бабочки. Но и красавицы бабочки живут недолго, чтобы уступить место другим цветам...

Смерть гусеницы - рождение бабочки. Но и красавицы бабочки живут недолго, чтобы уступить место другим цветам...

Цунами в Тайланде

Цунами в Тайланде

Смерть - естественное завершение жизни любого из нас и каждого из наших близких, и в зависимости от жизненной мудрости культуры, типа вероисповедания, местных стереотипов и собственной философии жизни разные люди переживают факт смерти по-разному. Понятно, что тот, кто уже умер, свою смерть не переживает, и в этом смысле у него проблем нет никаких. Однако его смерть тяжело переживают (по крайней мере в нашей культуре) родственники умирающего или умершего - и сам человек, если чувствует близость своей смерти и считает ее преждевременной. Любопытно, что именно в российской культуре, в своей основе пропитанной православием, принято безутешно горевать по умершим - при том, что настоящее православие учит к смерти относится со спокойным смирением и, более того, радостным ожиданием. Во многих других современных культурах отношение к смерти такое же нейтрально-деловое, как к погоде.

Пошел дождь - нужно открыть зонтик. Кто-то умер - значит, нужно похоронить. И дальше заниматься следующими делами.

Когда в 2004 году в Тайланде цунами унесло более 300 тысяч человек, Россия в рамках гуманитарной помощи послала туда в том числе группу психологов и психотерапевтов, чтобы они помогли людям, в одночасье потерявшим своих близких, выйти из душевного кризиса. Вскоре они вернулись обратно, в ситуации собственного душевного кризиса: они там оказались просто не нужны. Ситуация: сидит местный крестьянин на своем участке, где теперь вместо его дома только грязь и обломки. Все погибли. На вопрос психолога: "Мы понимаем ваше горе, у вас все погибли. Можем ли мы вам чем-то помочь?" крестьянин отвечает: "Да, можете. У вас есть трактор? Нужно разгребать мусор". Психологи пытаются объяснить, что они про другую помощь, помощь душевную, но местные люди их не понимают. В Тайланде религией является буддизм, а в буддизме смерть является не горем, а прекращением земных страданий. Для наших психологов и психотерапевтов это оказалось культурным шоком...

Моя соседка Юля вздрагивает и вопит по любому поводу. Она терпеть ненавидит крапиву; она, как заранее ужаленная, отпрыгивает даже от упоминания змеи ужа и готова плакать лишь от мысли, что ее любимая подруга Алиса уедет от нее на три дня раньше. Мама у нее такая же дерганая: невроз. Для Юли вздрагивать и ужасаться — естественно, и чем удобнее для этого повод, тем с большим воодушевлением она это делает. А теперь догадайтесь, как она относится к смерти? – Очень относится. Относится с интересом. Относится с мечтательным ужасом и бережностью, как к любимой игрушке. Она даже старается эту игрушку пореже доставать — потому что оттуда, из-за прозрачной занавески, смерть выглядит еще более зловеще и привлекательнее. Если рядом с нею произойдет смерть, она будет плакать и кричать. Но смерть в данном случае просто удобный повод проорать свои неврозы. Орет — невроз, неблагополучие, несчастье, а смерть — лишь зацепка, которой так удобно воспользоваться. Как писал В.О. Ключевский, "Было бы сердце, а печали найдутся..."

​​​​​​​...Бабушка Лены умерла уже много лет назад, но Лена плачет каждый раз, когда вспоминает об этом. О чем плачет Лена? О бабушке? — Нет, о той любви, которую ей бабушка давала, о той любви, на которой она была воспитана, которую она запечатлела как Любовь и которую теперь не получит ни от кого другого. Лена - хороший человек, но если бы она не так нуждалась в подкармливании любовью, если бы она умела усваивать любовь любую, идущую от такого множества людей в ее сторону, если бы она раздавала любовь, а не ждала ее — плакала бы она? Когда умирают любимые родители, любящие дети плачут. Но плачут они не об умерших родителях, они плачут о себе, лишившихся собственности и спонсоров внимания.

Сенека в подобной ситуации реагировал резко: “Так что же, — спросишь ты, — неужели я забуду друга?” — Недолгую память обещаешь ты ему, если она минет вместе со скорбью! Скорбь кончается быстро — но память пусть будет долгой. А самая долгая — память, связанная с приятными чувствами. Поэтому, если хочешь об умершем друге помнить долго, пусть твои мысли о нем будут приятны. Для меня думать об умерших друзьях отрадно и сладко. Когда они были со мной, я знал, что их утрачу. Когда я их утратил, я знаю, что они были со мной”.

Кажется, что это просто мудро.

Отношение к смерти полностью задается местной культурой - местной религией, установками семьи и ближайшего окружения. Страх перед смертью - исключительно результат научения: дети изначально к смерти не относятся никак, никакого страха и ужаса перед смертью у них нет.

"Бабушка, бабушка, а когда ты умрешь? - А что, родной? - А я тогда твою швейную машинку крутить буду!"

В "Педагогической поэме" А.С. Макаренко описывается, как его воспитанники отнеслись к умершему младенцу: без какого бы то ни было страха, с живым любопытством и даже гордостью: "Он у нас самый красивый!" ("Наш - найкращий!"). Впрочем, в российской культуре страх и ужас детей перед лицом смерти у детей формируется достаточно активно, и начиная с 5-7 лет большинство детей начинают страхи перед чужой или своей смертью испытывать. Вначале мамы и бабушки учат детей переживать по поводу смерти, а потом, в случае чьей-то смерти - успокаивать... Все заняты. Судя по опросам, родители прививают детям страх смерти с несколькими целями. Во-первых, это цель развить разумную осторожность, чтобы дети не поубивали друг друга и не рисковали без нужды собственной жизнью. Во-вторых, это формирование привязанности детей к родителям в надежде, что если дети будут переживать по поводу возможной смерти родителей, дети будут ближе к родителям, пока те живы, и будут родителей лучше слушаться. А самое главное, как описывают опросы, родители не знают, зачем они это делают, и чаще всего это делается как естественная дань традиции, как нечто само собой разумеющееся. "А как же еще относиться к смерти? Не переживать что ли? Может быть, еще и радоваться?"

Фильм "Клиника"

Это - ошибочная установка. Страх смерти формирует только страх и никаким образом не формирует сам по себе уважение к жизни. Есть люди, которые любят жизнь и боятся смерти. Есть те, которые боятся смерти и одновременно с этим не любят жить, не хотят жить, не ценят жизнь свою и с безразличием относятся к жизням других людей... Есть люди, которые не любят или не ценят жизнь и вместе с тем не боятся смерти. А есть те - счастливчики? - которые любят жизнь и не боятся смерти. Это люди, которым не страшно умирать, но при этом они ценят жизнь, дорожат каждым мгновением собственной жизни, заботятся о ее достойном наполнении - и бережно относятся к здоровью и жизни своих близких. Привычка горевать после смерти: "Ах, о чем же я думала?" - дурная привычка. Умершему человеку наш плач не нужен. Мы и наша забота нужны живым: нашим детям, нашим родителям, нашим друзьям и нашим любимым. А также нашему городу и нашей стране, если вы не только частное лицо, но еще и гражданин.

Кажется, что это не так важно: боишься ты смерти или нет, важнее то, любишь ты жизнь или нет, с каким вниманием и уважением ты относишься к жизни своей и других людей, насколько ты заботишься о жизни: любишь с удовольствием просыпаться, с удовольствием работать и отдыхать, с удовольствием помогаешь другим замечательным людям... Нужно воспитывать уважение к людям и уважение к жизни, но не через страх смерти. Ни мужчины, ни женщины не должны боятся смерти, но должны учиться думать о том, как мы живем, что мы оставляем после каждого дня своей жизни, что оставим после себя, когда наша жизнь будет завершена.

  • Автор Н.И. Козлов
  • Смерть
  • Психика, здоровье
  • Личность, общество

Комментарии (23):

Гость, 26 августа 2014 г. в 13:32
Мне эта статья не помогла пережить горе от неожиданной кончины близкого человека. Для меня это общие отстраненные слова...
3 ответа
Н.И. Козлов, 26 августа 2014 г. в 22:58
Когда люди переживают, им важно утешение. А это статья про другую ситуацию и для других людей - для тех, у кого пока ясная голова и кому нужно понимание, чтобы не переживать попусту - в будущем.
1 ответ
Гость, 15 сентября 2014 г. в 12:15
Я не верю, что к смерти можно относиться легко.
3 ответа
Гость, 24 ноября 2014 г. в 10:42
Можно. Человеческий дух способен на такое.
Гость, 23 апреля 2016 г. в 14:46
А вы задумывались о том сколько вы каждый день убиваете бактерий, червячков, насекомых? Сколько поедаете мяса животных и нежных лепестков растений? Тут, как мне кажется, нужно рассматривать вопрос: "У меня есть информация (знание) об этом или нет"?
Гость, 16 октября 2018 г. в 13:33

Я скажу, что я не просто отношусь легко, пугающе легко даже для самого себя. Я смерть родного дедушки пережил проще, чем родственники смерть одного из их знакомых, которого они уже много лет не видели.

Ирина, 03 января 2016 г. в 18:26
Согласна. Я потеряла мужа три года назад и мне все хуже и хуже, мне его так жаль. Это статья нормативная. Надо-надо-надо.
Гость, 25 мая 2019 г. в 22:18

Да отношение к смерти с годами меняется. В россии психологи народу простому вообще не доступны. И страна пережившая миллионы насильственных смертей не может относится к смерти как к чему то естественному. Это разве не откладывает отпечаток на наше восприятие жизни и смерти. Я люблю людей, не держу обид, этакое шизофриническое блаженное состояние уводит меня от страшилок о смерти, да я знаю, что это нормальный процесс и отношусь к этому спокойно. Но молодым говорю - цените жизнь, любите жизнь,близких вам людей, и тогда к старости не о чем будет печалиться.

ГостьТатьяна, 16 января 2015 г. в 05:39
А мне понравилась статья. И мне стало намного спокойнее. Я тоже 4 дня назад потеряла свою любимую внучку. Просто многим нравится в первую очередь себя любимых жалеть и даже не стараться работать над собой. Так удобнее ничего не делать.
Гость Екатерина, 02 февраля 2015 г. в 18:36
Моя восьмилетняя дочь почти каждый вечер плачет и говорит, что не хочет чтобы её бабушки умерли, они кажутся ей очень старенькими. Я не знаю как её утешать и что говорить. Она просит дать ей успокоительное. А вчера попросила сводить её к детскому психиатру. Как быть?
1 ответ
Н.И. Козлов, 02 февраля 2015 г. в 23:12
К психиатру сходить - разумно. А самое важное, Екатерина, вам изменить свое собственное отношение к жизненным проблемам и, в частности, к смерти. Когда научитесь сами относиться к этому спокойно, спокойнее станет и вашей дочери.
Гость, 19 февраля 2015 г. в 14:01
Я в свое время интересовалась духовными поисками и много думала о смерти. Думаю, хорошо что думала - как раз и пришла к такому выводу "я умру, но слава богу не скоро" :) Стала более реалистичной, больше идей начала реализовывать. Мне кажется, люди не о смерти грустят, а о своей непрожитой жизни.
Ксения, 16 февраля 2016 г. в 21:33
Статья мне понравилась. Я тоже считаю, что плачут ни по умершим, а по потерянные взаимоотношениям и тем, что получали от них. Но меня саму ужасно пугают мысли о смерти детей. У меня двое сыновей и они не всегда ведут себя разумно. Я просто панически боюсь за них, это выматывает меня(
Гость, 21 октября 2016 г. в 20:31
Как бывший ребёнок с полной ответственностью заявляю - мысль о собственной смерти и будущей смерти близких возмущает ребёнка и рождает в нем... нет, не страх, а ощущение, что мир устроен неправильно. Хотя родные меня воспитывали в духе этой статьи - что это естественно, что пожилые люди обычно готовы к собственной смерти и что заботиться надо о живых. Спору нет. И страха нет. Зачем бояться того, что неизбежно случится? Но ощущение ценности жизни теряется - какую цену имеет то, что через несколько десятков лет превратится в ничто? К слову, во всех культурах, деловито относящихся к смерти, существует механизм компенсации: вера в загробную жизнь в той или иной форме. В российской современной культуре этого нет.
Гость, 17 ноября 2017 г. в 14:06

На мой взгляд, статья какая-то поверхностная. Как будто не психологическая, а биологическая. Смерть, страх, естественность. Понятно, что смерть естественна и всех она постигнет. Но человек переживает не из-за самого факта смерти, а из-за того, что умершего человека с ним рядом больше нет и не будет, плачет по отношениям и по тем чувствам и эмоциям, которые они давали. Не знаю, как еще объяснить. И по-моему это совершенно естественно и нормально и даже в некоторой степени необходимо. Ведь, когда мы расстаемся с любимыми и близкими людьми, мы тоже переживаем и плачем, или просто грустим хотя бы. Это естественно для человека и если не выходит за рамки, то что в этом плохого? А судя по статье, смысла плакать и страдать вообще в принципе нет. Если уж смерти радоваться и относиться спокойно, то тогда ко всему в жизни можно спокойно относиться. Как робот. Мне этого не понять.

2 ответа
Козлов Николай Иванович, 25 ноября 2017 г. в 22:25

Простите, отвечу резко: нельзя свое невежество и детскую привычку переживать выдавать за истину и рассматривать как достоинство. Взрослейте, сударь!

1 ответ
Гость, 25 января 2019 г. в 16:18

Автор, реагируйте на критику спокойнее. Вы наверно никогда не испытывали те чувства, что испытывает умирающий человек. Иначе бы не рассуждали так легко. В первую очередь - это одиночество. Во-вторых, предсмертные голлюцинации, когда твой мозг отключается, и сознание понимает, что что-то не так, но сделать с этим ты ничего не можешь. Вот это ощущение чудовищно. Потом следует отключение мозга т.е. смерть. Естественно умерший уже ничего не чувствует. Его компьютер сломан навсегда. Его нет. Есть только молекулы, атомы.

1 ответ
Гость, 13 декабря 2019 г. в 16:02

А вам то, живому, откуда знать, что испытывает умирающий человек! Статья не призывает относиться к смерти равнодушно, но с легкостью, не доводя себя до неврозов, депрессий и хуже того - суицида!!! Я лично на себе испытала это полное погружение в горевание и страдания после смерти близкого человека. Заработала депрессию и тревожный невроз. 7 лет выбираюсь из этого! И вы считаете это нормальным?! Я сомневаюсь, что мой умерший брат хотел бы таких страданий своим родным! Всему есть мера!

Гость, 08 января 2021 г. в 09:38

Полностью согласен.

Гость, 04 апреля 2020 г. в 21:21

Не так давно учённые выяснили, что человеческий организм в перспективе может жить вечно, потому что наши клетки обновляются. И это открытие сагласуется с тем, что было записано несколько тысяч лет назад в одной мудрой книге: "Он сделал все прекрасным в свое время; и притом вложил вечность в сердце их; хотя человек не постигает дела, которое делает Бог, от начала до конца." (Экклезиаст глава 3 стих 11) И то, что мы горюем, когда умирают наши близкие, говорит о том, что смерть для нас неестественна, так как мы созданы, чтобы жить.

Гость, 06 апреля 2020 г. в 13:20

Согласна, что смерть это неестественное явление. Поэтому люди не могут это принять. Плачут и скорбят, теряя близких людей. Иисус тоже "восскорбел духом", увидев, как переживают сестры после смерти его друга Лазаря. У него даже потекли слезы. (Иоанна 11:33). Но для Иисуса было легко воскресить Лазаря. Он сравнил смерть со сном из которого есть пробуждение. И это одна из главных тем Библии.

Гость, 07 апреля 2020 г. в 12:05

В Слове Бога (Библии) говорится, что смерть - это враг, который царствует над всем человеческим родом. Никто из людей не в силах побороть этого жестокого врага. Но в Библии сказано еще и то, что скоро с этим врагом будет покончено навсегда. Это сделает сам Бог.

Гость, 17 апреля 2020 г. в 11:55

Спасибо за статью, действительно, то, как люди относятся к смерти, зависит от их культуры и верований. Например: многие боятся смерти, потому что верят, что могут попасть в ад и подвегнутся вечным мукам. Поэтому хотелось бы показать, что о состоянии мёртвых говорится в Библии, например мудрый царь Соломон говорил: "Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости." Екл. 9:10. Из этих слов видно, что мёртвые не мучаются, по сути им там "ни холодно, ни жарко". Поэтому, у нас есть причины не испытавать панического страха перед смертью. Конечно, это не означает, что мы будем радоваться, когда умирает близкий человек или проявлять равнодушие к его смерти.

Материалы по теме:

Картинка к "Как пережить смерть близкого человека"
01 окт. 2022 г.
Если близкий человек умирает, в первую очередь надо (еще раз) подумать, что можно сделать, какие меры принять, и при любой разумной возможности действовать максимально энергично.
2Подробнее →
Картинка к "Как сообщить детям о смерти близкого человека"
01 окт. 2022 г.
Лет до 4 ребенок в принципе не понимает, что такое смерть, понимание этого приходит обычно где-то годам к 11. Соответственно, у маленького ребенка здесь в принципе нет никакой проблемы, если только ее не создадут ему сами взрослые.
Картинка к "Мужские страхи: одиночество и смерть"
31 дек. 2009 г.
На консультации мужчина 50 лет. Очень нервничает. Дважды начинает разговор. Берет паузу. Выходит. Не может сидеть и смотреть на меня. Встает. Идет к окну. Понимаешь, мы с женой всю жизнь пахали. Налаживали жизнь. Сейчас впервые появилось свободное время. На днях захожу домой, а он пустой. Вся семья разъехалась. Мне стало так страшно. Дети скоро будут жить отдельно, детей уже новых не будет. Да и сейчас со старшими у нас нет общих тем. Мне страшно. Одиноко. Мне кажется, что завтра уже смерть.
Картинка к "О смерти (А. Сурожский)"
12 мар. 2014 г.
У меня отношение к смерти своеобразное, и мне хочется объяснить, почему я к смерти отношусь не только спокойно, но с желанием, с надеждой, с тоской по ней. Русские умирают спокойно; западные люди чаще со страхом. Русские верят в жизнь, уходят в жизнь. И вот это одна из вещей, которые каждый священник и каждый человек должен повторять себе и другим: надо готовиться не к смерти, надо готовиться к вечной жизни.
Картинка к "Опыт тысячелетий. Православная культура переживания горя и трудностей"
13 сент. 2016 г.
Для переживания горя и трудностей, для преодоления их, проживания их, а не пережёвывания их - именно так православная культура понимает процесс переживания, как правильное проживание - Православие дает верующим КАНОН ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПРЕД ИКОНОЙ ЕЕ "ВСЕЦАРИЦА". Этот канон настраивает на то, чтобы пред горем и трудностями человек не рассыпался в слезах и отчаяньи, не позволял себе впасть в состояние неутешной скорби, желая страданиями насытить глупое сердце, а собрался и преодолел трудный период при помощи вхождения в наивысшее наиэнергетичное состояние человека - в состояние радости.
Картинка к "Отношение к собственной смерти"
01 окт. 2022 г.
Отношение к смерти полностью задается местной культурой - местной религией, установками семьи и ближайшего окружения. Дети изначально к смерти не относятся никак, никакого страха и ужаса перед смертью у них нет.
Картинка к "Почему врачи, умирая, отказываются от реанимации"
23 авг. 2017 г.
Доктор медицины из Южной Калифорнии Кен Мюррей рассказал, почему многие врачи носят кулоны с надписью «Не откачивать», и почему они предпочитают умирать от рака дома.
Картинка к "Страх смерти и как его преодолеть"
01 окт. 2022 г.
Страх смерти есть у всех людей, но степень проявления его разная. Есть две непреложные истины: первая – все умрем, вторая – неизвестно, когда. Навязчивый страх смерти, или говоря научным языком - танатофобия, один из самый распространенных страхов. Танатофобия - страх вне источника угрозы. Ведь пока мы живы, смерти нет! А когда она приходит, нас уже нет!
Картинка к "Страх смерти в детском и подростковом возрасте"
01 окт. 2022 г.
– Мама, все люди умирают? – Да. – А мы? – Мы тоже умрем. – Это неправда. Скажи, что ты шутишь.
Картинка к "Жизнь и смерть"
01 окт. 2022 г.
Смерть — прекращение жизни.