Ответственность за последствия

01 октября 2022 г. в 21:40

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovn

 

 

Если наши действия затрагивают окружающих, они могут в той или иной форме «выставить нам счет», и тогда наступает ответственность за последствия наших действий. Ответственность за последствия предполагает, прежде чем взяться за дело, взвешивание своих возможностей: справлюсь ли? Не подведу ли? Если же дело оказалось не сделано, для нас наступают негативные последствия — плата за нашу бездумность и безответственность.

Фильм «Калигула»

Ответственность за последствия включает в себя ответственность за поступки, за действие и бездействие, за слова (Зэки спрашивают предельно конкретно: «Ты ответишь? За свои слова отвечаешь?» За свои декларации готов (будешь?) платить по полной (деньгами, здоровьем, жизнью)? Тот, кто говорит, не отвечая за свои слова, говорит слова пустые, базарит) и обещания, за ту или иную инициативу или безинициативность.

Ответственность за последствия в воспитании детей

Как приучать детей к пониманию того, что их «хочу» — не просто решение, а выбор, решение, и за это решения им нужно платить, отвечать? Например, ребенка предупредили, что если он бросит игрушку за окно, за нею никто не побежит и он останется без игрушки. С какого-то возраста ребенок это понять вполне может, возможные последствия осознает, но игрушку за окно ему бросить тоже интересно. Что будет? В жизни то, что мы выбрасываем — мы теряем. В данном случае роль жизни вполне могут исполнить родители, и у умных родителей ребенок остается без игрушки, по крайней мере на некоторое время. Потому что это уже была его ответственность: слушаться родителей или нет, бросать игрушку или не бросать.

Важно: обучение происходит, только если ребенок (или взрослый человек) способен понимать происходящее, видит альтернативы и считает себя возможным выбор сделать. Совсем младенец это еще не способен, поэтому к его разуму обращаться еще нельзя и лишать его игрушки, которую он уронил — глупо. В таких случаях работает обучение на образцах и метод положительного или отрицательного подкрепления.

Если же перед нами не совсем младенец и разум у ребенка уже присутствует, то в случае спорного/трудного вопроса нужно показать:

  • последствия первого варианта поведения;
  • предложить другой вариант поведения, объяснив его другие последствия;
  • разрешить ребенку сделать ЛЮБОЙ выбор и
  • непреклонно дать случиться последствию.

В этом случае ребенок узнает принцип: «Хочешь, чтобы было по-твоему — плати за последствия». Как это может происходить в реальности? Предлагаем записки студентки Университета практической психологии А.Н.


Воспитывала я чудесную пятилетнюю особу Ксюху. Собираемся гулять — далеко на озеро. Ксюша намеревается взять с собой на прогулку любимый чемоданчик «для рыбалки». Вещь для пятилетнего ребенка громоздкая и несколько тяжелая. Объясняю, что ей будет тяжело. Ксюша настаивает. Отлично. Я разрешаю ей взять с собой чемоданчик, заметив, что тащить она его будет только самостоятельно.

Как она ныла и красочно пыхтела на обратном пути!

В следующие разы мы замечательно гуляли без чемоданчика. Без вообще каких либо вопросах о чемоданчиках. Потому что Ксюша уже знает: «Приняла решение — отвечай!»


Похожий случай был когда папа подарил Ксюши билеты в французский Диснейленд. Я приезжаю к ним домой с утра — а у Ксюши истерика со слезами — «Хочу чтобы мама сегодня была дома со мной!!!» Да, только маме надо ехать покупать билеты на самолет во Францию. Разговариваю с мамой. Мама разговаривает с Ксюшей, объясняет, Ксюша сейчас может выбрать несколько вариантов:

  • Вариант 1. Мама остается дома, но тогда билеты не купят и в Диснейленд никто не поедет.
  • Вариант 2. Мама едет за билетами, а Ксюша чудесно проведет день со мной, вечер с мамой и папой, а через неделю полетит во Францию в Диснейленд.

Ксюха выбрала второй вариант. Дети быстро умнеют!

  • Ответственность за последствия
  • Свободное воспитание
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Что такое ответственность и ответственный подход"
01 окт. 2022 г.
Ответственность — это способность субъекта адекватно ответить за то, что ему поручено.
8Подробнее →
Картинка к "Ответственность как объективное обстоятельство"
01 окт. 2022 г.
Как объективное обстоятельство, ответственность - это обязанность человека выполнить необходимое и обеспечить нужный результат, та или иная расплата за невыполнение должного. Ответственность - это объективная нагрузка. Дела должны быть сделаны, дорогое должно быть сохранено. Если тебе это поручили и ты на себя это взял, на тебе теперь - ответственность, объективная нагрузка, обязанность сделать, сохранить, проконтролировать и отчитаться: дать качественные ответы на вопросы о том, что тебе поручено. Ответ может быть делами, деньгами или объяснением.
Картинка к "Ответственность за результат"
01 окт. 2022 г.
Существует старинное правило: инженер, построивший мост, стоит под ним, пока идет первый поезд. Это называется - «ответственность за результат». Готовность жизнью платить за Результат.
Картинка к "Свободное воспитание и вседозволенность"
01 окт. 2022 г.
"Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным? Это — приучить его не встречать ни в чем отказа; так как желания его постоянно будут возрастать вследствие легкости удовлетворения их, то рано или поздно невозможность вынудит вас, помимо вашей воли, прибегнуть к отказу, и эти непривычные отказы принесут ему больше мучений, чем самое лишение того, чего он желает. Сначала он захочет получить палку, которую вы держите, скоро он запросит ваши часы, затем запросит птицу, которая летит перед ним, запросит звезду, которую видит на небе, запросит все, что только увидит; если вы не Бог, как вы его удовлетворите?