Почему дети ссорятся
Авторы: Н. Галигузова, Е. Смирнова
ÐÐ½Ñ (5 лет) не пошла в детÑкий Ñад. Она оÑталаÑÑŒ дома Ñо Ñвоей любимой мамой. Она так ждала Ñтого днÑ, ей так хотелоÑÑŒ побыть дома, а вот теперь ей почему-то Ñкучно. Она ходит по комнатам, перекладывает игрушки Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð³Ð¾ меÑта на другое, Ñмотрит в окно и не знает, чем занÑÑ‚ÑŒÑÑ. Мама уже почитала ей Ñказку, поиграла Ñ Ð½ÐµÐ¹, но вÑе равно чего-то не хватает.
- Мама, а можно Ñ Ð·Ð°Ð¹Ð´Ñƒ за Мариной и позову ее?
- Ðу конечно можно, зайди, еÑли хочешь.
Через некоторое Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð´ÐµÐ²Ð¾Ñ‡ÐºÐ¸ Ñ Ñнтузиазмом начинают играть: «Ðто у Ð½Ð°Ñ Ñтол, Ñто Ð¼Ð¾Ñ Ð¿Ð»Ð¸Ñ‚Ð°, Ñ Ð±ÑƒÐ´Ñƒ обед готовить…» Уже ÑовÑем не Ñкучно, и даже, наоборот, очень веÑело. Так проходит примерно полчаÑа. И вдруг из детÑкой комнаты раздаютÑÑ Ð³Ð½ÐµÐ²Ð½Ñ‹Ðµ крики:
- Ðе туда Ñтавишь, Ñ‚Ñ‹ вÑе не так делаешь, Ñмотри!
- ПуÑти, Ñ Ñама!
- Отдай, Ñто мое!
- Уходи, Ñ‚Ñ‹ вÑе иÑпортила! Ты вÑе поломала!
- Хорошо, Ñ ÑƒÐ¹Ð´Ñƒ, Ðнечка, но больше уже никогда не приду!
- Ðу и не приходи, Ñ Ñ Ñ‚Ð¾Ð±Ð¾Ð¹ больше не дружу!
Хлопает Ð²Ñ…Ð¾Ð´Ð½Ð°Ñ Ð´Ð²ÐµÑ€ÑŒ, ÐнÑ, рыдаÑ, жалуетÑÑ Ð¼Ð°Ð¼Ðµ на противную Маринку. Ðо через полчаÑа опÑÑ‚ÑŒ ÑтановитÑÑ Ð½ÐµÑтерпимо Ñкучно: «Мам, можно Ñ Ð·Ð°Ð¹Ð´Ñƒ за Мариной?»
ОпÑÑ‚ÑŒ девочки играют вмеÑте, и вÑе повторÑетÑÑ Ñначала. Почему же так проиÑходит? С одной Ñтороны, дети очень Ñ‚ÑнутÑÑ Ð´Ñ€ÑƒÐ³ к другу, но Ñ Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð¾Ð¹ - чаÑто ÑÑорÑÑ‚ÑÑ.
Чтобы разобратьÑÑ Ð² Ñложных детÑких отношениÑÑ…, попытаемÑÑ Ð¿Ð¾Ð½ÑÑ‚ÑŒ, как маленькие дети воÑпринимают друг друга. Давайте подÑлушаем разговор наших подружек до того, как они поÑÑорилиÑÑŒ.
- У моей куклы краÑивое платье!
- Рмне мама тапочки купила, Ñмотри!
- Я буду дом Ð´Ð»Ñ ÐºÑƒÐºÐ»Ñ‹ Ñтроить, вот Ð¼Ð¾Ñ ÐºÑ€Ð¾Ð²Ð°Ñ‚ÐºÐ°.
- Ð Ð¼Ð¾Ñ ÐºÑƒÐºÐ»Ð° лучше твоей, Ñ ÐµÐ¹ коÑу заплетаю.
- Ð Ñ Ñвоей бантики завÑзываю. Я уже умею бантики завÑзывать.
- Ð Ñ ÑƒÐ¼ÐµÑŽ принцеÑÑу Ñ Ð±Ð°Ð½Ñ‚Ð¸ÐºÐ°Ð¼Ð¸ риÑовать…
Обратите внимание, в каждой фразе ребенка в центре Ñтоит «Ñ»: у Ð¼ÐµÐ½Ñ ÐµÑÑ‚ÑŒ, Ñ ÑƒÐ¼ÐµÑŽ, Ñ Ð´ÐµÐ»Ð°ÑŽ и Ñ‚. д. Дети как бы хваÑтаютÑÑ Ð´Ñ€ÑƒÐ³ перед другом Ñвоими умениÑми, доÑтоинÑтвами, имущеÑтвом. Ð’Ñе Ñто важно продемонÑтрировать ÑверÑтнику, чтобы хоть в чем-то (а лучше во вÑем) превзойти Ñвоего партнера. Игрушка, которую никому Ð½ÐµÐ»ÑŒÐ·Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ñ‚ÑŒ, терÑет половину Ñвоей привлекательноÑти. Почему же Ð´Ð»Ñ Ð´ÐµÑ‚ÐµÐ¹ Ñто так важно?
Прежде вÑего потому, что маленькому ребенку необходима уверенноÑÑ‚ÑŒ в том, что его замечают, что он Ñамый хороший, любимый и Ñ‚.д. Ðта уверенноÑÑ‚ÑŒ отражает отношение к нему родителей, Ð´Ð»Ñ ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ñ‹Ñ… их ÑобÑтвенный ребенок вÑегда Ñамый-Ñамый. Пока малыш дома, ему не надо доказывать папе Ñ Ð¼Ð°Ð¼Ð¾Ð¹, что он Ñамый хороший. Ðо как только он оказываетÑÑ Ñреди детей, Ñта иÑтина переÑтает быть Ñтоль очевидной, и ребенку приходитÑÑ Ð´Ð¾ÐºÐ°Ð·Ñ‹Ð²Ð°Ñ‚ÑŒ Ñвое право на уникальноÑÑ‚ÑŒ и превоÑходÑтво.
Ðаиболее проÑтой ÑпоÑоб - Ñравнение ÑÐµÐ±Ñ Ñ Ñ‚ÐµÐ¼, кто играет Ñ€Ñдом и кто так похож на тебÑ. Правда, Ñравнивают ÑÐµÐ±Ñ Ñ Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð¸Ð¼Ð¸ маленькие дети веÑьма Ñубъективно. Их оÑÐ½Ð¾Ð²Ð½Ð°Ñ Ð·Ð°Ð´Ð°Ñ‡Ð° - доказать Ñвое превоÑходÑтво, и Ð´Ð»Ñ Ñтого они прибегают к Ñамым разным аргументам. Ðо за вÑем Ñтим Ñтоит: «Смотри, какой Ñ Ñ…Ð¾Ñ€Ð¾ÑˆÐ¸Ð¹!» Вот Ð´Ð»Ñ Ñ‡ÐµÐ³Ð¾ нужен ÑверÑтник! Он нужен Ð´Ð»Ñ Ñ‚Ð¾Ð³Ð¾, чтобы было Ñ ÐºÐµÐ¼ ÑÐµÐ±Ñ Ñравнивать (а иначе, как же можно доказать, что Ñ‚Ñ‹ лучше вÑех), и еще Ð´Ð»Ñ Ñ‚Ð¾Ð³Ð¾, чтобы было кому показать Ñвои доÑтоинÑтва. ПолучаетÑÑ, что маленький ребенок видит в ÑверÑтнике прежде вÑего предмет Ð´Ð»Ñ ÑÑ€Ð°Ð²Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ñобой. Ð Ñам ÑверÑтник, его личноÑÑ‚ÑŒ (интереÑÑ‹, дейÑтвиÑ, качеÑтва) как бы ÑовÑем не замечаютÑÑ. Вернее, они замечаютÑÑ, но только тогда, когда начинают мешать, когда ÑверÑтник ведет ÑÐµÐ±Ñ Ð½Ðµ так, как хотелоÑÑŒ бы. И Ñразу же Ñти качеÑтва получают Ñуровую и однозначную оценку:
- Ðе толкайÑÑ, дурак!
- Жадина Ñ‚Ñ‹ противнаÑ!
- Ты вÑе неправильно делаешь, хулиган!
Подобными Ñпитетами дети награждают друг друга на оÑновании отдельных безобидных дейÑтвий: не даешь игрушку - значит, жадина, делаешь не так как Ñ - значит, неправильно. Об Ñтом ребенок откровенно и непоÑредÑтвенно Ñообщает Ñвоему маленькому другу. Ðо ведь друг ждет от него ÑовÑем другого! Ему тоже нужны признание, одобрение, похвала!
Вот она, Ð¿ÐµÑ€Ð²Ð°Ñ Ð¿Ñ€Ð¸Ñ‡Ð¸Ð½Ð° детÑких конфликтов. Каждому ребенку необходимо хорошее отношение ÑверÑтника. Ðо понÑÑ‚ÑŒ, что ÑверÑтнику нужно то же Ñамое, он не может. Похвалить и одобрить другого ребенка Ð´Ð»Ñ Ð´Ð¾ÑˆÐºÐ¾Ð»ÑŒÐ½Ð¸ÐºÐ° оказываетÑÑ Ð¾Ñ‡ÐµÐ½ÑŒ трудно.
Почему дети не замечают чужих доÑтоинÑтв и подчеркивают только отрицательные черты в поведении ÑверÑтников? Дело в том, что дошкольники видÑÑ‚ и воÑпринимают только внешний риÑунок Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð¾Ð³Ð¾, только его зримый, ощутимый результат. Они видÑÑ‚, что другие дети толкаютÑÑ, кричат, мешают, отбирают игрушки и Ñ‚. д. Ðо что каждый ÑверÑтник - личноÑÑ‚ÑŒ, Ñо Ñвоим внутренним миром, интереÑами, желаниÑми, предпочтениÑми - им понÑÑ‚ÑŒ еще трудно. Да и ÑобÑтвенный внутренний мир дети оÑознают еще очень плохо. Дошкольники ведут ÑÐµÐ±Ñ Ð¸Ð¼Ð¿ÑƒÐ»ÑŒÑивно и зачаÑтую не могут объÑÑнить, зачем и почему они что-то делают. Ðо еÑли человек не оÑознает Ñвоих переживаний, намерений, интереÑов, то как же он может предÑтавить, что чувÑтвуют другие? Ð’ Ñтом и ÑоÑтоит Ð²Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°Ñ Ð¿Ñ€Ð¸Ñ‡Ð¸Ð½Ð° чаÑÑ‚Ñ‹Ñ… ÑÑор и конфликтов детей.
Как помочь ребенку поÑмотреть на ÑÐµÐ±Ñ Ð¸ ÑверÑтника Ñо Ñтороны
Ð”Ð»Ñ Ñтого мы организовали такую Ñитуацию. Двух детей приглашали поиграть вмеÑте в течение 20-30 минут. Ð’ комнате были карандаши, кубики, машинки - в общем, вÑе необходимое Ð´Ð»Ñ Ð¸Ð³Ñ€Ñ‹. Малыши начинали играть, и вÑе было так, как бывает вÑегда, когда играют дети. Рмы запиÑывали на магнитофон их Ñпоры, объÑÑÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ обвинениÑ. (Дети, еÑтеÑтвенно, об Ñтом не подозревали.) ПоÑле игры дети возвращалиÑÑŒ к Ñвоим друзьÑм на улицу, а мы подзывали к Ñебе одного из них и давали проÑлушать магнитофонную запиÑÑŒ. Ðадо ли говорить, как удивительно и интереÑно было ребенку Ñлушать Ñвой голоÑ. Он, как правило, узнавал ÑÐµÐ±Ñ Ð¸ Ñвоего партнера. Узнавал даже не по тембру голоÑа, а по Ñодержанию выÑказываний, которые он, конечно же, вÑпоминал при проÑлушивании. ЕÑли такого ÑƒÐ·Ð½Ð°Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ðµ проиÑходило, мы помогали ему: «Ðто кто говорит? Узнаешь? Ðто Ñ‚Ñ‹, а Ñто Саша…» И так до тех пор, пока ребенок безошибочно не узнавал ÑÐµÐ±Ñ Ð¸ Ñвоего партнера. См. →
Главное - играть вмеÑте
Примерно в 5 лет дети начинают отчетливо понимать, что они нужны друг другу. Конечно, потребноÑÑ‚ÑŒ в общении Ñо ÑверÑтником поÑвлÑетÑÑ Ñ€Ð°Ð½ÑŒÑˆÐµ (около 4 лет), но младшие дошкольники еще неоÑознанно Ñ‚ÑнутÑÑ Ðº другим детÑм. Рвот в 5 лет дети уже уверенно говорÑÑ‚ о том, что играть лучше вмеÑте. Стремление быть вмеÑте ÑтановитÑÑ Ñ‚Ð¸Ð¿Ð¸Ñ‡Ð½Ñ‹Ð¼ объÑÑнением их поведениÑ. Ðапример, на Ð²Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñ Â«ÐŸÐ¾Ñ‡ÐµÐ¼Ñƒ Ñ‚Ñ‹ Ñтал возить кубики?» Вова уверенно ответил: «Потому, что мы Ñ ÐšÐ¾Ð»ÐµÐ¹ дом вмеÑте Ñтроили и нам нужны были кубики». РЛена обоÑновала Ñвои дейÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ Ñ‚Ð°Ðº: «Я Ñ ÐžÐ»ÐµÐ¹ дружу, поÑтому мы Ñ Ð½ÐµÐ¹ делаем вÑе вмеÑте, что Ñ, то и она. Я Ñтала играть в куклы, и она Ñо мной Ñтала».
​​​​​​​К 5-6 годам конфликтов и ÑÑор ÑтановитÑÑ Ð¼ÐµÐ½ÑŒÑˆÐµ. Ребенку уже не так важно утвердитьÑÑ Ð² глазах ÑверÑтника. Гораздо важнее играть вмеÑте, чтобы было интереÑно, чтобы поÑтроить большой дом из кубиков или уÑтроить краÑивую комнату Ð´Ð»Ñ ÐºÑƒÐºÐ¾Ð». И не так уж ÑущеÑтвенно, кто делает дом или комнату. Главное - делать Ñто вмеÑте. Ð’Ñе чаще дети говорÑÑ‚ о Ñебе Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð¸Ñ†Ð¸Ð¸ «мы»: мы играем, у Ð½Ð°Ñ Ð½Ðµ получилоÑÑŒ, мы пойдем и Ñ‚. д. Даже когда ребенка Ñпрашивали о его ÑобÑтвенных, индивидуальных дейÑтвиÑÑ…, например: «Почему Ñ‚Ñ‹ вдруг начал прыгать?» - он отвечал Ñразу за двоих: «Мы Ñ Ð˜Ð»ÑŽÑˆÐµÐ¹ решили потанцевать». Ð’ Ñтом «мы» неразделимо предÑтавлены «Ñ» и «ты». РобъединÑет их вÑегда какое-нибудь общее занÑтие, дело, решение. Другой ребенок (ÑверÑтник) здеÑÑŒ ÑвлÑетÑÑ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ…Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ñ‹Ð¼ уÑловием Ñтого общего дела: вмеÑте веÑелее, интереÑнее, лучше получаетÑÑ. См. →